Вторичный рынок поможет ли отмена НДС?
Вторичный рынок: поможет ли отмена НДС?
Невзирая на развитие дилерских сетей в Рф, вторичный рынок автомобилей пока живет в главном на газетных и интернет-объявлениях. Совершать сделку без посредников прибыльнее, но при всем этом все опасности ложатся на плечи автолюбителей либо маленьких перекупщиков. А лозунг "не обманешь - не продашь" как и раньше у многих в ходу. Иметь дело с большой компанией безопаснее: о ней можно навести справки, в конце концов, автомобильному салону, продающему машины по системе trade-in накалывать просто нерентабельно, так как в неприятном случае он рискует утратить покупателя. Но процент от сделки до сего времени приходилось отдавать не только лишь автомобильному салону, да и государству в виде НДС при каждой операции купли-продажи автомобиля.
Неоднократная уплата НДС при перепродаже 1-го и такого же старого авто делала дилеров незаинтересованными брать на реализацию секонд-хэнд, ну и граждане не торопились к ним, предпочитая получать или продавать машины сами. Это и логично, ведь уплату НДС дилеры ложили на плечи клиентов, в итоге, для последних сделка становилась очень нерентабельной. Это событие очень тормозило развитие trade-in в Рф. Продажа старых автомобилей ушла в сторону "теневого бизнеса" – дизайна "доверенностей" и комиссионных продаж, потому что обязательств уплаты НДС в таких случаях не появляется.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ (Из письма читателя)
В июле этого года желал пользоваться услугой trade-in у 1-го из дилеров Опель. Продавая салону Опель Astra 2003 года выпуска, планировал приобрести у такого же дилера Astra GTC 2008 года. Стоимость, которую предложили за "шестилетку" мне показалась необоснованно низкой. Отважился реализовать автомобиль сам, через веб. Издержал 3 денька: два на снятие автомобиля с учета и один на оформление контракта купли/реализации с покупателем. В конечном итоге за автомобиль получил на третья часть больше, чем предлагал официальный представитель, и жесткое убеждение, что по trade-in продавать машину больше никогда не буду.
В статье о проекте поправок об отмене НДС "Старое золото"(ЗР, 2008, №5), мы отмечали, что "сейчас оборот теневого рынка старых автомобилей, в каком не участвуют официальные дилеры, составляет более 1 млн. машин в год, в валютном выражении - около 20 миллиардов. долл. А к 2011 году эта цифра вырастет до 50 миллиардов. долл." Этот огромный рынок, который поправки в Налоговый кодекс, принятые Госдумой, и должны сделать более цивилизованным и прозрачным.
Сейчас НДС при продаже старых автомобилей, приобретаемых автодилерами у людей взиматься не будет. Дилеры, перепродающие старые авто, должны будут уплачивать НДС только с различия меж ценой автомобиля, по которой они заполучили его у физического лица, и ценой, по которой они будут его продавать.
В итоге клиент получит автомобиль, прошедший предпродажную подготовку (ее качество находится в зависимости от определенного дилера) и юридически незапятнанный. А тот, кто заполучил автомобиль в кредит, сумеет сдать его в автосалон еще до полного погашения кредита в зачет нового. Итак, у клиентов появится возможность почаще поменять автомобиль. Дилеры же получат шанс прирастить реализации, также расширить предложение за счет сектора более дорогих авто. Выгода страны - повышение налоговых поступлений от законной уплаты НДС, также от налога с технического и предпродажного обслуживания старых авто, также от подоходного и одного общественного налогов с заработной платы обслуживающего персонала. Очередные плюс – дополнительные рабочие места. А вот проиграют от новых поправок в Налоговый кодекс стихийные авторынки, так как им будет сложнее соперничать с теми же дилерами. Юридическая чистота сделки и прозрачная история автомобиля делает его покупку у последнего более прибыльной. К тому же риск приобрести у официалов "перевертыша", "утопленника" либо угнанный автомобиль мал.
