Игрушка?
Игрушка?..
…Гаражи на окраине Москвы. Обозреватель журнальчика «Мото» Антон Власов напутствует меня, перед тем как я сяду за руль скутера:
– Газ выворачивай аккуратненько, тормозить старайся тоже плавненько.
– Сообразил, сообразил.
– Это хоть и маломощная, но техника!..
1-ый блин, как и положено, вышел комом: разворачиваясь, я немного протаранил ворота примыкающего гаража. Антон морщится, я пробую реабилитироваться. 2-ая попытка выходит уже лучше.
– Ты точно уверен, что хочешь поехать на скутере?
– Да!!!
Обычная картина: молодой «гонщик» рванул изо всех сил перед потоком, который уже тронулся на «зеленый». Я проехал всего один круг далековато не по самым оживленным улицам столицы, но чувств – масса! На светофоре затонированная «шестерка» гудела мне, не переставая, пока не зажегся зеленоватый сигнал; позже я полной грудью вдохнул «нулевой» выброс панелевоза… Попытка объехать припаркованные авто могла обойтись недешево – некий безумный чуть ли не припечатал меня к бамперу «Волги». Еще меня опередил троллейбус. А позже пошел дождик. «Игрушка это, баловство», – решил я, слезая со скутера.
КУПИ – И КАТАЙСЯ!..
Уважаю тех, кто ездит на мототехнике в шлемах! Таких игрушек в нашей стране год от года становится все в большей и большей степени. Если объем мотора менее 50 смз, транПодвесканое средство не нужно ставить на учет, не нужно сдавать на права, не нужно еще много чего. Всех дел – купи и катайся…
Антон Власов в шкуре рядового гонщика-скутериста. С пришествием теплых денечков, когда в большенном городке путь от дома до работы и назад на автомобиле преобразуется в пытку, я поневоле начинаю завидовать мотоциклистам. А что, ка-а-ак отдал газу – по краю, меж машинами, и никакие пробки не жутки! Правда, существует опасность: а вдруг найдется автомобилист, который захотит развернуться либо хотя бы резко перестроиться из ряда в ряд? Как бы, если ориентироваться по зеркалам – байк очень далековато. С другой стороны, мощность у неких аппаратов такая, что через несколько секунд этот болид уже поравняется с вами, а вы его не увидите. Но, повторюсь, такие «аппараты» если даже не видно, зато слышно издалека, а вот относительно тихие скутеры… Да, их хоть и зовут в народе «визжалками», но попытайтесь поймать таковой треск (либо визг), когда в машине играет радио, а вы разговариваете с пассажиром...
Разговор «по душам» после заездов. Я считаю, что скутер – не игрушка. Антон дипломатически молчит. Да и это не самое главное! «Взрослые» участники дорожного движения – и автомобилисты, и мотоциклисты, ЗНАЮТ правила (пусть некие и в общих чертах). Обладатели «малокубатурной» техники, юные Различное 14–16 лет, о существовании ПДД тотчас и не догадываются! Все же они выезжают на дороги, полностью не интересуясь принятыми правилами игры. Один таковой как-то «смахнул» левое зеркало с моей машины. И – в кустики, в прямом смысле этого слова.
Повдоль ЗАКОНА
Мы наметили маленький контрольный маршрут: пара улиц, круг, парковка перед гипермаркетом и переулком назад на старт. Антон должен пройти этот участок на скутере, я – на автомобиле. Я попросил поначалу Антона ехать так, как передвигаются все среднестатистические скутеристы (да простят меня те из их, кто ездит по правилам!). 2-ой заезд он ехал, соблюдая ПДД. Круг, который я прошел за 12 минут, Антон в первом случае пропархал за 5! 2-ой раунд прошел тоже с перевесом «мототехники», но уже с наименьшим отрывом: 8 минут против 11.
– И все-же я не гонял на данный момент так, как часто гоняет молодежь, – сделал заключение Антон.
– Как она гоняет?
– О-о-о… В особенности после пары банок пива либо коктейля…
Я промолчал.
