Утилизация невозможна?
Как бы восхитительная новость: в Министерстве индустрии и торговли РФ подготовили пилотный проект утилизации автомобилей. Реализовывать его намечено в 17 регионах страны. Но пока не то что в жизни – даже на бумаге сдать авто в утиль нереально. К такому выводу пришел Игорь Моржаретто.
Опыт, рассчитанный на год, был должен стартовать еще 1 января. В рамках пилотного проекта подразумевается принимать к утилизации авто российского и забугорного производства старше 10 лет, которые были зарегистрированы на последнего обладателя более года. При сдаче машины в утиль потребитель получит сертификат номиналом 50 тыс. рублей, который может быть применен лишь на приобретение нового автомобиля российского производства (включая иномарки, собранные в Рф). По словам директора департамента авто индустрии Минпромторга Алексея Рахманова, одной из острых заморочек русского авторынка остается почетный возраст легковых автомобилей: около 50% парка старше 10 лет. Отлично, если они на ходу, – отслужившие собственный срок машины, заржавелые кузова, лысые покрышки просто кидают во дворах домов, на пустырях, «диких» свалках, захламляя городские местности.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОРЫВ
В Рф, как понятно, рынок легковых автомобилей за год «упал» вдвое. А в Европе, Америке и ряде государств Азии ситуацию (которая сначала складывалась не лучше) в течение прошедшего года удалось переломить благодаря принятым в первой половине 2009-го муниципальным программкам стимулирования внутренних рынков. А именно, при помощи утилизационных премий, которые выплачивались покупателю новейшей машины при условии сдачи старенькой на переработку. Такие призы выдавали в 13 странах Европы, в США и других государствах. Более калоритные успехи показала Германия, где реализации за время деяния программки выросли на 40%! Вот и наше правительство решило пойти этим же методом – выделило на утилизацию около 200 тыс. автомобилей в этом году 10 миллиардов. рублей.
Русский НАРЫВ
Все это очень здорово, вовремя, но, как обычно, наступил новый год, а программка оказалась не готовой. Срок ее вступления в силу официально перенесли на месяц, но нет никакой убежденности, что с 1 февраля она заработает. Очень много вопросов – и у тех, кто желал бы сдать старую «копейку» в обмен на новейшую «калину», и у профессионалов. К примеру, кто выдумал Правила предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение утрат в доходах торговых организаций при продаже новых автотранПодвесканых средств русского производства со скидкой? Заглавие этого документа, вывешенного на веб-сайте Минпромторга, нереально даже прочесть, тем паче – попробовать получить по нему хотя бы копейку. Это некий апофеоз бюрократической абракадабры!
Судите сами. Человек сдает старенькую машину в утиль и получает у приемщиков бумажку. С ней он идет в банк, где ему выдают... нет, не Энциклопедия грузовых автомобилей, а другую бумажку. С этим документом возможный автолюбитель отчаливает в автоцентр. Там ему продают автомобиль, из цены которого вычтены «государственные» 50 тыс. рублей. Но пока ничего муниципального здесь нет – практически эта скидка оплачена из кармашка торговца! Сам дилер после сделки составляет приличный пакет бумаг и посылает его в Москву, в Минпромторг. Там все эти документы инспектируют и посылают со собственной резолюцией в банк. Через какое-то время (в теории не превышающее 45 дней) банк возвращает дилеру его собственные Энциклопедия грузовых автомобилей – и только сейчас «проявляется» финансовая помощь страны.
