РАЗЫСКИВАЙ - Либо ПЛАТИ!
РАЗЫСКИВАЙ - Либо ПЛАТИ!
В январе этого года вступила в силу 2-ая часть Налогового кодекса. Она отменяет многие налоги, тормозившие развитие бизнеса, в значимой мере ликвидирует практику двойного налогообложения и т. д. При всем этом, правда, вводятся налоги новые, как считают, более справедливые. В числе их и транПодвесканый налог.
Все мы привыкли к заведенному порядку: отправляясь на техосмотр, берем с собой квитанцию об оплате налога с обладателя транПодвесканых средств - по другому священного талончика не видать. Сейчас порядок поменялся: гаишнику эта квитанция не нужна - техосмотр проходят без нее. А транПодвесканый налог будем оплачивать по извещению, которое прямо на дом пришлет налоговая инспекция. Там будет обозначено, сколько и в какой срок вы должны заплатить. Забежал на минуту в Сбербанк по дороге на работу - только и всего. Но так просто будет не для тех, кто хоть в один прекрасный момент (не говоря уже неоднократно) передавал (считай, продавал) свою машину по доверенности.
ЧТО Задумываются НАЛОГОВИКИ
Уже осенью некие граждане забеспокоились по этому поводу, а за ними даже и кое-кто из депутатов: все ли обмыслили? Тогда вспомнили (почему, любопытно, не до принятия закона?) о тех, кто передал собственный автомобиль по доверенности и о судьбе его ничего не ведает, также о старенькых, догнивающих собственный век на свалках и дворах машинах - ведь и у их на теоретическом уровне должны быть хозяева... Словом, появилось много вопросов.
В Министерстве по налогам и сборам считают, что беспокоиться нечего.
- Законодательство пишется под законопослушных людей, а все законы взаимосвязаны, - разъясняет начальник управления ресурсных платежей МНС РФ Андрей Федоров. - Штатский кодекс определяет: если вещь продана - должен быть оформлен контракт купли-продажи, если передана временно - составлена доверенность (на управление, прохождение техосмотра, продажу и т. д.).
Словом, считает А. Федоров, прописаны правила, как поступать в том либо ином случае, да так, чтоб всем сторонам было комфортно. А если идешь на нарушение этих правил, создаешь для себя делему в дальнейшем. Далее цитируем: "Где у нас прописан термин "продажа по доверенности"? Нет такового! Потому не стоит ругать наше законодательство за несовершенство - напротив, мы стараемся сделать систему, комфортную для жизни".
Вроде все правильно. Вот только стоило бы именовать вещи своими именами: "продажа по доверенности" появилась не по злой воле автомобилистов, как итог отвратительной работы регистрационных подразделений, когда на снятие автомобиля с учета, как и на постановку, тратились деньки (если автомобиль вызывал подозрение и направлялся на экспертизу - недели). Вспомним многочасовое стояние в очередях, все эти формы, квитанции, расходы, волнения. А у нотариуса 15 минут - и все!
Так что гласить о правилах, "где всем сторонам было комфортно", о несознательных автомобилистах, придумавших термин "продажа по доверенности" и дружно нарушавших эти правила, само мало валить с нездоровой головы на здоровую. Но самое главное - налоги все-же оплачивались! Без несчастного квиточка техосмотр не пройдешь.
Сейчас в министерстве, естественно, спохватились, что новые правила оплаты транПодвесканого налога создадут трудности для людей (по воззрению МНС, правда, не для такового огромного числа) и уже определена процедура, призванная как-то упростить им жизнь.
- Это неувязка не только лишь налогоплательщиков - это наша с ними общая неувязка, - гласит А. Федоров, - и они должны посодействовать налоговым органам разрешить ситуацию. Если налогоплательщик заинтересован, чтоб обязанность по оплате была переложена на другое лицо, он должен посодействовать налоговым органам собрать для этого нужные сведения.