НЕВИДИМЫЕ ЖЕРТВЫ
К огорчению, никакой статистики в масштабах страны по ДТП с ролью байков и скутеров нет. Но это не означает, что трудности нет совсем! Даже если судить по отрывочной инфы, число аварий с ролью двухколесных машин вырастает. Так, в Архангельской области, крае никак не самом горячем и солнечном, за прошедший год было зафиксировано 42 дорожно-транПодвесканых происшествия с ролью скутеров, велосипедов и мопедов, что в 1,5 раза больше, чем в 2005 году. В культурном Санкт-Петербурге в 2004 году было 79 ДТП (7 человек погибли, из их 2 малыша; ранены 85). В 2005 году цифра удвоилась – 160 ДТП с ролью скутеров (погибли 8, из их 1 ребенок; ранены 179 человек).
Это – только официально зафиксированные случаи; в реальной жизни малолетние участники аварий нередко уходят домой, вытирая кровь с разбитых носов и утаскивая покалеченные «игрушки». Не успевает зажить одна ранка, как молодой наездник опять в седле. Так как скутер – агрегат великолепно заводной! Что там малыши – взрослые теряют контроль над ситуацией, садясь на эту табуретку с мотором! Узнаваемый французский актер Жерар Депардье несколько лет вспять гонял по Парижу на скутере, не совладал с управлением и сломал ногу…
БЕЗ ПРАВА… НА ПРАВА
Для управления транПодвескаными средствами с объемом мотора до 50 смз водительское удостоверение пока не требуется, и это основная причина роста ДТП, считают в ГИБДД. При этом идет речь не только лишь о правомочности использования скутеров, да и о защите от очевидных угонов, ведь двухколесные машины к тому же нигде не числятся.
В конце апреля заместитель министра внутренних дел Рф Александр Чекалин заявил, что обладатели скутеров, которые ездят по дорогам общего использования, обязаны иметь водительские права. «Это равноправные участники дорожного движения, которые должны подчиняться общим законам дороги и иметь общие со всеми водительские документы», – заявил генерал. Но если это и произойдет, то не ранее чем через два-три года, когда начнется подмена водительских удостоверений, о которой столько уже гласили. Полностью может быть, что ГИБДД надумает ввести особые права для управления скутерами с движком объемом до 50 смз (категория А1). А пока – вот приватное мировоззрение рядового инспектора ДПС, которое мы узнали по ходу нашего рейда: «Делать мне нечего, что ли, как за скутерами гоняться? И так есть чем заняться на дороге!»
И то правда, дел у инспекции по безопасности дорожного движения – невпроворот. Вот в том же апреле шумно отметили Неделю безопасности в рамках глобальной акции за Законодательство дорожного движения. Провели несколько совещаний с привлечением телевидения… Фактически, на этом и все. О скутерах в шумихе как-то запамятовали. Да это разве транПодвесканое средство? Игрушка...
Обладатели скутеров, юные Различное 14–16 лет, о существовании ПДД тотчас и не догадываются! И все же выезжают на дороги…
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
Сергей Смирнов, заведующий отделом правовой инфы ЗР
В ПДД верно написано, что шофер скутера (мопеда) относится к участникам дорожного движения. Потому он должен соблюдать требования Правил, а в случае нарушения – будет нести ответственность. Только вот сотрудники ГИБДД не напрягают себя подобного рода работой. Связано это со многими причинами. Во-1-х, изловить такового нарушителя тяжело, во-2-х, за рулем скутеров, как привило, несовершеннолетние водители. К административной же ответственности можно привлечь только лицо, достигшее 16 лет. Не считая того, скутеры не нужно регистрировать, для управления таким транПодвесканым средством не надо водительское удостоверение. Вот и выходит, что практически никаких мер воздействия на молодых «гонщиков» у служащих ГИБДД нет.
Водителям скутеров следует знать, что кроме общих требований ПДД есть особый раздел – глава 24 Правил. Согласно обозначенному разделу водителем скутера может быть лицо, достигшее 16 лет. При всем этом местным органам исполнительной власти предоставлено право уменьшить возрастной ценз на два года, также устанавливать порядок сдачи экзаменов водителями скутеров и регистрации двухколесных транПодвесканых средств. На скутере разрешается двигаться по последней правой полосе или по обочине при условии, что такое движение не помешает пешеходам. При наличии велосипедной дорожки ехать можно только по ней, если же она пересекает проезжую часть, то шофер скутера должен уступить дорогу транПодвесканому средству, передвигающемуся по дороге. Запрещено поворачивать влево либо разворачиваться на дорогах с трамвайными способами и на дорогах, где больше одной полосы для движения в каждом направлении.
К огорчению, как указывает практика, водители скутеров часто вообщем не знакомы с Правилами дорожного движения, потому представляют опасность для других участников дорожного движения.