Любовь по расчету
Любовь по расчету
БОИ НЕМЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Невзирая на страшенную жару, которая обвалилась на Румынию этим летом, в дорогих гостиницах столицы – аншлаг, без брони не устроиться! Еще бы – в самой юный стране–члене ЕС вкладывательный бум. Темпы экономического развития составляют 6–7% в год, прямые зарубежные инвестиции – 7–9 миллиардов. баксов раз в год.
Что все-таки необходимо иноземцам в этой стране, которая всегда числилась бедной окраиной Европы?
В замке в городке Бран жили многие члены царской семьи, но известен он стал тем, что год в его подвалах томился граф Дракула.
Наверняка, то же, что и в других государствах бывшего соцлагеря, – дешевая, но квалифицированная рабочая сила, хорошая транПодвесканая сеть, не плохое инвестиционное законодательство, но самое главное – возрастающий рынок! В Румынии пока всего 145 автомобилей на 1000 обитателей; это в 2–3 раза меньше, чем в странах Запада. Потому в Центральной и Восточной Европе появилось уже несколько 10-ов автосборочных производств. Пальму первенства держат Чехия и Словакия, да и Румынии есть чем гордиться – здесь работает завод «Дачия», принадлежащий компании «Рено», где выпускают пользующийся популярностью «Логан» и пичкают деталями и узлами сборочные предприятия по всему миру.
Завод «Дачия» в Питешти – один из огромнейших в Европе производителей экономных автомобилей (в 2006 году продано 204 тыс. шт.). Отсюда в Москву поступают кузовные Ремонт и эксплуатация и агрегаты для седанов «Рено-Логан» (50 тыс. в 2006-м).
Еще есть завод «Дэу»; правда, при мощности 120 тыс. шт. в год в прошедшем он выпустил всего 20 тыс. автомобилей «Сиело» («Нексия»), «Матиз» и «Нубира». Но, видимо, рынок Восточной Европы оказался симпатичным для многих глобальных производителей; на конкурсе за контрольный пакет акций чуть не схлестнулись «Дженерал моторс», «Форд» и… компания «Русские машины» (она обладает «Группой ГАЗ»). Правительство объявило большую стоимость за предприятие; не считая того, клиент должен реструктурировать создание, также дать обязательство использовать местных поставщиков. В итоге завод отошел «Форду» («Джи-Эм» и россияне заявки отозвали); америкосы пообещали выпускать раз в год 300 тыс. автомобилей и еще 300 тыс. движков.
А местных поставщиков компонент уже полностью довольно; они пичкают и «Дачию», и сборочные фабрики в примыкающих странах (Венгрии, Словакии, Чехии). Вобщем, в Румынии еще хватит увлекательных инвесторам производств.
На данный момент в Румынии работает выше 300 фирменных заправок, в последнее время раскроется еще 50.
БРАТЬЯ ПО МОТОРНОМУ МАСЛУ
…Когда мы жили все совместно в едином лагере, в СЭВ (напомним – был таковой Совет экономической взаимопомощи) планировали, кто в какой стране чего сработает и куда этот продукт позже поедет. Видимо, планировали не очень отлично: очереди на авто были и в Венгрии, и в СССР, бензина всем желающим не хватало от Тихого океана до Темного моря. С распадом системы каждый решил жить своим разумом; у обитателей Восточной Европы сильна была надежда, что им посодействуют страны Запада.
Русские масла из Румынии сейчас самые пользующиеся популярностью в Восточной Европе.
Но западные инвесторы не очень торопились… И хотя российских в бывшем соцлагере принимали довольно настороженно, конкретно русская компания «ЛУКОЙЛ» стала первым суровым инвестором в Румынии: в 1998 году купила один из наистарейших НПЗ. Вообще-то имели виды на другой завод, но тогдашнее правительство страны выбора не оставило. Пришлось «взять» предприятие, которое комиссия ЕС собиралась закрыть: старенькое и «грязное».
Завод «Петротел», не так давно отметивший 100-летний юбилей, пережил 2-ое рождение с приходом сюда новых владельцев.
