ОКА - ДОРОЖЕ 10-ки ?!
"ОКА" - ДОРОЖЕ "10-ки"?!
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/МАТЕМАТИКА НА КОЛЕСАХ
"ОКА" - ДОРОЖЕ "10-ки"?!
ДА, ЕСЛИ Сопоставить Издержки НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ С ЦЕНАМИ НА НОВЫЕ Авто
ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ
Когда и сколько растрачивает автовладелец? Главные статьи расходов известны: на бензин, на сервис и ремонт (тут же - подготовка новейшей машины к эксплуатации), в конце концов, "на старость" - каждый год автомобиль теряет в цены (учтем разницу меж ценами покупки и реализации!).
Естественно, расходы приметно изменяются зависимо от марки машины. Мы возьмем самые всераспространенные. Три модели ВАЗ: "пятерка" в комплектации стандарт, "девятка" с карбюраторным полуторалитровым движком и "10-ка" с впрысковым мотором VAZ 2111. В придачу к ним - самую небольшую - "Оку" и ее "антипод" - GAZ 3110 с мотором ЗМЗ-406. Замыкает нашу шеренгу столичный "Святогор" с уфимским сердечком в груди.
На прокорм. Все машины - простые горожане: на работу выезжают раз в день, страдая от зимней соли и палящего солнца; время от времени покидают границы крупного города. Каждый год на одометрах прибавляется по 20 тыс. км. Средний расход горючего известен, бензин авто потребляют однообразный, АИ-91...93, так что растраты подсчитать нетрудно (табл. 1). Сходу оговоримся - все расчеты ведем в баксах, так проще и нагляднее (на момент подготовки статьи 1$ = 28 рублей). Цены на сервис, горючее, запчасти заморозим на всегда эксплуатации и приравняем к нынешним.
На здоровье. Сервис авто проходят на станциях сервиса точно в срок, там же и ремонтируются. Без помощи других обладатели делают только малозначительные операции (поменять лампочку, смазать замки, долить масло).
Взяв за базу свой опыт, материалы рубрики "Опыт эксплуатации", статистику, предоставленную нашими техцентрами и некими столичными 100, мы выявили обычные неисправности каждой модели и обусловили, с какой периодичностью они появляются и сколько стоит их устранение. Ниже мы упомянем только некие, а в расчеты, непременно, включаем все (рис. 1). Цены на постоянное сервис и нужные запчасти (уникальные либо близкие по стоимости и качеству) берем средние по Москве. В предписанных ТО мы изменили периодичность неких операций, исключили одни работы, добавили другие (ЗР, 2000, № 9). Кузовной ремонт в расчет не брали - пусть машины движутся по жизни без аварий.
На старость. Из года в год, как досадно бы это не звучало, автомобиль дешевеет. Обработав тыщи предложений о продаже и покупке автомобилей различных лет выпуска, мы получили данные о падении цен (рис. 2). Недостающие сведения для новейшей "Волги" (модель 3110 выпускается с 1997 года) высчитали по аналогу GAZ 31029, а для VAZ 21102 - по "Самаре".
Давайте сейчас пройдемся совместно с нашими моделями по графику, где представлены издержки на ремонт и текущее сервис в течение каждых 20 тыс. км, также суммарные (см. рис. 1). Актуальный путь ограничим шестью годами и 120 тыщами км. Далее гонять машину неинтересно, а считать, по сути, глупо. Грядут кузовные работы - трудно точно оценить их объем и цена в разных регионах. Если же их исключить, то по "накатанной" схеме достаточно легко представить и высчитать будущее каждого автомобиля. Ну-с, а пока он у нас совершенно новый...
Готовим к эксплуатации. Поначалу защитим машину от коррозии и злоумышленников, поставим на учет. К антикоррозианту прибегают обычно все, даже те, кто намеревается реализовать машину через два-три года.
На сигнализации существенно сберегают хозяева "Святогора" и "Оки". Для защиты им довольно механического устройства - клюки на руль либо чего-нибудть вроде "Бульдога" не дороже 25 баксов. Обладатели переднеприводных ВАЗов платят две сотки за доброкачественную сигнализацию и дополнительную противоугонку, к примеру, замок на капот, а собственники "Жигулей" и "Волги" выбирают недорогую "кричалку" за 100 с маленьким у. е., включая установку.
Как время от времени плохо быть сильным! Любая "лошадь" у ЗМЗ-406 стоит 10 рублей, в то время как с других моторов берут по 3 целковых за силу. Несложно прикинуть, как больше других раз в год будет раскошеливаться "волгарь".