По другому говоря, необходимо узнать, где сам автомобиль (ТС) и лицо, которому он был передан. А еще представить документ, послуживший основанием для этого. Меж иным, одной доверенности не достаточно - необходимо еще доказательство того, что кто-то реально получил автомобиль.
Как нам растолковали, жестких требований к составлению этого документа (он именуется "извещение") нет. Видимо, потребуются копия доверенности и заявления от 2-ух хозяев - бывшего и реального ("Машину получил, налоги платить согласен..."). Ну а что делать в тех бессчетных случаях, когда непонятно, где сейчас пребывает автомобиль совместно со своим новым владельцем? Означает, если выдал доверенность - "попал"?
- Ситуация непростая, - считает Андрей Федоров, - но не безнадежная. Есть механизмы, способные вынудить сегодняшнего фактического обладателя машины дать о для себя знать. Прошлый владелец, оставаясь им де-юре, может объявить автомобиль в розыск либо совсем провести "выбраковку" автомобиля - снять его с учета, чтоб он считался... утилизированным.
Есть, правда, очередной вариант (для небедных): плюнуть на все это, не находить канувшего в Лету покупателя с автомобилем, а самому заплатить. Вот только при всем этом нужно держать в голове: для обладателя обыденных "Жигулей" налог составит в среднем 500 руб. (от 225 руб. в Челябинской, Брянской областях до 1875 руб. в Башкирии) и присылать извещение будут каждый год, до самой погибели обладателя. Как досадно бы это не звучало...
Что все-таки до автомобилей, которые издавна сгнили, но еще стоят на учете, то в этом, по воззрению МНС, повинны опять-таки только их обладатели (а не отсутствие в стране принятой всюду системы утилизации транПодвесканых средств). Короче, в их интересах стремительно отправиться в ГАИ, произвести нужные деяния и исключить ТС из базы данных.
К огорчению, узнать, считается ли в базе данных ГИБДД издавна не имеющийся вам автомобиль, легитимными способами нереально - вы узнаете об этом только из налогового извещения в собственном почтовом ящике до 1 июля. В течение 30 дней с момента его получения (определенная дата будет указана) нужно либо заплатить налог, либо обосновать, "что вы не верблюд". Вроде бы то ни было, но через месяц автоматом начнет "щелкать" пеня - 0,07% в денек (если налог составляет 500 рублей в год, то за каждый один денек просрочки придется платить 35 коп.). Если обладатель злобно не делает свои обязанности, налоговый орган может через трибунал взыскать налог, пеню и штраф (20% от суммы). Не поможет это - в дело вступят судебные приставы и обрисуют имущество. Каково?
- Страшиться нечего, - уверен А. Федоров. - В 1-ый год работы по новым правилам, думаю, будет много нестыковок и сложных случаев не избежать. Сколько реально - поглядим, но, полагаю, не очень много. Вроде бы то ни было, но сегоднящая система - более цивилизованная, более комфортная. А все возникающие трудности налогоплательщик решит совместно с налоговыми органами.
Кто бы стал спорить. Неясно только: почему за все просчеты, за все прошлые несуразности в этой сфере авто жизни приходится отвечать своим временем, своими средствами и нервишками нам с вами - автолюбителям?
ЧТО Задумываются В ГИБДД
В основном управлении ГИБДД МВД Рф на "проблему-2003" сотрудники глядят с наименьшим оптимизмом, хотя как бы им сейчас жить да ликовать - "долголетняя обязанность" по сбору налогов с хозяев транПодвесканых средств с их снята. Всех-то и хлопот осталось - передать базу данных в МНС до февраля, а позже в течение 10 дней докладывать туда же обо всех регистрационных действиях.
- Вот здесь и начинаются трудности, - гласит Сергей Зубриський, заместитель начальника отдела технического надзора и регистрации ГУ ГИБДД СОБ МВД РФ. - Докладывать мы должны по форме, утвержденной МНС. Но ее с нами никто не согласовал, у нас различные программки, технические способности, ну и вообщем часть данных мы не сможем передать - это противоречит нормам закона "Об оперативно-розыскной деятельности"!