Но увеличение заградительных пошлинна старые иномарки делает прогноз не настолько радужным. Дилерам будет тяжело развивать программки импорта старых автомобилей из других государств, к тому же прямо за подорожанием новых импортных машин цены на уже ввезенные в Россию "бэушные" авто могут повыситься. Действия последних недель демонстрируют: инициатива правительства не отыскала осознания у населения. Бессчетные бурные акции протеста стали главными новостями конца 2008 года. Митингует Приморье — там в База знанийе работает более половины населения. На защиту потребителей встал даже Сергей Миронов, назвав увеличение пошлин "неэффективной мерой"и разделив мировоззрение, что подобные методы поддержки российских сборочных компаний недопустимы.
Но мировой экономический кризис и общий спад продаж могут, со собственной стороны, стать фактором, сдерживающим рост цен на старые авто. Предложение рынка уже ввезенных импортных машин и старых российских авто настолько велико, что скачок цен может отпугнуть покупателей и с авторынков, и из салонов, а это безизбежно приведет к спаду продаж как у первых, так и у вторых. К тому же "официалы", которым новые поправки просто-таки развязали руки, постараются захватить как можно огромную долю рынка старых авто, а увеличением цен этого не достигнуть.
В последние недели дилеры пробовали реализовать оставшиеся на складах авто 2008 года выпуска, привлекая покупателей различными подарками, скидками, кредитными призами. Скидки доходят до очень впечатляющих величин: при покупке очень дорогих автомобилей торговцы готовы скостить покупателям более полумиллиона рублей. Это полностью разумно: в новеньком году сбыть залежалый продукт будет еще сложнее. Толика автомобилей, приобретаемых в кредит, свалилась в разы: банки отказывают заемщикам в каждом втором случае. Не считая того, массовые увольнения вызвали другую неудачу — увеличение толики невозвратов по кредитам. Эти причины, как и многие другие, фактически ставят крест на развитии рынка в целом. Проекты по развитию дилерских сетей или замораживаются, или и совсем отменяются. И даже настолько веская помощь правительства, как отмена НДС, не способна поправить ситуацию. Так в 2007 году на конференции Института Адама Смита, посвященной продажам и производству авто в Рф, несколько европейских сетевых продавцов, специализирующихся на торговле старыми авто, заявили о собственном намерении начать бизнес в Рф. На данный момент об этих проектах ничего не слышно — Европа сама погрязла в упадке, и ей на данный момент не до расширения.
Итак, эффект от отмены двойного НДС практически растворится в волнах, вызванных кризисом, и только частично компенсирует увеличение таможенных пошлин на импорт импортных машин. Он в известной степени подтолкнет к расширению сети салонов trade-in, но приметного понижения цен пока ждать не стоит.
Комменты Профессионалов
Вардан Даштоян, Управляющий Директор розничного направления группы компаний РОЛЬФ:
Как поменяется стоимость на старые иномарки в связи с введением заградительных пошлин в будущем году?
- Продажа автомобилей с пробегом впрямую не связана с увеличением пошлин на б/у иномарки. В стране уже существует парк старых автомобилей, которые можно и необходимо продавать. Людям в любом случае необходимы машины. Сектор автомобилей с пробегом в последнее время начнут также пополнять машины, приобретенные банками вследствие отказа клиентов от кредитов.
Роман Хапаев, Главный Исполнительный директор ООО «БЛЮФИШ» о перспективах развития рынка старых авто в Рф:
Как будет развиваться рынок старых автомобилей после отмены двойного налогообложения?
- Отмена двойного налогообложения в корне меняет механизм ценообразования сделки меж торговцем (юридическим лицом) и покупателем (физическим лицом). Принятие поправки к налоговому кодексу позволяет проводить сделки по покупке и продаже автомобилей с пробегом по рыночной стоимости - сейчас торговец не должен ни сам платить двойной налог, ни восполнить эти издержки за счет покупателя.
Соответственно, вырастает энтузиазм дилеров к развитию этой услуги как направления бизнеса, с другой стороны, покупка старого автомобиля у дилеров завлекает и клиентов, которые не теряют Энциклопедия грузовых автомобилей, как ранее, и совместно с этим получают надежный продукт, чувствуя себя защищенными юридически.
В критериях денежного кризиса, когда реализации новых автомобилей падают, а прибыльность этого направления понижается, продажа автомобилей с пробегом может стать одним из приоритетных направлений бизнеса.
