К ВОЖДЮ № 2 - ЗА МАШИНОЙ
К ВОЖДЮ № 2 - ЗА МАШИНОЙ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
БЫЛОЕ
К ВОЖДЮ № 2 - ЗА МАШИНОЙ
Молотов решал - кому "Победы" не достаточно, а кому "инвалидки" много.
Леонид САПОЖНИКОВ
Красивый русский киноактер Миша Жаров (вспомним хотя бы его Анискина в "Деревенском детективе") спел в одном из довоенных кинофильмов про цыпленка жареного, "который тоже желает жить". Песенка стала так пользующейся популярностью, что чуть Жаров возникал в многолюдном месте, за ним увязывались мальчишки с кликами: "Цыпленок жареный пошел!". Ссылаясь на это, артист попросил главу русского правительства разрешить ему покупку машины.
Узнав эту дивную историю, я попробовал найти жаровское письмо в архиве секретариата Молотова. И удостоверился: на имя председателя Совета Народных Комиссаров СССР раз в год приходили по почте тыщи просьб. Кто добивался автомобиля, кто жилища, а кто умолял всего-навсего реализовать 30-40 граммов стрептомицина для исцеления туберкулеза.
Почему бы нам совместно не полистать эти толстенные папки с только не так давно отмененным грифом "Секретно"? Засекретили, меж иным, не напрасно: там, снутри, не лакированная, а подлинная жизнь Страны Советов...
В 30-е годы личные лица сравнимо не достаточно беспокоили Вячеслава Михайловича "челобитными" о покупке автомобиля. По стране катились волны репрессий, и поговорка "не до жиру, быть бы живу" стала более чем животрепещущей. Зато ходатайств организаций и ведомств полностью довольно. Взять хотя бы конец 1935-го: ТАСС просит "отпустить из резерва три легковые автомашины" (в резолюции срезано до 2-ух), такого же желает Восточно-Казахский облисполком, сообщая при всем этом, что его воззвания в другие инстанции остались без ответа. А вот кто размахнулся, так это нарком юстиции товарищ Крыленко: в письме на имя Сталина и Молотова он делает заявку для "судебной системы" на 182 легковых автомобиля и 2500 велосипедов.
Собственная машина (либо, как тогда осторожно выражались, "автомашина для личного использования") рассматривалась как правительственная заслуга. В конце 30-х ее получил целый ряд знаменитостей. Вот только некие: Леонид Утесов, композитор Исаак Дунаевский, Борис Бабочкин, сыгравший Чапаева в одноименном кинофильме, композитор Дмитрий Покрасс - создатель "Марша Буденного" и все почаще звучавшей по радио песни "Если завтра война"... Скоро это самое "завтра" пришло, и машины пришлось сдать в райвоенкоматы. Навечно.
Под Сталинградом было взято много трофеев, в том числе и автомобилей. Изумляет оперативность драматурга Погодина, создателя "главной" пьесы о Ленине "Человек с ружьем". Уже через месяц после сталинградской победы он просит у Молотова разрешения "приобрести за наличный расчет автомашину из трофейного фонда". И добавляет, что имевшиеся у него до войны две автомашины были "мобилизованы". "Нужно посодействовать", - написал Молотов резолюцию любимым голубым карандашом.
Большая часть сдавших в 40 первом собственный автомобиль не напоминали о нем вождю № 2 до конца войны. А в мае 40 5-ого - началось! Ах так бы вы, читатель, на их месте определили просьбу? "Сдал машину на нужды фронта, прошу выделить взамен другую"? Сходу видно, что вас развратила демократия. "Сдал машину, прошу разрешения Реализовать мне другую за наличный расчет"? Это уже существенно лучше, но как-то очень независимо. Такое разрешение следует рассматривать как новейшую огромную заслугу, а, стало быть, просьбу нужно аккомпанировать напоминанием о собственных наградах. Как композитор Богословский, написавший музыку узнаваемых песен "Черная ночь", "Шаланды", "Возлюбленный город" и др.
Меж иным, автолюбители-"звезды" достаточно стремительно разочаровались в трофейном "сэконд-хенде", не адаптированном к русским условиям. Уже в марте 1946-го поэт Александр Жаров (однофамилец киноактера) дальнозорко высказывает Молотову желание иметь машину российского производства.
