Гаишный развод - 2
Гаишный «развод» - 2

На чём ловят трезвых водителей

Многих водителей интересует, что поменялось в работе инспекторов ДПС ГИБДД по вопросу освидетельствования на состояние опьянения после выхода в октябре 2008 г. статей «Сомнительные алкотестеры» и «Гаишный развод» (см. «Авторынок Калининграда» №38 и №40).

К медикам - только в трёх случаях!

Обсуждая эту тему, необходимо уидеть, что миропонимание создателя, изложенное в упомянутых публикациях, совпало с мнением судей Верховного Суда РФ, которые в связи с конфигурацией действующего законодательства 11 ноября 2008 г. приняли на Пленуме Постановление №23. В данном документе серьезно расписано, на что необходимо обращать внимание судьям при рассмотрении дел, связанных с направлением водителя на мед освидетельствование.

Но об этом многим инспекторам ГИБДД, по-видимому, неясно. Поэтому неслучайно при составлении процессуальных документов они часто допускают нарушения, что вынуждает суды прекращать административное создание по ч.1 ст.12.26 КоАП РФ, предусматривающей ответственность водителя за невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении мед освидетельствования на состояние опьянения. Поэтому, возвращаясь к затронутой теме, должен сделать соответствующие пояснения.

Согласно ч.1 ст.27.12 КоАП РФ и Правилам освидетельствования водителей на состояние опьянения, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. №475, к помощи наркологов инспекторы ГИБДД должны прибегать только в трёх случаях:

1) если шофер отказался от проерки на месте с помощью алкотестера;

2) если шофер не согласен с плодами, показываемыми алкотестером;

3) если показания устройства не устраивают инспектора (на дисплее - нули, а «пациент» лыка не вяжет).

Схема «развода»

К огорчению, на всех инспекторов ДПС «официальных» алкотестеров не хватает. Такой устройство должен быть одобрен Минздравом, занесён в госреестр, иметь распечатывающее устройство. Недочетом воспользовались некоторые ушлые инспекторы ГИБДД, которые придумали необыкновенную схему «развода» водителей, слабо ориентирующихся в действующем законодательстве.

Эта схема опирается на 1-ый пункт Правил освидетельствования, дающий право инспектору навести водителя к медику. В протоколе о направлении на медосвидетельствование гаишник подчёркивает пункт «Отказ от прохождения освидетельствования на состояние спиртного опьянения» (имеется в виду – на месте задержания), а водителя уговаривает в графе «Пройти мед освидетельствование» сделать запись о том, что он не согласен и отказывается от этой процедуры, сопровождая это своей подписью.

В качестве понятых в протокол вписываются данные других водителей, которых в это время останавливает 2-ой инспектор, причём нередко им даже не разъясняется суть происходящего и их права как понятых. Имеют место случаи, когда таких «понятых» останавливают за какое-нибудь нарушение ПДД и вместе с протоколом и постановлением, адресованным им, подкладывают и протоколы на другого водителя или просто их данные вписывают в протоколы, составленные на водителя, который отказался ехать на медосвидетельствование.

Разговор с инспектором происходит, обычно, один на один в служебной машине, при всем этом водителю выдаётся только один протокол по делу об административном правонарушении, в каком в графе «Объяснение» шофер под диктовку инспектора делает примерно такую запись: «Вчера испил пиво, от экспертизы отказываюсь, спешу по делам» или что-то в этом роде. Естественно, протоколы об отстранении водителя от управления и о направлении его на медосвидетельствование, где бытуют данные о понятых, инспектор водителю не вручает, а изъяв водительское удостоверение, выдаёт временное разрешение. После Этого радостный шофер уезжает. Прозрение, что его «развели» на дороге и на данный момент полтора-два года он будет ходить пешком, приходит к бедолаге позже.

Некоторые инспекторы даже не прибегают к «понятых» (другими словами других водителей), а просто указывают, что шофер отказался от подписи, и в протоколы вписывают в качестве понятых вымышленные фамилии.

Инспекторы также пробуют «развести» водителей, подсовывая им алкотестеры непонятного производства (обычно, китайского) и объясняя какие ужасные последствия ждут их в случае дизайна протокола.

С протоколом знакомьтесь обязательно!

В заключение желаю дать совет всем водителям. Ранее, чем что-то подписать, внимательно прочтите протокол и уясните последствия, которые могут для вас показаться после . Обязательно потребуйте копии всех протоколов. А водителям, которых употребляют в качестве понятых или свидетелей, советую: если Вас останавливает инспектор ДПС и просит заверить отказ другого водителя от подписания составленного протокола, то не спешите ставить свою подпись. Она будет означать, что Вы свидетельствуете об отказе того водителя подписать протокол в Вашем присутствии. Пусть непосредственно в Вашем присутствии инспектор предложит подозреваемому подписать и взять в руки составленный протокол. Или при Вас предложит пройти освидетельствование на состояние опьянения и продемонстрирует соответствующий алкотестер.

Если в таком случае шофер откажется подписать протокол или пройти освидетельствование на месте и откажется проехать на медосвидетельствование, тогда свидетельствуйте об этом.

Не исключено, что некий шофер будет возмущаться тем, как и что написано в протоколе, и захочит выложить там свою версию происшедшего, а это нарушит планы инспектора. В таком случае гаишник может привлечь Вас с тем, чтобы не дать протокол в руки тому водителю, тем исключив его роль в данном процессе.

Советую: протокол необходимо обязательно подписать, каким бы он ни был. Устранение себя от роли в составлении протокола недопустимо. Отказ подписать протокол не является средством восстановления справедливости. В дальнейшем в суде, где Вы начнёте оправдываться, Для Вас увидят, почему всё это не выложили слету в протоколе, ведь неподписание протокола суд может расценить как согласие с его содержанием. Протокол необходимо внимательно изучить, внести свои замечания и дополнения, а позже подписать.

Жора Румянцев, Юридический центр «Автоправо-ОСА» т. 77-91-37 , "Авторынок Калининграда", №51 от 23.12.2008, www.auto39.ru
ремонт автомобиля