БЕРЕГИСЬ КОНТРАБАНДА
БЕРЕГИСЬ: КОНТРАБАНДА
КРИМИНАЛ
Когда-то «Белое солнце пустыни», позже боевики различные сформировали наше представление о контрабандисте: небритый негодяй черной ночкой перетаскивает через границу наркотики либо что-то в этом духе. Каким же настоящим бывает удивление, когда вдруг узнаешь, что в контрабанде подозревают… тебя самого, законопослушного и добросовестного И.И.Иванова!
Мы ничего не преувеличиваем: таковы реалии нынешнего денька. По данным таможенных служб, большая часть импортных машин, что бегают по нашим дорогам, ввезена в страну нелегально. К тому же стать собственником таковой «паленой» машины оказывается до боли просто…
ЗА Новейшую – ОТВЕЧАЮ!
– По нашим оценкам, объем контрабанды посреди новых автомобилей не превосходит сотых толикой процента, – гласит начальник Головного управления федеральных таможенных доходов ГТК РФ Эльчин Сафаров. – Если машина куплена у официального представителя, на ней можно ездить расслабленно: мы все держим под контролем. Я отвечаю за свои слова. Другое дело «импорт» от бизнесменов – физических лиц. Проконтролировать каждого, мы, понятно, не в состоянии.
В последние месяцы в Рф, по воззрению управляющих таможенной службы, контрабанда старых импортных машин в Рф стала явлением массовым. В особенности обострилась ситуация с вступлением в силу нового Таможенного кодекса РФ. В свое время журнальчик предупреждал о том, что этот документ открывает способности для злоупотреблений (ЗР, 2004, № 1). Действительность затмила все ожидания…
– В большинстве случаев происходит вот что. В Россию временно ввозится автомобиль, который скоро… исчезает. Вариантов несколько, – объясняет происходящее Антон, один из ведущих служащих Головного управления по борьбе с контрабандой ГТК РФ (фамилию, по понятным причинам, не называем – ред.). – К примеру, через милицейские каналы делают липовые справки об угоне автомобиля либо другой причине его утраты (сгорел, попал в ДТП и восстановлению не подлежит и т. д.). Главное – вывозить уже нечего. Дальше – перебивают номера на кузове и движке, а «под них» уже стряпают новые документы. Машину стремительно оформляют на 1-го собственника, потом на другого – в течение месяца она может поменять нескольких хозяев. И все – отыскивай ветра в поле. Поди установи сейчас, откуда она появилась, кто ее ввез в страну. Очень это тяжелое дело.
Другой вариант: «теряются» «родные» документы, номера делают нечитаемыми и на свет божий возникает липовое заключение экспертизы, что «номера н/у», а бумаги утеряны. Здесь же выдаются новые документы взамен «утерянных», а далее – по схеме № 1.
Есть и другие варианты на ту же тему, а общий результат такой: за несколько месяцев в страну «временно» ввезли много импортных машин, и часть из их здесь же «исчезла». Только за 1-ый месяц работы по новенькому кодексу мы возбудили более 20 уголовных дел о контрабанде автомобилей. Правда, это очень относительный показатель, так как большая часть машин из числа тех, что пересекли границы Рф, в месяц формально еще не доехали до пт предназначения и в розыскной лист просто не могли попасть. Может, доедут, а может – нет. Кстати, в новеньком году у нас появились и контрабандные грузовики, чего не было ранее. Их тоже ввозят «временно» – в качестве средства доставки какого-то продукта. А позже часть их тоже исчезает на наших бескрайних просторах…
«ШУМЕЛ Сердито БРЯНСКИЙ ЛЕС…»
Основной источник мигрени у таможенников и других правоохранительных органов – братья-белорусы. Граница с союзной республикой открыта, формально никакого таможенного контроля меж 2-мя странами нет. Вот и въезжают они в Россию на собственных «фольксвагенах» и «мерседесах» (таможенные пошлины, напомним, у соседей существенно ниже, чем у нас), а позже многие ворачиваются домой… на поезде. За белорусами по частоте нарушений таможенного законодательства на «почетном» втором месте граждане Украины, за ними – обитатели государств Балтии...
– Основная масса «левых» автомобилей, по нашим сведениям, проходит через Брянскую область, где сходятся границы Рф, Белоруссии и Украины, – дополняет собственный рассказ Антон. – Там большая по протяженности «прозрачная» граница, фактически неконтролируемая, богатство второстепенных, сначала лесных дорог, где навряд ли встретишь пограничника либо таможенника. Безо всякого труда можно проехать туда-обратно, минуя все посты. Да не достаточно ли у нас таких границ! Поток контрабанды идет конкретно через их. Нет у нас заморочек разве что на Далеком Востоке: все пункты перехода с Китаем накрепко контролируются, так же как и порты, через которые поступают авто из Стране восходящего солнца.