С 1947 года не достаточно кто просит, как до этого, некоторый обезличенный автомобиль. В большинстве заявлений непосредственно указывают: "Победа". Приобрести ее хотят три раза Герой Русского Союза Кожедуб (Молотов: "Нужно реализовать"), единожды Герой полярный летчик Мазурук (отказано), диктор Всесоюзного радио Левитан (решено положительно) и многие, многие другие. Обширно узнаваемый в то время писатель Аркадий Первенцев просит посодействовать ему приобрести "Победу", потому что он "должен совершить поездку по стране для сбора материала для новейшей книжки о современности", а на "Москвиче", который у него уже есть, ему это будет тяжело из-за ранения в позвоночник...
Абсолютный рекорд по "выдаче на-гора" просьб поставил Алексей Стаханов. В феврале 45-го он сетует, что не в состоянии оплатить выделенную ему трофейную машину (Молотов: "Нужно посодействовать"). Потом просит дать указание отвести ему земляной участок и обеспечить стройматериалами для постройки дачи ("Нужно посодействовать"). В конце 47-го пишет, что имеет наряд на получение "Победы", но не может ее оплатить (решено положительно). А спустя два года с маленьким ходатайствует о подмене "Победы" на ЗИС-110, об увеличении его заработной платы в Министерстве угольной индустрии, о понижении квартплаты, о выделении бесплатной путевки в санаторий и об оказании единовременной вещественной помощи... Здесь уж Вячеслав Михайлович не выдержал и поставил голубий вопросительный символ (решено негативно).
А рядом с заявлениями номенклатурного забойщика - жалобы безногих инвалидов войны на то, что им отказывают в выделении мотоколясок: мол, пользуйтесь протезами. Коляска Киевского мотоциклетного завода - с чахлым, стремительно перегревающимся движком, ненадежными тормозами и слабенькими ободами колес - была для их пределом желаний. Но тут почему-либо голубий карандаш писал не "Нужно посодействовать" и не "За", а безразличное "Прошу направить внимание"...
Создатель благодарит служащих Русского центра хранения и исследования документов новой истории за помощь в сборе материала.







МЫ И АВТОМОБИЛЬ
БЫЛОЕ
К ВОЖДЮ № 2 - ЗА МАШИНОЙ
Молотов решал - кому "Победы" не достаточно, а кому "инвалидки" много.
Леонид САПОЖНИКОВ
Красивый русский киноактер Миша Жаров (вспомним хотя бы его Анискина в "Деревенском детективе") спел в одном из довоенных кинофильмов про цыпленка жареного, "который тоже желает жить". Песенка стала так пользующейся популярностью, что чуть Жаров возникал в многолюдном месте, за ним увязывались мальчишки с кликами: "Цыпленок жареный пошел!". Ссылаясь на это, артист попросил главу русского правительства разрешить ему покупку машины.
Узнав эту дивную историю, я попробовал найти жаровское письмо в архиве секретариата Молотова. И удостоверился: на имя председателя Совета Народных Комиссаров СССР раз в год приходили по почте тыщи просьб. Кто добивался автомобиля, кто жилища, а кто умолял всего-навсего реализовать 30-40 граммов стрептомицина для исцеления туберкулеза.
Почему бы нам совместно не полистать эти толстенные папки с только не так давно отмененным грифом "Секретно"? Засекретили, меж иным, не напрасно: там, снутри, не лакированная, а подлинная жизнь Страны Советов...
В 30-е годы личные лица сравнимо не достаточно беспокоили Вячеслава Михайловича "челобитными" о покупке автомобиля. По стране катились волны репрессий, и поговорка "не до жиру, быть бы живу" стала более чем животрепещущей. Зато ходатайств организаций и ведомств полностью довольно. Взять хотя бы конец 1935-го: ТАСС просит "отпустить из резерва три легковые автомашины" (в резолюции срезано до 2-ух), такого же желает Восточно-Казахский облисполком, сообщая при всем этом, что его воззвания в другие инстанции остались без ответа. А вот кто размахнулся, так это нарком юстиции товарищ Крыленко: в письме на имя Сталина и Молотова он делает заявку для "судебной системы" на 182 легковых автомобиля и 2500 велосипедов.
