САМАРА ДОГОНЯЕТ НЕКСИЮ
"САМАРА" ДОГОНЯЕТ "НЕКСИЮ"
ЦЕНЫ
"САМАРА" ДОГОНЯЕТ "НЕКСИЮ"
Русские Авто ЗА ГОД ПОДОРОЖАЛИ В СРЕДНЕМ НА 14%
ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО
Сообщения об конфигурациях цен на российские авто в 2001 году напоминали сводки из района боевых действий, при этом "победа" всегда оставалась за производителем, а потребители месяц за месяцем вытерпели поражения. Хотя сначала года фабрики обещали только маленькое увеличение цен (в границах инфляции - процентов на 10, не больше), но уже к лету стало ясно: слово свое они не сдержат.
О повышении цен то на одну, то на другую модель объявляли практически каждый месяц - понемногу (скажем, на 2000-4000 руб.), но в целом рост выходил солидный. Количество "повышений" счету просто не поддается. Так, VAZ 21043 в течение года потихоньку дорожал пару раз и в сумме набрал "сверху" целых 420 долл. (+14%). Самый "демократичный" наш автомобиль - VAZ 21053, похоже, скоро закончит быть народным - стоимость на него возросла на 430 долл. (+16%). Но рекордсменом роста посреди вазовских моделей стала "Нива" VAZ 21213 - с 3960 долл. до 4690 (+18%). На ее фоне подорожание "девяносто третьей" (от 4220 до 4560, +9%) и "10-ки" (от 5330 до 5740, +8%) - так, мелочь. Не стоит, правда, забывать, что "10-ка" практически догнала некие иномарки; от " Дэу Нексия" ее отделяет тыща баксов...
Видимо, покупатели к концу года "уперлись" в психический барьер: по сообщениям из Тольятти, сначала декабря нераспроданными машинами были забиты все заводские площадки. Руководители АвтоВАЗа убеждали, что это никак не связано с ростом цен, а разъясняется только "сезонным спадом" (почему-либо у дилеров зарубежных компаний как раз в это время случился пик продаж), и в январе все машины просто "разлетятся". Но дилеры, на всякий случай, снизили отпускные цены на 100-200 долл., а на самом заводе объявили новогодние каникулы практически на две недели.
Авто Горьковского автозавода дорожали еще стремительнее: GAZ 3110-410 (с движком ЗМЗ-402) - с 4220 долл. сначала года до 4990 в конце (+17%), GAZ 3110-101 (с движком ЗМЗ-406) и того круче - с 4370 до 5350 (+22% - абсолютный "рекорд" отрасли!). Да, "Волга", похоже, опять становится автомобилем для элиты.
За "фаворитами" рванули и другие автозаводы: так, обширно разрекламированная "Ода" Izh 2126 - с 2660 долл. до 3200 (+18%, нужно ведь и рекламу оплачивать!), а "Святогор" с вазовским движком 1,6 л - с 2900 и совсем до 4000 (аж на 38%!). Но если Ижевский автозавод авто погоды в стране еще не делает, то "Москвич" - уже (обидно об этом гласить: прошлый автогигант в 2001 году вышел на "необычный" уровень выпуска - 5000 автомобилей!).
Рост цен на новые российские авто сказался и на старых: машины старели, но не дешевели, как положено по всем экономическим законам, а даже малость подорожали: если сначала года двухгодовую "шестерку" можно было приобрести за 2,4 тыс. долл., то в конце - за 2,5 тыс.; "девятку" - за 3,4 и 3,5 тыс. соответственно.
А тем временем забугорные производители цены снижали. Так, БМВ-318i подешевела с 25780 до 23800 долл., " Мицубиси Кольт" - с 14985 до 12900, " Рено Клио Знак" - с 8500 до 8300 долл., " Сузуки Гранд Витара" - с 21990 до 20800, " Форд Фокус" - с 15900 до 13900; самая доступная " Шкода Октавия" в декабре 2000 года стоила 12650 долл., а в декабре 2001-го - уже 12100. Словом, в течение года разница меж ценой российских автомобилей и привезенных из других стран быстро сокращалась.
НИКОЛАЙ ЛЯЧЕНКОВ,
1-ый вице-президент - 1-ый заместитель генерального директора ОАО "АвтоВАЗ"
Рост отпускных цен на авто в 2002 году составит, по нашим прогнозам, 10-11%. Главные его причины - инфляция и изменение курса рубля к баксу. ВАЗ, все же, будет продолжать задерживать цены в нише до 6 тыс. долл. Наша задачка - в наиблежайшие годы поменять "классику" новым автомобилем, но в этой же ценовой нише, так как завод стремится обеспечить автомобилями все слои населения. Мы никогда не ставили впереди себя цель заработать сверхприбыль - тем паче, что в русских критериях это фактически нереально: рост цен на продукцию монопольных поставщиков задает тон всем российским производителям.
Нас очень беспокоит, что естественные монополии диктуют свои условия всей экономике. Ведь рост тарифов на электроэнергию, газ и транПодвесканые услуги повлечет за собой рост цен на комплектующие и материалы, что катастрофично для индустрии. Мы ищем разные пути, чтоб понизить это бремя для АвтоВАЗа, так как основным аспектом считаем покупательную способность населения. Мы работаем сначала на русский рынок и верно отслеживаем динамику спроса. Естественно, АвтоВАЗ уже отыскивает пути обеспечения энергией через других поставщиков.
РУСТЕМ ШИЯНОВ,
управляющий ДОАО "Ижмаш-Авто"
Увеличение цен на авто ИЖ в 2001 году было связано с беспристрастными причинами. Во-1-х, с удорожанием материалов и девайсов; во-2-х, с теми же неуввязками, что и у других производителей, - ростом тарифов на энергоэлементы, транПодвесканые услуги и т. д.
Невзирая на то, что в марте-апреле заявки от дилеров в два раза превосходили месячный объем производства на тот период, на предприятии не спешили подымать отпускные цены. В 2001 году мы реализовали фактически все произведенные авто и сохранили за собой позицию производителя самых "демократичных" машин в Рф.
В 2002 году планируем предстоящее повышение объемов производства и реализации автомобилей ИЖ. Улучшая их потребительские свойства, будем стараться не подымать отпускные цены. Мы желаем, чтоб ижевские авто оставались доступными для русского потребителя.
От редакции. По планам, в 2001 году на "Ижмаш-Авто" намечали выпустить около 65 тыс. автомобилей, но в течение года числа были скорректированы в сторону уменьшения - до 50 тыс.; в 2002 году в Ижевске должны собрать 90-120 тыс. машин Izh 2126 различных модификаций (в том числе вэдовых) и VAZ 2106. В течение 2001 года стоимость базисной "Оды" возросла с 2660 до 3200 долл. (+18%).
Руководители компаний, не сговариваясь, ссылаются на конкретные предпосылки роста цен: дорожают электроэнергия, транПодвеска, комплектующие... Что ж, это - незапятнанная правда. Но правда и другое - цены на российские авто уже близки к сегодняшнему лимиту платежеспособности населения. Новые "жигули" и "волги" сейчас соперничают не с 7-10-летними импортными машинами, а с 5-7-летними европейскими и японскими моделями гольф-класса и впритирку подошли к новым "корейцам". Так что уже в этом году русским заводам придется выбирать: столкнуться с затовариванием или находить пути кардинального сокращения расходов.