К слову сказать, самым «криминальным» годом выпуска автомобилей таможенники считают 2000-й. Производители здесь ни при чем; просто трех-четырехлетние старые иномарки более нужны на нашем рынке. Естественно, и нарушений здесь больше всего.
ВЫДАН ВЗАМЕН УТЕРЯННОГО
На данный момент о другом – главном для тех, кто приобретает иномарки «бэу». Риск «проколоться» на «временной» схеме очень велик. Как считают сотрудники Головного управления по борьбе с контрабандой ГТК РФ, около 90% старых импортных машин, ввезенных в Россию из-за рубежа в ближайшее время, «проблемные». При этом трудности могут быть как «нашими», внутренними (преступное оформление нерастаможенного автомобиля), так и «внешними». Ни для кого не тайна, что и в Европе существует криминальный бизнес, когда автомобиль угоняют… по договоренности с его обладателем. Тот об угоне заявляет спустя некоторое количество дней, после того как машина не только лишь пересекла границу Рф, да и прошла «процесс оформления» – поставлена на учет, снята и перепродана. Владелец преспокойно получает страховку – и запамятывает о собственной машине. Другое дело новый собственник… По заведенному порядку, Интерпол передает данные об угнанных автомобилях в российскую базу ГИБДД раз в полгода – и вот тут-то русский обладатель «Мерседеса» может внезапно выяснить, что его машина считается в угоне! Попробуй позже обоснуй, что ты – добросовестный приобретатель…
Есть ли надежный метод, чтоб не напороться на «паленую» импортную машину при покупке? Стопроцентной гарантии нет и быть не может, считает Антон, но, если соблюдать некие правила, риск можно существенно уменьшить. Брать старую машину в салоне официального представителя, где есть определенные гарантии «чистоты» и кому-то позже можно предъявить претензию. Рискнуть можно и в этом случае, когда авто доставил родственник либо очень неплохой знакомый. К более же рискованным относится покупка автомобиля на рынке. Естественно, можно проверить автомобиль по базе данных ГАИ и таможни (как это сделать, мы писали в ЗР, 2003, № 10 – ред.), хотя сведения о нем, как было сказано, могут еще не дойти до наших «органов». Вдвойне нужно быть усмотрительным при покупке дорогой, только-только пригнанной из-за границы машины. Лучше бы «побегала» по Рф полгода…
– Пристально изучите все документы, – советует в заключение Антон. – Самый «страшный» ПТС – тот, где написано «выдан взамен утерянного». От такового автомобиля нужно бежать, как черту от ладана! Самые «криминальные» марки сейчас сначала «немцы» – «Мерседес», «Ауди», «Фольксваген» и «японцы» – «Лексус», «Тойота», «Мицубиси», «Мазда». При их покупке с рук будьте три раза аккуратны – шансы попасть на «паленый» автомобиль самые высочайшие.
«Исчезновение» белорусских машин на просторах Рф стало так частым, что ГТК был обязан разослать всем таможням особое объяснение «О гос регистрации транПодвесканых средств, временно ввезенных из Белоруссии». Связано оно и с тем, что ГАИ начала «отлов» автомобилей, если у их хозяев нет русских регистрационных документов. Формально их нужно получать на таможне, через которую следуют в Россию, но контроля-то на границе нет. Потому (цитируем), «чтобы избежать противной ситуации с задержанием транПодвесканого средства, при заезде на местность Рф шофер должен получить удостоверение ввоза транПодвесканого средства (УВТС) на срок, нужный для доставки автомобиля до места пребывания либо неизменного проживания (менее 6 месяцев)».
Для справки: УВТС можно получить неподалеку от границы – в Брянске (Русский таможенный пост, ул. Попова, 1), Смоленске (Заднепровский таможенный пост, ул. Лавочкина, 105), Величавых Луках (Запрудный таможенный пост, ул. Запрудная, 1) и Себеже Псковской области (Себежская таможня, ул. Марго, 62а).
Таможенные органы вместе с МВД РФ к концу 2004 года планируют сделать единую базу данных автомобилей, зарегистрированных на местности РФ, сказал 1-ый заместитель председателя Муниципального таможенного комитета РФ Леонид Лозбенко. С ее помощью можно будет в режиме реального времени выяснить, легитимно ли ввезен автомобиль на местность Рф, не считается ли в розыске и т. д. На данный момент идет согласование для объединения баз данных 2-ух ведомств.
Процесс осложняется тем, что в МВД основная часть инфы хранится на картонных носителях. Предстоит перенести их на электрические, потом сделать общую базу и, в конце концов, вооружить каждого гаишника и таможенника компом.