Подготовка завершена - 1-ые Энциклопедия грузовых автомобилей (не считая потраченных на сам автомобиль) вложены. Наверное, понятно, почему не так давно обретенные, пусть даже пробежавшие несколько тыщ, авто стоят нередко дороже "нулевых". По затратам машины пока расположились в согласовании с исходной ценой: впереди самые дорогие.
Год 1-ый, до 20 тыщ. Предпродажная подготовка и протяжка (учтенные в подготовке к эксплуатации) изготовлены на совесть, и все избранники без излишних денежных вливаний добираются до ТО-1 меж 2 и 3 тыщами. На авто еще действует заводская гарантия, потому издержек на ремонт не предвидится весь этот год.
За 1-ое ТО меньше всех возьмут с владельца "Оки" - 40 баксов совместно с канистрой моторного масла и фильтром. За "Святогор" попросят на 5 "зеленоватых" больше - ему поменяют смазку и в коробке. Сервис всех моделей ВАЗ, включая расходные материалы, обойдется в 55 баксов, "Волги" - 62. Что поражает, на большинстве станций цена ТО-1 для морально устаревшего ЗМЗ-402 и для впрыскового шестнадцатиклапанного "406-го", требующего к для себя куда наименьшего внимания, - схожа.
В предстоящем "Жигули" и "Москвич" будут планово заезжать на сервис каждые 10 тыщ, переднеприводные ВАЗы в полтора раза пореже. В большинстве случаев на подъемнике встретите "Волгу" - шприцевать подвеску придется раз в 5 тыщ. Но "баржа" сбережет значительную сумму благодаря впрысковому мотору. Топливный и воздушный фильтры изменяются пореже, чем у других машин с карбюраторными движками, гидротолкатели в приводе клапанов и электрическая система управления высвободят от регулировок. Потому посреди нередких гостей "Волга" на плановое сервис растрачивает меньше других. Дороже всех обходится ТО владельцу "Жигулей"; "Святогор" занимает место в серединке из-за наименьшего количества операций и поболее дешевенького обслуживания. В тройке фаворитов по минимальным затратам на первом месте "10-ка" - как и "Волгу", ее здорово выручает впрысковый мотор. "Ока" оказалась экономней "Самары" - практически в два раза наименьшие заправочные объемы мотора и коробки дают преимущество.
Год 2-ой, от 21 до 40 тыщ. Гарантия кончилась, машины повзрослели, потому обладателям нужно готовиться к огромным расходам. Учтем плановые издержки на ТО и перейдем к неисправностям.
Поглядим, как последующие 20 тыс. км смотрятся на графике (рис. 1). Фактически безболезненно переживут их переднеприводные ВАЗы. Заводской брак либо огрехи сборки вылезли бы на первых 20 тыщах, а неисправности на последующем отрезке быстрее случайность, чем закономерность. Если б не приличные издержки на плановое сервис, "Волга" заняла третье место. А так вперед вырвалась "Ока", поменявшая диск сцепления, но выложившая за ТО вдвое меньше. Двоих отстающих, "Жигули" и "Святогора", уже начинают истязать родовые заболевания. У первого в этом повинна сначала архаичная конструкция, а у второго - низкое качество девайсов. У обоих появятся стуки в подвесках - требуются новые шаровые опоры; к тому же "классика" выпросит к тому же свежайшие сайлент-блоки, а столичное дитя - телескопические стойки и задние рессоры. Не считая того, у "Святогора" потекут главный и задние тормозные цилиндры.
Год 3-ий, от 41 до 60 тыщ. Все авто обули новые шины. Подвескаивным басом заговорили моторы - выпускная система честно отслужила собственный срок. Кроме колодок и ремней генератора, раздражает электрика: стартеру пора на профилактику, да реле регулятора напряжения стало лениться.
Этим перечень дефектов для "Самары" завершается, и она завоевывает 1-ое место на шаге. "10-ка", которая нередко выигрывала у собственной родственницы благодаря электрической системе управления, на ней же и погорела: на 3-ем году жизни движок VAZ 2111 попросился на диагностику, навечно включив лампочку "Check engine". "Жигули" по затратам на ремонт и запчасти заняли третье место. Только не думайте, что "пятерка" не доставит морок, просто другие машины попросят еще более. На "Оке" придется поменять внешние ШРУСы и диски тормозов. Обновивший не так давно подвеску "Святогор" востребует инвестиций в коробку - на новое сцепление и внешние шарниры приводов. По "Волге" работ мало, но "баржу" тянет ко дну высочайшая цена запчастей.