Прогноз объемов продаж на рынке автомобилей с пробегом на текущий момент сделать трудно: все будет зависеть от цен на новые авто - скидки на их могут сдерживать рост продаж старых машин.
Что на Ваш взор будет с авторынками и "сероватыми дилерами", если поправки в Налоговый кодекс вступят в силу?
- На данный момент большая часть сделок по автомобилям с пробегом в Рф осуществляется личным образом (рынки, объявления в прессе и вебе). Автолюбители не находят в таких методах ни удобства, ни надежности. Единственное, что их завлекает в этом случае – прибыльность сделки. Таких людей большая часть.
Отмена «двойного» НДС позволит большим игрокам, заботящимся о качестве оказываемых услуг и надежности сделок, выйти на рынок старых автомобилей. Таким макаром, благодаря поправкам будут объединены достоинства обслуживания у официального представителя (прозрачность сделки, высококачественный сервис) с прибыльными ценовыми критериями, соответствующими на данный момент для личных продаж.
Непременно, какая-то прослойка клиентов будет еще некое время предпочитать рынки – по привычке, но с течением времени эти Различное также переориентируются на сделки с «белыми» компаниями, достоинства которых неопровержимы.
Что все-таки касается «серых» дилеров, их судьба будет зависеть от их стратегии: те, кто сумеют стремительно отреагировать на конфигурации рынка и предоставлять клиентам высококачественный продукт, обеспечив надежность сделки, могут быть успешными.
Ждете ли Вы усиление конкуренции меж большими игроками на рынке старых автомобилей?
- Непременно, да. Уверен, все большие игроки рынка ожидают принятия поправки для того, чтоб развернуть реализации автомобилей с пробегом. Также ожидается возникновение зарубежных компаний, считающих Россию многообещающим рынком. Но фаворитами станут те, кто был первым и налаживал бизнес-процессы, не дожидаясь отмены «двойного» НДС. Так, ГК «РОЛЬФ» запустила проект BlueFish еще в 2007 году, и на текущий момент у нас есть 16 площадок на базе дилерских центров «РОЛЬФ» в Москве и Петербурге, также 2 автономные площадки в Москве. В планах компании – открытие 80 независящих центров продаж в больших городках Рф до 2013 года.
Но, не все спецы веруют в бурное развитие рынка старых автомобилей. Так, Роман Гуляев, главный редактор журнальчика "Авто Бизнес Ревю", считает, что гласить о новеньком шаге в секторе продаж б/у автомобилей пока рано:
- Ситуация с услугами trade-in навряд ли очень обменяется. Невзирая на то, что повторное взимание НДС очень осложняло оформление автомобилей, большая часть дилеров уже издавна отыскали методы обойти это препятствие, принимая авто на комиссию либо оформляя сделку дригими методами. Более того, из-за кризиса на данный момент большая часть дилеров или замораживают подобные проекты, или совсем от их отрешается. Операции по покупке авто требуют наличия приличных денег, а свободных средств на данный момент фактически ни у кого нет. Не считая того, с повышением пошлин на авто, ввезенные из-за рубежа, цены на старые машины вырастут и без взимания НДС. Пока денежный климат не выровняется, оживления рынка ожидать не стоит.
Схема trade-in очень популярна в салонах Ауди. Все дилеры этой марки имеют площадки для старых авто. Вагиф Бикулов, PR-менеджер Ауди Russia, также считает, что оживления в этом секторе рынка в последнее время ожидать не стоит:
- До сего времени дилеры воспринимали автомобиль на комиссию, другими словами, "де-юре" следующая покупка старых авто в салоне являлась сделкой меж 2-мя личными лицами. Часто это приводило к сложностям: автомобиль мог оказаться угнанным либо нерастаможенным. Сейчас же процедура дизайна автомобиля упростилась, и автомобильные салоны сумеют отследить происхождение автомобиля, другими словами сделка становится наименее рискованной. Но ликвидность этого сектора рынка до сего времени непонятна: дилеры пока боятся строить планы даже по продажам новых автомобилей, тем паче, куда осторожнее они себя поведут с старыми. Неувязка в том, что подобные сделки в Рф не систематизированы, как, к примеру, в Германии, где есть определенная система оценки автомобиля.