На практике, понятное дело, сроки могут затянуться, ведь проверкой документов в министерстве будут заниматься всего несколько служащих. И какой дилеру энтузиазм в этой программке? Средств у него на данный момент и так негусто, только успевай по кредитам платить, а здесь на каждой машине он навечно теряет по 50 тыс. рублей. Которые, может быть, получит. Когда-нибудь. Либо не получит…
И это еще не все. На сегодня не определен перечень банков, завлеченных к программке; нет даже эталона сертификата и всего пакета нужных документов… И самое главное – в стране не только лишь нет системы рециклинга и переработки автохлама (количество действующих заводов можно перечесть по пальцам одной руки), да и не разработана система стимулов и нормативно-правовая база для желающих заниматься таковой деятельностью! И вообщем, кто за это будет платить? В Европе расходы, связанные с утилизацией, издавна включены в цена автомобиля. А у нас? Пока Минпромторг неуверенно подразумевает, что заплатит сам обладатель старенькой машины (именуют даже примерную сумму – менее 3 тыс. рублей). Плюс расходы на эвакуатор (в границах Москвы – около 2 тыс. рублей). Другими словами до покупки нового транПодвесканого средства еще ой как далековато, в руках только бумажка (тот сертификат), а средств уже потрачено много…
Сколько еще таких подводных камешков обнаружится, когда программка начнет действовать, можно только догадываться. И вспомнить, что обширно разрекламированное льготное кредитование стало реальностью только в мае 2009 года (обещали запустить с января). Она буксовала, пока в схему не занесли три значительные поправки: сумму прирастили до 600 тыс. рублей, начальный взнос уменьшили до 15% и прирастили число банков-участников. И хотя правительство планировало при помощи льготных кредитов реализовать за год до 150 тыс. автомобилей, настоящая цифра – только 70 тыс. Потому Энциклопедия грузовых автомобилей, выделенные на программку, направили на другие цели – все равно будущие покупатели ими пользоваться не смогли...
Все же для нашей страны программка утилизации – это большой шаг вперед. Ведь и авторынок здорово просел, и легковых автомобилей в Рф старше 10 лет более половины. Я уже не говорю о коммерческом транПодвескае: посреди грузовых автомобилей таких более 80%, автобусов – 60%. Но про их в решениях правительства нет пока ни слова.
P.S. Редакция журнальчика будет пристально смотреть за тем, когда и как заработает программка утилизации. Более того, в последнее время мы попытаемся сдать в переработку старенькый автомобиль и приобрести (с зачетом сертификата) новейшую машину.

Опыт, рассчитанный на год, был должен стартовать еще 1 января. В рамках пилотного проекта подразумевается принимать к утилизации авто российского и забугорного производства старше 10 лет, которые были зарегистрированы на последнего обладателя более года. При сдаче машины в утиль потребитель получит сертификат номиналом 50 тыс. рублей, который может быть применен лишь на приобретение нового автомобиля российского производства (включая иномарки, собранные в Рф). По словам директора департамента авто индустрии Минпромторга Алексея Рахманова, одной из острых заморочек русского авторынка остается почетный возраст легковых автомобилей: около 50% парка старше 10 лет. Отлично, если они на ходу, – отслужившие собственный срок машины, заржавелые кузова, лысые покрышки просто кидают во дворах домов, на пустырях, «диких» свалках, захламляя городские местности.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОРЫВ
В Рф, как понятно, рынок легковых автомобилей за год «упал» вдвое. А в Европе, Америке и ряде государств Азии ситуацию (которая сначала складывалась не лучше) в течение прошедшего года удалось переломить благодаря принятым в первой половине 2009-го муниципальным программкам стимулирования внутренних рынков. А именно, при помощи утилизационных премий, которые выплачивались покупателю новейшей машины при условии сдачи старенькой на переработку. Такие призы выдавали в 13 странах Европы, в США и других государствах. Более калоритные успехи показала Германия, где реализации за время деяния программки выросли на 40%! Вот и наше правительство решило пойти этим же методом – выделило на утилизацию около 200 тыс. автомобилей в этом году 10 миллиардов. рублей.