Отношение к бизнесменам из Рф в те времена было очень непростым, – вспоминает генеральный директор компании «ЛУКОЙЛ-Румыния» Константин Тампиза. – Ну и финансовая ситуация в стране – тоже. Сразу с реконструкцией завода мы делали свою сеть АЗС по всей стране, где использовали тех рабочих, что не необходимы были на предприятии. Потребовалось практически 10 лет, чтоб выстроить современный бизнес. На данный момент наша компания – ведущая на румынском рынке: ей принадлежат выше 300 АЗС, практически 100 газовых станций, 9 нефтебаз. На предприятиях работает больше 5 тыс. человек. За эти годы инвестировали в страну больше полумиллиарда баксов. И сейчас отношение к компании и со стороны администрации страны, и ее обитателей очень не плохое.
Но это «очень хорошее» отношение приходилось завоевывать, ломая сложившиеся стереотипы. Но «ЛУКОЙЛ» брешь пробил; появлялись новые и новые АЗС, раскрывались производства на заводе «Петротел-ЛУКОЙЛ» в Плоешти… Одним из самых успешных проектов стал современный цех фасовки моторных масел.
На данный момент масла под маркой «ЛУКОЙЛ» занимают 40% румынского рынка и интенсивно продаются в примыкающих странах – Болгарии, Венгрии, Македонии, Молдавии, Сербии, Хорватии, даже в Израиле и на Кипре. При этом, по словам управляющего компании «ЛЛК-Румыния» (дочернее предприятие «ЛУКОЙЛа», занимающееся моторными маслами) Вячеслава Темного, спрос раз в год растет на 10–15%!
– В Румынии в этом секторе длительно пробовал стать монополистом «Шелл», – ведает В.Темный. – У их прекрасная продукция, рассчитанная на безбедного потребителя с Запада. Мы же предлагаем масла, надлежащие всем европейским требованиям, но наш клиент – не очень еще богатый автомобилист из государств Восточной Европы.
В прошедшем году компания «Шелл» собственный бизнес в Румынии… свернула и даже продала все принадлежащие ей АЗС.
Прямо за «ЛУКОЙЛом» в стране появились и другие русские инвесторы: «Базовый элемент» (ему принадлежит уже несколько дюралевых заводов), «МЕЧЕЛ» (темная металлургия) и другие. Естественно, им работать уже легче, но каждой компании приходится раз за разом обосновывать, что россияне хотят вести тут дела только по европейским правилам. И соблюдены будут интересы всех сторон! Контроль за нашими компаниями со стороны госорганов и прессы здесь особый, потому приходится быть «святее самого Папы»…
Но все равно отношение к нам пока настороженное. Что скрывать – Европейский Альянс не очень рад созидать на собственном рынке сильные компании из Рф. Конкурентность… К тому же очень активное давление на экономику оказывает политика. И – назад.
ТЕНЬ Вурдалака
…А замок Дракулы мы в Румынии посетили – как по другому! Только экскурсовод всегда говорил о царице Марии, которая жила тут сначала ХХ века: столько неплохого сделала для страны! А Дракула – он ведь отрицательный персонаж и провел в застенках всего год. Но мы упрямо расспрашивали про безжалостного графа. И вдруг я сообразил – сколько бы не плохих дел ни числилось за русскими компаниями, за спиной как и раньше маячит тень Сталина и социализм, который он пробовал против воли выстроить в Европе. И хотя мы уже издавна другие, чтоб обосновать это, придется еще много и много работать.
РУМЫНИЯ
Одно из наибольших стран Европы (площадь – 237,5 тыс. км2, население – 22,3 млн. человек). Граничит с Молдавией, Украиной, Венгрией, Сербией, Черногорией, Болгарией. Страна богата природными ресурсами (нефть, газ, уголь, стальная руда, марганец, бокситы, серебро, золото). Важные отрасли индустрии – хим и нефтехимическая, металлургия (темная и цветная), электроэнергетика, автопромышленность, кораблестроение, создание текстиля и мебели. Экономический рост – 6–7% в год, прямые зарубежные инвестиции – 7–9 миллиардов. долл. в год, инфляция – около 3%.
Из глобальных компаний в Румынии имеют большие предприятия «Рено» (завод «Дачия») и «Форд» (не так давно им куплено предприятие «Дэу»). В 2007 году Румыния вступила в Евросоюз.

Невзирая на страшенную жару, которая обвалилась на Румынию этим летом, в дорогих гостиницах столицы – аншлаг, без брони не устроиться! Еще бы – в самой юный стране–члене ЕС вкладывательный бум. Темпы экономического развития составляют 6–7% в год, прямые зарубежные инвестиции – 7–9 миллиардов. баксов раз в год.
