БОРЬБА С «ПОКОЙНИКАМИ» ПО-НАУЧНОМУ
БОРЬБА С «ПОКОЙНИКАМИ» ПО-НАУЧНОМУ
СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
БОРЬБА С «ПОКОЙНИКАМИ» ПО-НАУЧНОМУ
МАКСИМ ПРИХОДЬКО. ФОТО: АЛЕКСАНДР БАТЫРУ
…Дом, в каком я живу, рядовая панельная девятиэтажка в спальном районе. И двор ему под стать – небольшой, зато зеленоватый. Когда-то во времена моего юношества была даже детская площадка. Но когда уровень автомобилизации дома достигнул собственного пика, жильцы-автолюбители верно разграничили маленькую местность на «сферы влияния». Нарушителей «конвенции» временами стыдили и клеймили, а чужаков гнали метлой. И все бы отлично, но значительную часть и без того тесноватой парковки нелегально оккупировал чей-то «Москвич». Брошен он был издавна и навряд ли сумел бы покинуть двор без помощи буксира. И вот, после бурных, но недолговременных дебатов жильцы решили – долой!
ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНО
Как выяснилось, у нас есть совсем легитимные основания избавиться от «чужака». Оказывается, еще 10 годов назад, в 1994 году мэр Москвы подписал распоряжение № 654-РМ «Об эвакуации брошенных и разукомплектованных транПодвесканых средств». Этим годом как раз датирован 1-ый резкий пик роста автопарка (заметим, не только лишь Москвы, да и всех больших городов страны). Ранее всякую машину тянули до последнего, неоднократно переваривая кузов и перебирая «движок», чтоб передать аппарат на ходу внукам и правнукам. С тех пор машина закончила быть недостатком № 1. Как следствие, «загнанных скакунов» начали кидать прямо во дворах без зазрения совести – но, видимо, не без задней мысли: может, рыдван на запчасти понадобится… Тем паче, что системы утилизации в стране не было, а чтоб снять «покойничка» с учета в ГАИ, требовалось много сил и времени. Так пусть уж лучше сгнивает… под надзором! По данным столичных властей, в том самом 1994 году количество брошенных автомобилей перевалило за три тыщи, вот и появилось на свет распоряжение № 654-РМ.
…Но вернемся к «нашему» «Москвичу». Механизм эвакуации брошенного либо разукомплектованного автомобиля оказался прост, как все превосходное. Сперва написал заявление в ДЭЗ: дескать, по такому-то адресу находится брошенный автомобиль, чей отвратительный вид портит наш превосходный город. «Одновременно, – упирал я в тексте, – вышеозначенная машина представляет опасность в экологическом плане». Не считая шуток: масляная лужа под движком по площади приближалась к формату развернутой газеты. Потому прошу это творение столичного автопрома поскорее убрать с глаз долой. Челобитная пошла в ликвидационную комиссию, которая через два денька явилась к нам во двор. Три муниципальных супруга и одна муниципальная дама представляли наши ДЭЗ и районную управу, ОВД и окружную административно-техническую комиссию. Любой из их сделал «круг почета» и лично удостоверился в том, что автомобиль «не жилец». Потом все поставили свои подписи в некий бумаге и приклеили на единственное целое стекло предписание обладателю: если он в десятидневный срок не приведет собственный автомобиль в соответствующий вид, машину сдадут в утиль! По нашим сведениям, обладатель «покойника» уже издавна тут не пребывал, судьбой имущества не интересовался. Потому, когда через 10 дней во двор въехал эвакуатор, «вывоз тела» прошел тихо, стремительно и без эксцессов. А к вечеру на этом месте уже стояла «шестерка» соседа по лестничной площадке. Масляную лужу от «Москвича» он аккуратненько присыпал свежайшим песком…
ГОРОД ПРИНЯЛ
Молвят, нам очень подфартило, что обладатель так и не объявился. Бывает, владелец автомобиля вдруг начинает биться за свои права. В принципе, он имеет на это право: ведь это его собственность. В Департаменте транПодвескаа и связи Москвы с содроганием вспоминают историю, когда некоторый пенсионер, чей «Запорожец» издавна лишился колес, а стекла были изменены на фанеру, вдруг грудью встал на пути ликвидационной комиссии. «Да, согласен, машина не ездит, но я там храню грабли и лопаты. Мое личное дело, как я распоряжаюсь своим имуществом», – говорил ветеран. Как досадно бы это не звучало, по закону он прав – лишить его легитимной принадлежности (даже в виде кучи ржавчины) фактически нереально. Остается только надеяться на совесть и обещать всем миром выстроить взамен привлекательную будочку для хранения садового инструментария…
Других обстоятельств для отказа от эвакуации таких автомобилей, не считая «комплекса Плюшкина» и неуважения к своим соседям, у людей, обычно, нет. Ведь все расходы пока берут на себя столичные власти (может быть, в дальнейшем их, по примеру Запада, заложат в цена новейшей машины). Городку эта процедура обходится в 1900 рублей за штуку. Но вывезти – это только полдела, машину нужно еще утилизировать.
