СЛОВО АВТОВАЗА
СЛОВО АВТОВАЗА
ЦЕНЫ
/СТАТИСТИКА
СЛОВО АВТОВАЗА
Каждомесячный РОСТ ЦЕН НА Авто ВАЗ Добивается 5%
ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО
В конце апреля управляющий отдела по маркетингу и сбыту АвтоВАЗа Владимир Кучай торжественно подтвердил то, о чем заявлялось ранее: к концу года цены на авто возрастут в среднем менее чем на 12%. При всем этом он, правда, обмолвился: завод розничные цены не держит под контролем и за дилеров ответственности не несет. Другими словами никакой вины предприятия в том, что в апреле-мае цены в автосалонах росли с неслыханной быстротой (на некие модели до 5-7% за месяц!), нет. Это-де все жадность торговцев... Попробуем разобраться.
Двадцатого апреля АвтоВАЗ в очередной раз повысил отпускные цены практически на 2%. Более всего (без малого на 6 тыс. руб.!) подорожали модели семейства 2110. Правда, волна "промышленного" подорожания докатилась до автомобильных салонах практически месяц спустя (обычно столько требуется, чтоб "потяжелевшие" авто доехали из Тольятти до Москвы, Екатеринбурга и других городов). На это время пришелся и обыденный по весне рост спроса на авто, и автомобильные салоны, как предприятия коммерческие, не могли не отреагировать на это увеличением цен. И оно случилось (конечно, завод здесь ни при чем, ну и откуда в Тольятти знать, когда придет май?). Не достаточно того, покупательский энтузиазм подстегнула обнародованная незадолго ранее концепция развития русского автопрома - все посчитали ее предвестником непредотвратимого подорожания автомобилей. В общем, цены выросли еще на 5% (в среднем). Тут тоже больше всего "потяжелело" "десятое" семейство: сначала марта VAZ 2110 стоил в Москве 179 тыс. руб., а сначала мая - уже 185 тыс.
Абсолютным же фаворитом покупательского спроса стал универсал VAZ 2111. В мае в Москве "одиннадцатая" стоила приблизительно 200 тыс. руб., тогда как сначала апреля - около 185 тыс. VAZ 2112 также подорожал, но не так очень: средняя стоимость в Москве была на уровне 188 тыс. (в месяц до того - около 183 тыс.). "Девяносто девятая" модель, равно как вся "классика" и "Нива", практически не возросли в стоимости.
Разве мог завод остаться в стороне от такового беспристрастного процесса, как рост покупательского спроса (и, соответственно, цен)? И как согласиться с ростом доходов дилеров, которые на этом "стригут купоны"? Во всяком случае, уже в мае обладатели автомобильных салонах были убеждены: впереди еще одно увеличение цен, которым ВАЗ попробует просто подтянуть свои ценники к рыночной цены машин. Дилеры ждали роста еще на 3-4%, хотя волна предшествующего удорожания только что докатилась до регионов - цена автомобилей тогда возросла на 1-2%.
Приказа ожидали в июне, но уже посреди мая дилеров письменно уведомили, что "в связи с экономической конъюнктурой и планом АвтоВАЗа 28 мая будет проведено увеличение отпускных цен на продукцию завода". Такового нередкого увеличения промышленных цен еще не бывало, отмечают торговцы. При этом сейчас АвтоВАЗ решил поднять цены на всю линейку собственной продукции - от 3 до 12 тыс. руб. Меньше всего подросла "классика", больше всего - "10-ки". Раскладка по определенным моделям смотрится приблизительно так: VAZ 21043 подорожает на 3 тыс. руб., "пятерка" - всего на 1 тыс., "восьмерка" - на 6-8 тыс., "девятка" - на 7-8, ВАЗ-2199 - на 5-7 тыс. руб. Более всего это коснется "десятого" семейства. VAZ 21102, по прикидкам дилеров, станет дороже на 11-12 тыс. руб., VAZ 21103 - на 12-14, "одиннадцатая" - на 16, "двенадцатая" - на 11-15 тыс. руб. Повезет только тем, кто надумал приобрести VAZ 2115 - там рост всего на 3 тыщи...
Итак, за последний вешний месяц "10-ка" VAZ 21102 в малой комплектации в Москве подорожала с 5600 до 6 тыс. долл. (рост - практически 7%), "одиннадцатая" - с 6 до 6,5 тыс. долл. (рост - практически 8%).
Похоже, обещание "не больше 12% к концу года" лучше запамятовать. Ну, не принято у нас в стране держать слово. Помнится, наш 1-ый президент часто обещал то на рельсы лечь, то ручаться... И - ничего, жив-здоров. Вспомним, как руководители АвтоВАЗа в преддверии принятия отраслевой концепции развития уверяли всех, что санкции по отношению к старым иномаркам не приведут к увеличению цен на российские машины. Сейчас это воспринимается только как фигура речи... На самом деле цены автомобилей из Тольятти с начала года выросли уже на 9%. В припасе у ВАЗа осталось всего 3%, а прошло-то всего 5 месяцев. До Нового года - целых семь...
Охото напомнить руководителям АвтоВАЗа (ГАЗа, "Ижмаш-Авто" и других наших автозаводов) о границах способностей потребителя, когда непрерывный рост цен в состоянии сделать самый дешевенький "народный" автомобиль совсем труднодоступным. Мы уже проходили это в достопамятном 1998 году, но, кажется, его уроки усвоены нетвердо. Пока же, по данным Госкомстата, заработная плата учителя по всем регионам Рф не превосходит 170 долл. за месяц (в большинстве - меньше 100 долл.), врача-терапевта - 120 долл., оператора бензоколонки - 250 долл. Согласно опросу журнальчика "Профиль", в Екатеринбурге богатым считается человек, получающий 700-800 долл. за месяц, в Калининграде, Кемерове, Курске, Красноярске, Ростове на дону - 500, а в Кирове, Оренбурге, Перми, Самаре, Туле, Ульяновске и еще сотках русских городов - и совсем 170-200. Это нужно подразумевать, говоря об "беспристрастных причинах роста цен"...