Что все-таки необходимо иноземцам в этой стране, которая всегда числилась бедной окраиной Европы?


А местных поставщиков компонент уже полностью довольно; они пичкают и «Дачию», и сборочные фабрики в примыкающих странах (Венгрии, Словакии, Чехии). Вобщем, в Румынии еще хватит увлекательных инвесторам производств.

…Когда мы жили все совместно в едином лагере, в СЭВ (напомним – был таковой Совет экономической взаимопомощи) планировали, кто в какой стране чего сработает и куда этот продукт позже поедет. Видимо, планировали не очень отлично: очереди на авто были и в Венгрии, и в СССР, бензина всем желающим не хватало от Тихого океана до Темного моря. С распадом системы каждый решил жить своим разумом; у обитателей Восточной Европы сильна была надежда, что им посодействуют страны Запада.


Но это «очень хорошее» отношение приходилось завоевывать, ломая сложившиеся стереотипы. Но «ЛУКОЙЛ» брешь пробил; появлялись новые и новые АЗС, раскрывались производства на заводе «Петротел-ЛУКОЙЛ» в Плоешти… Одним из самых успешных проектов стал современный цех фасовки моторных масел.
На данный момент масла под маркой «ЛУКОЙЛ» занимают 40% румынского рынка и интенсивно продаются в примыкающих странах – Болгарии, Венгрии, Македонии, Молдавии, Сербии, Хорватии, даже в Израиле и на Кипре. При этом, по словам управляющего компании «ЛЛК-Румыния» (дочернее предприятие «ЛУКОЙЛа», занимающееся моторными маслами) Вячеслава Темного, спрос раз в год растет на 10–15%!
– В Румынии в этом секторе длительно пробовал стать монополистом «Шелл», – ведает В.Темный. – У их прекрасная продукция, рассчитанная на безбедного потребителя с Запада. Мы же предлагаем масла, надлежащие всем европейским требованиям, но наш клиент – не очень еще богатый автомобилист из государств Восточной Европы.
В прошедшем году компания «Шелл» собственный бизнес в Румынии… свернула и даже продала все принадлежащие ей АЗС.
Прямо за «ЛУКОЙЛом» в стране появились и другие русские инвесторы: «Базовый элемент» (ему принадлежит уже несколько дюралевых заводов), «МЕЧЕЛ» (темная металлургия) и другие. Естественно, им работать уже легче, но каждой компании приходится раз за разом обосновывать, что россияне хотят вести тут дела только по европейским правилам. И соблюдены будут интересы всех сторон! Контроль за нашими компаниями со стороны госорганов и прессы здесь особый, потому приходится быть «святее самого Папы»…
Но все равно отношение к нам пока настороженное. Что скрывать – Европейский Альянс не очень рад созидать на собственном рынке сильные компании из Рф. Конкурентность… К тому же очень активное давление на экономику оказывает политика. И – назад.
ТЕНЬ Вурдалака
…А замок Дракулы мы в Румынии посетили – как по другому! Только экскурсовод всегда говорил о царице Марии, которая жила тут сначала ХХ века: столько неплохого сделала для страны! А Дракула – он ведь отрицательный персонаж и провел в застенках всего год. Но мы упрямо расспрашивали про безжалостного графа. И вдруг я сообразил – сколько бы не плохих дел ни числилось за русскими компаниями, за спиной как и раньше маячит тень Сталина и социализм, который он пробовал против воли выстроить в Европе. И хотя мы уже издавна другие, чтоб обосновать это, придется еще много и много работать.
РУМЫНИЯ
Одно из наибольших стран Европы (площадь – 237,5 тыс. км2, население – 22,3 млн. человек). Граничит с Молдавией, Украиной, Венгрией, Сербией, Черногорией, Болгарией. Страна богата природными ресурсами (нефть, газ, уголь, стальная руда, марганец, бокситы, серебро, золото). Важные отрасли индустрии – хим и нефтехимическая, металлургия (темная и цветная), электроэнергетика, автопромышленность, кораблестроение, создание текстиля и мебели. Экономический рост – 6–7% в год, прямые зарубежные инвестиции – 7–9 миллиардов. долл. в год, инфляция – около 3%.
Из глобальных компаний в Румынии имеют большие предприятия «Рено» (завод «Дачия») и «Форд» (не так давно им куплено предприятие «Дэу»). В 2007 году Румыния вступила в Евросоюз.