«ВОСТОЧНЫЙ ДЕТРОЙТ»
«ВОСТОЧНЫЙ ДЕТРОЙТ»
Там, кстати, и только там выпускают эти престижные Подвескаивные авто, а не считая того – еще по миллиону в год движков для различных «ауди». И под капотом самого дорогого серийного внедорожника «Порше-Кайенна Турбо S» тоже числится, что изготовлен он в Германии. Это правда, но только наполовину, ведь на заводе в Лейпциге его собрали из больших узлов: готовый кузов в сборе, движок, шасси… Которые в большинстве собственном были изготовлены на заводе «Фольксваген» в словацком городке Колине. Где, меж иным, выпускают к тому же внедорожники «Туарег», и малолитражки «Поло». А покупатели во всей Европе (ну и мире тоже) не капризничают при покупке, интересуясь: «А где был собран автомобиль? Где-где? Покажите на карте! Нет, что вы, не возьму…» Берут, не сетуют!
Величавое ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НА ВОСТОК
Молвят, все началось с незапятанной случайности. Когда в конце 80-х пал «железный занавес» меж Западной Европой и странами бывшего соцлагеря, первыми в Восточную Европу поехали не бизнесмены и политики, а юные Различное – поглядеть, как там живут, чем дышат. В древнем венгерском городке Эстергоме в это время образовалась студенческая музыкальная тусовка – юные Различное жили в палаточном лагере, пели песни на различных языках… Посреди их был незаметный парень из Стране восходящего солнца, который задержался в городе на несколько недель. И так он его сразил, что по возвращении на родину он уговорил собственного дядюшку, главу японской компании «Сузуки», выстроить в Венгрии автозавод! Это случилось в 1989 году…
Так это было либо по другому, но прямо за первым сборочным предприятием автозаводы в странах Восточной Европе начали расти как грибы. Спустя 15 лет практически все большие производители обзавелись тут хотя бы одним заводом. Более того: сейчас некие даже построили Восточную Европу в ранг «нового Детройта». Ведь сейчас она – один из самых быстрорастущих центров производства автомобилей в мире (по темпам роста он уступает только Китаю). За последние 10 лет инвесторы в Чехии, Словакии, Венгрии, Польше и Румынии вложили в автосборку и создание девайсов около 24 миллиардов. долл.!
Но если на первых порах, в самом начале 90-х, западные (и восточные) производители открывали в Польше и Венгрии маленькие сборочные фабрики, чтоб захватить местные растущие рынки, то сейчас цель поменялась. Нет, местные рынки как и раньше вырастают, объемы продаж автомобилей растут из года в год, но основная цель сотворения «восточного Детройта» издавна другая. Это – рынок Западной Европы, где раз в год приобретают 14,5 млн. новых автомобилей (против 1 млн. в Центральной и Восточной Европе). И, поднатужившись, уже в будущем году «восточные» автосборочные предприятия выпустят 2,3 млн. машин, а к 2010 году объем выпуска должен вырасти до 3,8 млн. штук.
В словацком городке Жилина уже построены (и работают) учебный центр компании КИА «Сердце» новоявленного «Детройта», вне сомнения, бьется кое-где меж Чехией и Словакией (уже в 2007 году тут соберут практически 2 млн. автомобилей!). Эти две республики вроде бы устроили соревнование – кто сможет привлечь к для себя больше автоинвестиций? Сначала лидировала Чехия, которая и в бывшей ЧССР не без основания числилась промышленной. Но «аграрная» Словакия скоро тоже смогла предложить инвесторам симпатичные условия, взялась за строительство современных дорог. Итог – в 2007 году эта малая страна выйдет на 1-ое место в мире по выпуску автомобилей на душу населения (по одной машине на каждые 6 обитателей!). Не так давно словаки «обставили» западно-европейские фабрики «Фольксваген», добившись права выпускать у себя новый внедорожник «Aуди-Q7». В дальнейшем году французский концерн PSA хочет запустить в словацком городе Тырнава завод ценой 1,3 миллиардов. долл. Занятые на нем 3000 человек будут собирать 300 000 малолитражек в год. КИА инвестировал 1,3 миллиардов. долл. в такое же по размерам предприятие в словацком городке Жилина. Этот завод заработает в 2006 году, рассчитан на выпуск автомобилей класса С и вседорожников, а работу на нем отыщут еще 3000 человек; в свою очередь, 5000 мест предоставят поставщики девайсов. Да и это не все: как не так давно сказали СМИ, компания «Хёндэ» рассматривает возможность строительства второго собственного завода в Европе – европейский рынок. По неким сведениям, корейцы проявляют особенный энтузиазм к Чехии…
ГЕРР ПАНУ НЕ ТОВАРИЩ
Административное здание, а 1-ый автомобиль сойдет с сборочного потока через год. Понятно, что всех суровых глобальных игроков на авто рынках завлекают в Восточную Европу не только лишь разумное инвестиционное законодательство и политическая устойчивость этих государств. Главное – наличие высококвалифицированной, но при всем этом не очень дорогой и пока покладистой рабочей силы. По воззрению управления компаний, очень уж много прав и свобод захватили в социальной борьбе их товарищи на Западе! Рабочий отрасли в этой части материка зарабатывает за час в среднем 29 долл. (один из самых больших в мире характеристик). На заводах «Фольксваген» он еще выше – практически 50 долл. в час (при 28-часовой рабочей неделе!). Хоть какое изменение рабочего графика (типа сверхурочной работы, но за дополнительную плату) администрация должна согласовывать с профсоюзами, и они очень без охоты дают на то свое разрешение. А в Словакии рабочий той же квалификации получает… 6 долл. в час, работает 40 часов в неделю и с наслаждением выйдет на сборочный поток и в субботу, при этом профсоюз возражать в особенности не будет! В целом же в Восточной Европе цена рабочей силы в автопроме колеблется от 3 до 6 долл. в час. Необходимы еще резоны?
Словом, для всех концернов перемещение производства в страны Восточной Европы – единственный шанс за счет резкого понижения издержек сохранить за собой рынок Европы Западной, в особенности в преддверии «китайского нашествия». По другому, по воззрению многих аналитиков, европейские концерны могут равномерно перевоплотиться в производителей эксклюзивных автомобилей для немногих избранных, также концепт-каров – для заводов из Поднебесной.
P.S. Понятно, что низкие издержки Восточной Европы – это не навечно. Заработная плата там вырастает достаточно стремительно, и разрыв меж Европой Восточной и Западной лет через 10 будет маленьким (например, расходы на оплату труда в Чехии растут на 10% раз в год). Потому большие компании уже приглядываются к Украине, Белоруссии и Рф. Тут человекочас пока стоит 1–2 долл. Самые дальновидные уже строят там свои фабрики и при всем этом закладывают очевидно лишниие припасы мощности. Спрашивается, для чего в Рф завод по выпуску 75 тыщ автомобилей бизнес-класса «Тойота-Кэмри» в год? А потом, что как раз под Питером находится несчастное окно в Европу…