СВЕРХЗЕЛЕНЫЙ - ДЛЯ Добросовестных ДИЛЕРОВ
"СВЕРХЗЕЛЕНЫЙ" - ДЛЯ Добросовестных ДИЛЕРОВ
Животрепещуще
/ИНТЕРВЬЮ
"СВЕРХЗЕЛЕНЫЙ" - ДЛЯ Добросовестных ДИЛЕРОВ
Вот уже полгода, как на совещании, посвященном дилеммам российского автопрома, Президент отдал "добро" на резкое повышение таможенных пошлин на старые авто. Повод, как обычно, - "защита российского производителя"; правда, сейчас появилась еще одна причина - "экологическая Законодательство Рф", которой типо грозят семилетние "audi", "тойоты" и иже с ними. С того времени в недрах кабинета министров родилось как минимум четыре проекта правительственного постановления (меж иным, оно должно было вступить в силу с 1 января 2002 года), но на следующем заседании комиссии по защитным мерам во наружной торговле при Минэкономразвития министр Г. Греф объявил: "Принятие новых пошлин нужно отложить, чтоб в течение декабря отыскать компромисс меж русскими автоконцернами и русскими же автомобилистами". Случилось волшебство: правительство прислушалось к народному воззрению?
А пока ЗР попросил ответить на ряд вопросов первого заместителя председателя Муниципального таможенного комитета РФ Владимира Мещерякова. Его ведомству предстоит претворять в жизнь решения правительства.
На вопросы ЗР отвечает 1-ый заместитель председателя Муниципального таможенного комитета РФ Владимир МЕЩЕРЯКОВ.
- Владимир Иванович, довольны ли вы тем, как складываются дела у таможенной службы с автомобилистами?
- Полностью. В мае 1998 года мы, как я полагаю, начали новый диалог с автомобилистами. Повстречались с представителями зарубежных компаний, производящих авто, и официальными дилерами, короче, с теми, кто, фактически, занимается продажей забугорных машин в Рф. Я предложил совместными усилиями теснить с рынка "темных" и "сероватых", чтоб остались только работающие "в белоснежную".
- Поясните читателям, чем отличается "сероватый" от "темного" и "белоснежного"?
- "Темный" торговец старается ничего не платить государству, другими словами, ввозить в страну контрабанду, "сероватый" - пробует откупиться мелочью (идет на очевидное нарушение таможенных правил) и только "белоснежный" готов дать в казну положенное.
- А почему борьбу с "темными" и "сероватыми" начали исключительно в мае 1998-го?
- Это время вообщем можно считать поворотным в работе ГТК Рф, так как вот тогда было решено, в конце концов, отделить "агнцев" от "козлищ". Ранее, если честно, сил еще не было, шло только становление таможенной службы. Мы ведь организация совершенно юная - нам только 10 лет.
- Итак, вы предложили дилерам новые правила игры на рынке...
- Да. Мы решили сделать собственного рода "зеленоватый коридор" для дилеров, которые обязуются действовать строго в рамках закона. Сейчас таких насчитывается всего 137 на всю страну! Не достаточно того, мы открыли "сверхзеленый коридор" (если так можно выразиться) для тех, кто готов поставлять продукты в РФ по одному каналу. Идет речь о производителях, которые учреждают в Рф свои торговые консульства, и только через их идет весь импорт автомобилей в Россию. В качестве примера назову "Форд Раша" либо "БМВ Руссланд". В работе с такими фирмами у нас действует облегченный порядок таможенного дизайна - мы им верим.
- И что поменялось после того, как ГТК ввел такую схему?
- Нам поверили. Подтверждение тому - рост импорта только за последний год в 2,5 раза. Естественно, сначала это связано с возросшим спросом, но в большой степени и с тем, что у продавцов появилась возможность работать в цивилизованных критериях. Производители сейчас могут предоставлять дилерам суровые скидки - в их интересах закрепиться на русском рынке. Ну а наша задачка - привлечь к работе только "белоснежных". Мы их приглашаем, создаем самые подходящие условия.