Год 4-ый, от 61 до 80 тыщ. Для всех наших подопечных наступает время серьезных вложений. Кроме, пожалуй, "Святогора". Энциклопедия грузовых автомобилей из кошелька обладателя он вытягивает огромные, но умеренно. У других реанимации просит подвеска, тормозная система, коробка. После обновления "Жигули" и "Волга" какое-то время будут выпрашивать меньше средств, а аппетит "Оки" будет расти денек ото денька. Кстати, на этом шаге уже есть смысл задуматься: не пора ли поменять машину? Если, естественно, позволяют доходы...
Год 5-ый, от 81 до 100 тыщ. Более дорогим приобретением для всех станет набор новейшей резины, на этот раз с дисками. "Оку" снова лихорадит: кроме очередных заморочек с тормозами и коробкой, ей угрожает переборка мотора. Вазовские переднеприводники намедни пережили суровое обновление и на этом шаге их запросы намного скромнее: необходимо поменять управляющие наконечники, главный тормозной цилиндр и диски. У "Жигулей" сурового внимания востребует гидравлика, подшипники ступицы и управляющая трапеция. У "Святогора" прогнозируемо "накрылись" сцепление и ШРУСы. Странноватая закономерность: у немолодых богатырей раз в год изменяется перечень дефектов, а объем работ, цена ремонта и запчастей приблизительно однообразная. Для "Волги", не считая колес, придется брать тормозные суппорты и полуоси, способные вывести из денежного равновесия даже состоявшихся хозяев.
Год 6-ой, от 101 до 120 тыщ. Этот отрезок - краткосрочное затишье перед бурей. Издержки на ремонт малость уменьшились из-за недавнешнего омоложения главных систем, но в предстоящем вкладывать в автомобиль придется больше и почаще прежнего. Не за горами большой ремонт мотора, коробки; неисправности других узлов будут повторяться с той же частотой, что и на первой сотке тыщ км.
Итоги. Оценим суммарные издержки - на ремонт, сервис и бензин, падение цен - и сравним их с ценой нового автомобиля (рис. 2). Дешевле всех обойдется возможному владельцу малая "Ока". Но сравните общие издержки с исходной ценой нового автомобиля (другими словами, косвенно, с доходами обладателя!). Если б малышка эти 6 лет не ездила, а ее обладатель накапливал Энциклопедия грузовых автомобилей, то у нее могло показаться две с половиной сестренки-близняшки. Это касается "Жигулей" и "Волги", кстати, они занимают последние места: вазовская "классика", сначала, много брала на ремонт и бензин, а "баржа" в придачу очень стремительно дешевела. Разъяснением служит низкое качество, которое завод компенсирует низкой по сопоставлению с габаритными размерами ценой. "Святогор" обогнал "Жигули" только из-за наименьших исходных издержек (он сберег на сигнализации). По той же причине "девятка" оказалась в эксплуатации чуток дороже богатыря плюс к этому раз в год теряла больше в стоимости. Но торжество "Святогора" будет продолжаться недолго - кузов уже украшен заржавелой бахромой. "10-ка" завоевывает 2-ое место в абсолютном зачете и оказывается самой дешевенькой относительно собственной цены. За то и Энциклопедия грузовых автомобилей плачены.
Итак, приобрести машину намного дешевле, чем ездить на ней... Впечатляет, не правда ли? Чтоб очень не расстраиваться, сможете подсчитать расходы на наименьшем отрезке - у вас для этого все имеется. Просмотрите график издержек на ремонт и сервис, обусловьте падение цены, добавьте расходы на бензин - совместно слагаемые обусловят сумму, которую востребует эксплуатация автомобиля. Остается вожделеть, чтоб это число на бумаге не превышало содержимого кошелька.
РИС. 1 Издержки на ремонт и сервис с учетом цены запчастей.
РИС. 2 Сравним цены на новые авто (мелкие столбики) с общими затратами на эксплуатацию (огромные столбики), включающие расходы на ремонт и сервис, бензин и падение цен. Графики для VAZ 21102 и GAZ 3110 ориентировочны - отсутствует полная информация о падении цен. По этой причине окончательные суммы издержек на обозначенные модели могут малость отличаться, но позиции останутся неизменными.