Для того чтоб передать базу данных на 33 млн. стоящих на учете автомобилей и 10 млн. регистрационных действий в год, необходимы как минимум штаты, материально-технические средства, каналы связи и т. д. Некие требования налоговиков вступают в противоречия с законами, которыми управляется в собственной деятельности ГАИ: уже нареченном "Об оперативно-розыскной деятельности", "О милиции". Как здесь поступить?
В сложном положении окажется неограниченное количество автолюбителей, и решать свои трудности они пойдут в органы ГИБДД, а не в МНС. А у самой ГАИ вопросов больше, чем ответов.
По "генеральной доверенности" в стране передвигается неограниченное количество машин. Сколько - не произнесет никто, так как никто их и не регистрировал. Просто так "взять и выбраковать" эти машины - не получится. Это ведь касается и старенькых, издавна сгнивших "средств передвижения".
- Чтоб снять автомобиль с учета, вы должны подтвердить свое право принадлежности на него, - объясняет С. Зубриський. - По закону 1-го заявления от обладателя не достаточно, необходимы еще документы на ТС и регистрационные номера. Но, к огорчению, документы, номера утрачены, владельца нет в живых либо все это совместно (в особенности это касается очень старенькых, издавна брошенных автомобилей и байков!). Не так просто лишить гражданина прав на его личную собственность - на защите стоят Конституция и Штатский кодекс. Владелец погиб? В права наследования должны вступить его родственники. Документы сгорели? Нужно их восстанавливать и т. д.
В принципе, в таковой ситуации можно обратиться к следственным органам, заявив автомобиль в угон либо документы - в розыск. Только готовы ли они принять в дальнейшем году целый вал заявлений? И так на каждого следователя приходится по 15-20 незавершенных дел. Да и отказать гражданину, если он желает подать в розыск принадлежащий ему автомобиль, в милиции не имеют права. Утеряны номера - их нужно помещать в базу розыска, пропали документы - в базу похищенных... Словом, "почетную обязанность" по розыску автомобиля, документов и нового обладателя старенькый владелец обязан будет переложить на плечи следствия.
В МНС считают, что схожих случаев будет не настолько не мало - страшиться нечего, у ГИБДД другая точка зрения.
- У нас на учете стоит, к примеру, 1,3 млн. "запорожцев" и практически 6 млн. байков, а много ли вы их встречаете на дорогах? - продолжает С. Зубриський. - Означает, большая часть издавна брошена и или заржавевает, или сгнила. В 2001 году на учете состояло 33 млн. транПодвесканых средств, из их на техосмотр было представлено немногим больше 80%. Где другие - приблизительно 6 млн.? Это как раз и есть брошенные либо причастные к каким-то преступным историям авто.
* * *
Выслушав два знатных представления, давайте прикинем: что все-таки выходит? Как бы новый Налоговый кодекс - шаг вперед к цивилизованному обществу. По правде, пора, в конце концов, осознать, что каждый должен нести ответственность за свою собственность. Все правильно, исключительно в стране не было системы утилизации и, как следует, практики снятия автомобиля с учета. Заместо этого много лет действовала "продажа по доверенности"... Означает, кодекс может не просто сделать трудности миллионам людей, но попутно еще дестабилизировать работу Госавтоинспекции и следственных органов.
Удивительно как-то: с одной стороны, власть готова закрыть глаза на очевидные нарушения серьезнейших законов во время приватизации и признать все нечестно заработанные при всем этом млрд законными, а с другой - наказывать обладателя старенького "Запорожца" за то, что он не снял его с учета...
Выводы навязываются горьковатые: приняв современный, цивилизованный кодекс, наше правительство и законодатели в какой уже раз не обмыслили всех вероятных последствий - поступили нецивилизованно по отношению к своим гражданам. Миллионам! Как посодействовать им, срочно должны решить и правительство, и Госдума, внеся нужные дополнения и конфигурации в закон. По другому кому он таковой нужен - современный и цивилизованный?