- Мы говорим о новых импортных машинах, но не они делают погоду на авто рынке в стране. Большая часть покупателей пока может для себя позволить или новый российский, или уже использованный зарубежный автомобиль. И по прогнозам, такое положение сохранится еще как минимум 5 лет. Какова тут позиция таможенников - "не пущать" старые иномарки?
- ГТК сначала желает, чтоб в стране был цивилизованный авто рынок. Что это значит? Вы желаете приобрести импортную машину? Пожалуйста, покупайте. Это вам обойдется во столько-то, при этом вы должны быть убеждены, что автомобиль ввезен в страну легитимно, с уплатой всех таможенных платежей. Если у вас для этого нет средств, вы покупаете российскую машину, может быть, наименее комфортную, с наименьшим ресурсом, но зато еще более дешевенькую. Вот только необходимо ли при всем этом превращать страну в свалку старенькых автомобилей? Мне доводилось не раз бывать во Владивостоке, и всюду страшная картина - все овраги, балки, лесочки практически забиты старенькыми, брошенными машинами. Все Приморье завалено металлоломом, а пионеров-то уже нет! Что все-таки мы желаем, чтоб все это лежало и под Смоленском, и под Брянском? Опросите население, и ответ почти всегда будет: не желаем. Означает, нужно ставить какую-то преграду на пути ввоза очень старенькых импортных машин в страну.
Моя точка зрения: выбор нужно делать меж иномаркой (новейшей либо относительно "свежайшей") и российскей машиной, а вот на пути зарубежных "старушек" нужен заслон. В стране, вы понимаете, представления по этому поводу разделились. Не случаем правительство вот уже полгода не может принять новые пошлины. Много вариантов, много "за" и "против".
- По сообщениям СМИ, в последние месяцы на таможенных авто переходах на российско-финской границе выстраивались многокилометровые очереди. Что там происходит на данный момент?
- Очереди есть, и они будут до того времени, пока те, кто везет продукты через российско-финскую границу, не станут платить положенные пошлины.
- Что, ввели некий новый порядок дизайна грузов?
- Какой там новый порядок? Просто в наше Северо-Западное управление пришли новые Различное, которые желают, чтоб все платили в бюджет столько, сколько должны. После того как мы начали наводить порядок в Москве, многие из числа тех, кто уклоняется от легитимных платежей, взяли курс на Питер. Видимо, некие сотрудники оказались там не готовы поставить заслон. Направили группу работников ГТК, чтоб навести порядок. Образовались очереди. Мне не раз приходилось тогда разговаривать с руководителями таможенной службы Финляндии, и коллеги нас понимают.
Я на собственном компьютере вижу, что с финской стороны границы выстраиваются грузовики, но... не движутся. Почему? Ожидают "свою" смену. Стоит очередь день-два, а позже - 10-ки грузовиков практически "пролетают" за час. Еще смешная штука: в Торфяновке с финской стороны на границе установили рентгеновскую установку. Она позволяет исследовать большегрузные контейнеры. И не удивительно ли - ранее тут были самые длинноватые очереди, сейчас их фактически нет: большая часть траков и фур предпочитает следовать в Россию (и из Рф) через другие пункты, где таких установок нет. Хотя через Торфяновку - поближе. Вот мы и пытаемся навести порядок, чтоб такового не было.
- Но все-же очереди на границе случаются не только лишь из-за нарушителей - пока просто не хватает обычных авто переходов.
- Да, это так. На данный момент заканчивается облагораживание 2-ух новых пт пропуска на российско-финской границе (за счет средств Евро союза) - Светогорск и Салла. В связи с намечающимся вхождением в ЕС Эстонии, Латвии и Литвы мы уделяем внимание обустройству пт пропуска на границе со странами Балтии, также на местности Калининградской области. Не считая того, в последнее время на границе с Украиной планируем открыть новый, современный пункт пропуска "Нехотеевка".