«БОНУС-МАЛУС»
«БОНУС-МАЛУС»
В постановлении Правительства о страховых тарифах есть особая таблица, согласно которой страховой агент проставляет класс и этот самый коэффициент «бонус-малус» (КБМ). В согласовании с ним и рассчитывают сумму страховки. КБМ выдумали, естественно, не у нас: подобные коэффициенты давным-давно используют в мире. Цель их – предоставить льготы для водителей, не совершивших аварий. Найти собственный КБМ можно при помощи специальной таблицы.
При заключении контракта ОСАГО страхователю (обладателю транПодвесканого средства) в первый раз присваивается 3-й класс (1-ый столбик, 5-ая строчка).
Коэффициент в 1-ый год страхования в данном случае для всех водителей равен 1 (2-ой столбик, та же строчка). А вот в последующие годы страховой взнос будет зависеть от того, сколько раз ваш страховщик платил за причиненный вами вред. Часто попадаете в ДТП – класс снижается (прямо до самого низкого, М), а коэффициент растет (при этом независимо от величины вреда). Если аварий в водительской биографии нет – класс увеличивается, а КБМ опускается все ниже.
У безаварийного водителя на 2-ой год страхования класс повысится до 4-го с коэффициентом 0,95 (2-ой столбец, шестая строчка) – означает, в Москве обладатель личной «десятки», отдавший впервой за полис 3960 рублей (1980 руб. х 2, районный коэффициент для столицы), в этом году заплатит уже 3762 рубля (3960 руб. х 0,95). Но если в течение года произошла хотя бы одна катастрофа, когда за вред заплатила страховая компания, вне зависимости от суммы класс понизился до 1-го, и в новеньком году будет использован коэффициент 1,55 (3-я строчка, 2-ой столбец). Другими словами при тех же критериях придется заплатить 3960 руб. х 1,55 = 6138 рублей, либо на 2178 руб. больше!
И это еще не все: через год, даже если вы не сделали ни одной аварии, класс вам будет присвоен только 2-ой с КБМ = 1,4 и заплатить за новый полис придется 3960 руб. х 1,4 = 5544 рубля (на 1584 рубля больше начального). Лишь на 3-ий год (при условии, если аварий не было!) вам опять возвратят 3-й класс с желанным коэффициентом «единица» и приравняют к новенькому с «чистой» водительской биографией.
Таким макаром, одна катастрофа, вне зависимости от тех издержек, что понесла страховая компания, радостному владельцу полиса обойдется в дополнительные 3762 рубля при покупке новых стикеров. А без их – как досадно бы это не звучало! – никуда сейчас не поедешь. Если же число аварий две (либо больше) в год, то просто можно налететь на класс М, при котором КБМ = 2,45. А это значит, что за тот же полис придется платить на последующий год уже 9702 рубля, а 1-й класс даже в случае полностью безаварийной езды вы получите только через четыре года…
Мы ни при каких обстоятельствах не призываем водителей нарушать закон и не оформлять ДТП. Это может обернуться большенными неприятностями. Но все-же, если идет речь о компенсации в 500 рублей, может, лучше умиротворенно условиться и разъехаться?
В Германии, например, где тоже действует система «бонус-малус», если вред не превосходит 500 евро, страховая компания предлагает водителю избрать – заплатить самому (тогда КБМ не поменяется) либо предоставить это сделать компании со всеми вытекающими последствиями (см. ЗР, 2005, № 1). Нам бы таковой пункт в правила страхования – может, меньше будет поводов ругать «грабительский закон»