РЕИНКАРНАЦИЯ
Утилизация битых, старенькых и неприменимых к эксплуатации автомобилей – дело дорогостоящее и сложное. Современный завод полного цикла переработки пока в стране только один – в Москве; принадлежит он ПК «Втормет». Из бессчетных боевиков люд верно уяснил, что нет лучше места для сведения счетов с соперниками, чем схожее предприятие. Горы битых машин, по которым лихо скачут герои, обезумевшая пальба из всех видов орудия и, обычно, никакой милиции вблизи. Но это в кино, а в реальной столичной жизни завод имеет девять огороженных и охраняемых площадок. Сюда со всего городка поступают авто, из которых уже слиты остатки бензина, масла и других жидкостей. Тут с их снимают движки, батареи и все мало-мальски ценное – для следующей переработки. Особым манипулятором «голый» кузов загружают в измельчитель. Рамы, мосты и другие большие узлы разрезают гидравлические ножницы. Потом, то, что осталось, проходит по длинноватой технологической цепочке, включающей 30-тонный ротор и 16 особых молотков. На этой стадии пластик, стекло и остальные тряпки-резинки отсеиваются от металла, а он промывается водой. На выходе прошлый красавчик автомобиль преобразуется в россыпь маленьких железных кусочков… Как поведал исполнительный директор ПК «Втормет» Юрий Воронцов, один авто кузов перерабатывается за три–5 минут, а за смену завод может «пропустить» через себя 400–500 тонн металлолома. Вторичный металл отчаливает на металлургические фабрики, где из него катают лист, из которого, в свою очередь, делают новые авто.
Если сдать автохлам так просто, поневоле появляется вопрос: почему же близлежащие дворы как и раньше забиты старьем? Обстоятельств тому несколько. Во-1-х, это не достаточно тревожит нас самих. Валяется около детской площадки заржавелый остов машины – ничего ужасного, зато ребятишкам в прятки играть увлекательнее… Во-2-х, никак не заинтересованы в этом сами ДЭЗы. Сдал хлам в металлолом – и что? Почета никакого, а если вдруг обнаружится обладатель, проблем не оберешься (когда мы готовили материал, несколько контор на этом основании отказались сотрудничать с журнальчиком). Неудача – в пассивности самих жильцов, беспомощности местного самоуправления.
Ну и других заводов, схожих «Втормету», в Москве нет. А что гласить об других городках Рф? И как и раньше продолжают умиротворенно догнивать миллионы (!) «покойных» автомобилей по дворам и обочинам дорог – от Калининграда до Владивостока…
Вот и выходит, что неувязка, так просто решенная в рамках 1-го двора, в масштабах страны остается нерешенной совершенно. Хотя, как нам кажется, метод мы задали…
В Москве за 2003 год было утилизировано 24 626 автомобилей. По оценке профессионалов столичного АО «Мосавторециклинг», раз в год в городке подлежит утилизации 100– 120 тыс. автомобилей (из стоящих на учете 2,4 млн.). Своевременные вывоз и утилизация транПодвескаа позволят сберечь около 130 млн. руб., созданных для улучшения экологической обстановки в городке.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА ЗР СЕРГЕЯ СМИРНОВА
По действующему законодательству сейчас можно без заморочек самому сдать собственный автомобиль в утиль – если, естественно, есть желание и совесть. Для этого нужно снять его с учета (пусть даже машина не на ходу – довольно вызвать инспектора ГАИ для составления акта) и обратиться с заявлением в жилконтору. Платить при всем этом ничего не нужно (только за совершение регистрационных действий). Процедура принудительного вывоза описана выше. Пока остается нерешенной неувязка с «отказниками» – собственниками пришедшего в негодность транПодвескаа, которые грудью стоят на его защите. В Департаменте транПодвескаа и связи Москвы разработан проект закона «О размещении автотранПодвесканых средств на местности городка Москвы». В нем устанавливается порядок стоянки на территориях, не подпадающих под действие Правил дорожного движения, также ответственность собственников, бросающих хлам во дворах. По статье 210 Штатского кодекса РФ владелец несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Потому есть надежда, что с принятием нового закона (видимо, это произойдет в последнее время) вопрос будет решен: после нескольких предупреждений бывшее транПодвесканое средство можно будет вывезти на утилизацию, а расходы взыскать с хозяев. Не достаточно не покажется