Русский НАРЫВ
Все это очень здорово, вовремя, но, как обычно, наступил новый год, а программка оказалась не готовой. Срок ее вступления в силу официально перенесли на месяц, но нет никакой убежденности, что с 1 февраля она заработает. Очень много вопросов – и у тех, кто желал бы сдать старую «копейку» в обмен на новейшую «калину», и у профессионалов. К примеру, кто выдумал Правила предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение утрат в доходах торговых организаций при продаже новых автотранПодвесканых средств русского производства со скидкой? Заглавие этого документа, вывешенного на веб-сайте Минпромторга, нереально даже прочесть, тем паче – попробовать получить по нему хотя бы копейку. Это некий апофеоз бюрократической абракадабры!
Судите сами. Человек сдает старенькую машину в утиль и получает у приемщиков бумажку. С ней он идет в банк, где ему выдают... нет, не Энциклопедия грузовых автомобилей, а другую бумажку. С этим документом возможный автолюбитель отчаливает в автоцентр. Там ему продают автомобиль, из цены которого вычтены «государственные» 50 тыс. рублей. Но пока ничего муниципального здесь нет – практически эта скидка оплачена из кармашка торговца! Сам дилер после сделки составляет приличный пакет бумаг и посылает его в Москву, в Минпромторг. Там все эти документы инспектируют и посылают со собственной резолюцией в банк. Через какое-то время (в теории не превышающее 45 дней) банк возвращает дилеру его собственные Энциклопедия грузовых автомобилей – и только сейчас «проявляется» финансовая помощь страны.
На практике, понятное дело, сроки могут затянуться, ведь проверкой документов в министерстве будут заниматься всего несколько служащих. И какой дилеру энтузиазм в этой программке? Средств у него на данный момент и так негусто, только успевай по кредитам платить, а здесь на каждой машине он навечно теряет по 50 тыс. рублей. Которые, может быть, получит. Когда-нибудь. Либо не получит…
И это еще не все. На сегодня не определен перечень банков, завлеченных к программке; нет даже эталона сертификата и всего пакета нужных документов… И самое главное – в стране не только лишь нет системы рециклинга и переработки автохлама (количество действующих заводов можно перечесть по пальцам одной руки), да и не разработана система стимулов и нормативно-правовая база для желающих заниматься таковой деятельностью! И вообщем, кто за это будет платить? В Европе расходы, связанные с утилизацией, издавна включены в цена автомобиля. А у нас? Пока Минпромторг неуверенно подразумевает, что заплатит сам обладатель старенькой машины (именуют даже примерную сумму – менее 3 тыс. рублей). Плюс расходы на эвакуатор (в границах Москвы – около 2 тыс. рублей). Другими словами до покупки нового транПодвесканого средства еще ой как далековато, в руках только бумажка (тот сертификат), а средств уже потрачено много…

Сколько еще таких подводных камешков обнаружится, когда программка начнет действовать, можно только догадываться. И вспомнить, что обширно разрекламированное льготное кредитование стало реальностью только в мае 2009 года (обещали запустить с января). Она буксовала, пока в схему не занесли три значительные поправки: сумму прирастили до 600 тыс. рублей, начальный взнос уменьшили до 15% и прирастили число банков-участников. И хотя правительство планировало при помощи льготных кредитов реализовать за год до 150 тыс. автомобилей, настоящая цифра – только 70 тыс. Потому Энциклопедия грузовых автомобилей, выделенные на программку, направили на другие цели – все равно будущие покупатели ими пользоваться не смогли...
Все же для нашей страны программка утилизации – это большой шаг вперед. Ведь и авторынок здорово просел, и легковых автомобилей в Рф старше 10 лет более половины. Я уже не говорю о коммерческом транПодвескае: посреди грузовых автомобилей таких более 80%, автобусов – 60%. Но про их в решениях правительства нет пока ни слова.
P.S. Редакция журнальчика будет пристально смотреть за тем, когда и как заработает программка утилизации. Более того, в последнее время мы попытаемся сдать в переработку старенькый автомобиль и приобрести (с зачетом сертификата) новейшую машину.