Налоговая реформа Плюс акциз, минус налог
Ситуация с дорожными сборами в этом году припоминает чехарду. То отменяют дорожный налог, то вроде бы нет. В то же время, молвят, дополнительный акциз на бензин все-же будет. БЕЗДОРОЖНАЯ ТЕМА
Финансирование дорожного строительства в России пережило уже две реформы. 1-ая, в начале 1990-х, постановила производить это финансирование через дорожные фонды. 2-ая, в начале 2000-х, фонды устранила, и с тех пор финансирование шло из общего экономного котла. Можно длительно рассуждать о плюсах и минусах каждой схемы, но достаточно привести один факт: с 2000 по 2010 год общая протяженность раз в год строящихся новых дорог сократилась в четыре раза! Дорожная тема закончила быть для правительства приоритетной. Дошло до того, что Минтранс просит прирастить в 2011 году расходы на автодороги хотя бы вдвое – до 100 млрд. руб. (пока дают только 56,8 млрд.). Но и этих средств, по подсчетам министерства, хватит только на ремонт и содержание уже эксплуатируемых трасс, а на строительство новых ничего не остается…
Словом, что-то придется поменять. Раз сегоднящая система финансирования оказалась негожей, нужно ворачиваться к старой. Вопрос о возрождении мотивированных дорожных фондов как раз дискуссируется в Госдуме и правительстве. Необходимы надежные источники финансирования, и тут тяжело придумать что-то новое: во всех продвинутых странах мира действует система мотивированных дорожных налогов. «Это как плата за квартиру, в которой вы живете», – разъясняет научный управляющий НИИ транПодвескаа и дорожного хозяйства Миша Блинкин.
Потому в правительстве и придумали ввести новый акциз на топливо, специально предназначенный для содержания и строительства дорог.
И ВОЛКИ СЫТЫ, И ОВЦЫ ЦЕЛЫ?
Как нам понятно, было (и существует) несколько проектов, как вводить акцизы и сколько средств брать. По последним данным, склонились к такой схеме: начиная с 2011 года акциз на бензин в расчете на 1 л будут увеличивать равномерно, на 1 руб. раз в год. В 2013-м он составит соответственно 3 руб./л. В принципе, на столько же хотел бы повысить стоимость и Минфин, но его руководители настаивали на том, чтоб сделать это сходу.
По воззрению создателей идеи, новенькая система справедлива: больше платят те, кто много ездит и у кого движок сильнее. Не считая того, сейчас «отстегивать» на наши дороги будут полностью все, включая зарубежных перевозчиков.
На данный момент акциз за тонну бензинов А92 и А95 одинаковый – 3992 руб. В пересчете на 1 л выходит приблизительно 3–3,5 руб. Увеличения на рубль потребитель, может, и не заметит, а вот на три… В любом случае, по расчетам Минтранса, рост акциза на эту сумму приведет к увеличению транПодвесканой составляющей в конечной стоимости продукции на какие-то забавные полпроцента (сейчас она уже равна 10–15%) и, следовательно, никак не отразится на уровне инфляции. Еще билеты на автобусы подорожают копеек на пятьдесят. И всё. Зато какие у нас будут дороги! Хотелось бы веровать…
Молвят, что новый порядок введут с 1 января следующего года. Но пока не найдены ответы на многие вопросы, не принято и окончательное решение. Главный вопрос: что делать с транПодвесканым налогом? Вроде бы во всех странах, где дорожный налог врубается в акциз на топливо, от двойного налогообложения отрешаются сходу. У нас это делать не спешат – вопрос, по неофициальным сведениям, пока остается открытым. Многие регионы побаиваются отрешаться от привычного способа сбора налога: вдруг новенькая система не заработает – что тогда?..
Соц НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ
Вопрос, кто выиграет и кто проиграет при переходе на новую систему, сложный. Но уже можно подсчитать, сколько на данный момент растрачивает некоторый россиянин (пусть для примера он будет обитателем Москвы по имени Николай) на уплату транПодвесканого налога и сколько он станет переплачивать за бензин при внедрении новых акцизов. Установим, что за год он проезжает 20 тыс. км. В столице ставки транПодвесканого налога средние по стране: от 7 до 150 руб. за лошадиную силу (в зависимости от мощности мотора). Итак, если Николай – обладатель пользующегося популярностью автомобиля «Рено-Логан» (1,6 л, 105 л..с), то за 2010 год он уплатит транПодвесканый налог в сумме 2040 рублей (по 20 руб. за 1 л.с.). А в 2011 году, с увеличением цены бензина на 1 руб., он «отстегнет» на дороги 1500 руб., в 2012-м – 3000, в 2013-м – 4500 руб.
Но если у Коли «жизнь удалась» и он стал обладателем престижного внедорожника БМВ-Х5 (4,4 л, 407 л.с.), то расклад будет совершенно другим. Пока ему приходится платить аж 61 200 руб. (по 150 руб. за 1 л.с.) в год. Но при внедрении новейшей системы он переплатит за бензин 2600 руб. в будущем году, 5200 – в 2012-м и 7800 – в 2013-м. Выходит, ему от новшеств сплошная прибыль!
На самом деле все не так просто, наши расчеты очень условны. По некоторым сведениям, чтоб соблюсти принцип социальной справедливости, в правительстве рассматривается мысль не полной отмены транПодвесканого налога , а обнуления его только для хозяев самых массовых автомобилей – с мощностью мотора до 150 л.с. (таких в парке до 80%). Обладатели более массивных машин налог все-же платить будут. Но в любом случае это произойдет не ранее следующего года. То есть за текущий, 2010 год транПодвесканый налог все-же придется заплатить. И одновременно раскошелиться на подорожавший из-за дополнительного акциза бензин.
Я согласен платить больше. В том числе и за бензин. Но только при одном условии: если ситуация с содержанием и строительством дорог кардинально улучшится. При этом не когда-нибудь в отдаленном будущем, а, что именуется, на глазах. По другому это будет не реформа, а очередной отъем средств.
В будущем году нам, видимо, придется раскошелиться не только на транПодвесканый налог за 2010 год, но и на дополнительный бензиновый акциз.