Собственная машина (либо, как тогда осторожно выражались, "автомашина для личного использования") рассматривалась как правительственная заслуга. В конце 30-х ее получил целый ряд знаменитостей. Вот только некие: Леонид Утесов, композитор Исаак Дунаевский, Борис Бабочкин, сыгравший Чапаева в одноименном кинофильме, композитор Дмитрий Покрасс - создатель "Марша Буденного" и все почаще звучавшей по радио песни "Если завтра война"... Скоро это самое "завтра" пришло, и машины пришлось сдать в райвоенкоматы. Навечно.
Под Сталинградом было взято много трофеев, в том числе и автомобилей. Изумляет оперативность драматурга Погодина, создателя "главной" пьесы о Ленине "Человек с ружьем". Уже через месяц после сталинградской победы он просит у Молотова разрешения "приобрести за наличный расчет автомашину из трофейного фонда". И добавляет, что имевшиеся у него до войны две автомашины были "мобилизованы". "Нужно посодействовать", - написал Молотов резолюцию любимым голубым карандашом.
Большая часть сдавших в 40 первом собственный автомобиль не напоминали о нем вождю № 2 до конца войны. А в мае 40 5-ого - началось! Ах так бы вы, читатель, на их месте определили просьбу? "Сдал машину на нужды фронта, прошу выделить взамен другую"? Сходу видно, что вас развратила демократия. "Сдал машину, прошу разрешения Реализовать мне другую за наличный расчет"? Это уже существенно лучше, но как-то очень независимо. Такое разрешение следует рассматривать как новейшую огромную заслугу, а, стало быть, просьбу нужно аккомпанировать напоминанием о собственных наградах. Как композитор Богословский, написавший музыку узнаваемых песен "Черная ночь", "Шаланды", "Возлюбленный город" и др.
Меж иным, автолюбители-"звезды" достаточно стремительно разочаровались в трофейном "сэконд-хенде", не адаптированном к русским условиям. Уже в марте 1946-го поэт Александр Жаров (однофамилец киноактера) дальнозорко высказывает Молотову желание иметь машину российского производства.
С 1947 года не достаточно кто просит, как до этого, некоторый обезличенный автомобиль. В большинстве заявлений непосредственно указывают: "Победа". Приобрести ее хотят три раза Герой Русского Союза Кожедуб (Молотов: "Нужно реализовать"), единожды Герой полярный летчик Мазурук (отказано), диктор Всесоюзного радио Левитан (решено положительно) и многие, многие другие. Обширно узнаваемый в то время писатель Аркадий Первенцев просит посодействовать ему приобрести "Победу", потому что он "должен совершить поездку по стране для сбора материала для новейшей книжки о современности", а на "Москвиче", который у него уже есть, ему это будет тяжело из-за ранения в позвоночник...
Абсолютный рекорд по "выдаче на-гора" просьб поставил Алексей Стаханов. В феврале 45-го он сетует, что не в состоянии оплатить выделенную ему трофейную машину (Молотов: "Нужно посодействовать"). Потом просит дать указание отвести ему земляной участок и обеспечить стройматериалами для постройки дачи ("Нужно посодействовать"). В конце 47-го пишет, что имеет наряд на получение "Победы", но не может ее оплатить (решено положительно). А спустя два года с маленьким ходатайствует о подмене "Победы" на ЗИС-110, об увеличении его заработной платы в Министерстве угольной индустрии, о понижении квартплаты, о выделении бесплатной путевки в санаторий и об оказании единовременной вещественной помощи... Здесь уж Вячеслав Михайлович не выдержал и поставил голубий вопросительный символ (решено негативно).
А рядом с заявлениями номенклатурного забойщика - жалобы безногих инвалидов войны на то, что им отказывают в выделении мотоколясок: мол, пользуйтесь протезами. Коляска Киевского мотоциклетного завода - с чахлым, стремительно перегревающимся движком, ненадежными тормозами и слабенькими ободами колес - была для их пределом желаний. Но тут почему-либо голубий карандаш писал не "Нужно посодействовать" и не "За", а безразличное "Прошу направить внимание"...
Создатель благодарит служащих Русского центра хранения и исследования документов новой истории за помощь в сборе материала.






