Реформа ГАИ в Белоруссии. Игра по правилам
Реформа ГАИ в Белоруссии. Игра по правилам
Это была, наверное, самая бессчетная в мире дорожная милиция и при том самая неэффективная, если судить хотя бы по количеству ДТП. Любая из этих государств в течение многих лет пробовала службу реформировать. Кому-то высококачественные конфигурации удались, кому-то, в том числе и нам, хвастать нечем.
Мы уже ведали, как проходили реформы в этой области в Польше и на Украине. Как обстоят дела у наших ближайших соседей – в Республике Беларусь?
Экскурсионная поездка… В Кутузку…Ловлю такси в Минске, называю адресок управления Госавтоинспекции РБ.
– Что, юноша, наделал делов? – в вопросе таксиста настоящее сострадание. После лаконичного разъяснения – дескать, я журналист из Рф, приехал писать статью – он разрешает:
– Давай пиши… Сам видишь, у нас ездить можно, не то что у вас…
Вправду, движение по улицам белорусской столицы плотное, но совершенно не такое «экстремальное», как в Москве. Поток плавненько движется от светофора к светофору, никто нахально не пробует опередить по «встречке» либо перескочить на мигающий «желтый»… Но, по рассказам местных водителей, так было далековато не всегда.

Обыкновенно, «базис», доставшийся в наследие, не веселил: сначала XXI века, в 10-миллионной Белоруссии раз в год составляли более 4 миллионов протоколов об административных правонарушениях на дорогах. Сколько еще оплачивалось на месте – не знает никто. Несчастные сержанты ДПС еще «советского разлива», как и в Рф, исправно «кормились» при вверенной им дороге. На данный момент их власть завершилась. Как шли реформы, вспоминает Александр Сверчинский, начальник отдела дорожно-патрульной службы Управления Госавтоинспекции РБ.
– Сперва избавились от несчастных сержантов. Сейчас в ГАИ служат только офицеры. Воспретили мелочные придирки и ввели «метод участковых». Любой из их должен верно представлять, где «на его земле проблемные места», и предлагать, что можно сделать, чтоб их устранить – резко уменьшить нарушения и ДТП. Все это – никак не наше местное «ноу-хау», так в мире. Куда сложнее было приучить водителей к мысли, что наказание за нарушение непредотвратимо. Хоть какое! Взять ту же ситуацию с пешеходами…
…Это незапятнанная правда! В Минске я, можно сказать, не задумываясь переходил улицу и там, где есть переход, и там, где его нет – водители меня все равно пропускали.
– Так ведь у нас не пропустить пешехода – самое злостное нарушение, – объясняет А. Сверчинский. – Карается оно оперативно и верно. Базисная величина тарифа за правонарушение (БВ) 29 000 рублей (приблизительно 390 русских – М.П.). Не пропустил пешехода – штраф 0,3–2 БВ (117–780 рублей). При всем этом есть и коэффициенты. Они могут приметно утяжелить сумму – до 20 раз, зависимо от ситуации (несколько нарушений, сделал аварийную обстановку и т.д.). Меж иным, если шофер не пропустил кого-либо на пешеходном переходе, его могут вообщем лишить прав на год!
Перечень «лишенческих» статей белорусского КоАПа достаточно впечатляющий. Как и у нас, в Белоруссии лишают прав за управление транПодвескаом в нетрезвом состоянии, передачу управления опьяненному водителю и отказ от освидетельствования (до 3-х лет!). Если попался на том же самом повторно – можно о правах запамятовать навечно. Страшилки, скажете? Можно, наверняка, как у нас, «договориться» с инспектором, ведь вышли-то мы из 1-го Союза? Но руководители ГАИ РБ убеждают: им удалось поменять ситуацию в корне.
– У нас всех новых инспекторов при приеме на работу непременно ведут на «экскурсию» в республиканскую кутузку, где содержат бывших служащих милиции, в свое время попавшихся на взятке. Это здорово отрезвляет! – усмехается Александр Сверчинский. – На данный момент таких случаев малость, но если уж изловили за руку – на суде непременно будет все подразделение, где служил мздоимец. Тоже многому учит…
Забегая вперед, скажу, что слова офицера ГАИ подтверждают минские водители. На мой вопрос: «А можно у вас пройти техосмотр за Энциклопедия грузовых автомобилей?» – таксист поглядел на меня как на ненормального. «Это еще выискать нужно такового дурня, что согласится за несколько 10-ов баксов в петлю лезть»... Оказывается, с февраля этого года ГАИ Белоруссии не имеет дела к проведению ТО – сейчас это прерогатива компании «Белтехосмотр». На всей местности страны действуют 152 станции, уполномоченные Минтрансом республики проводить техосмотр. Цена его для легкового автомобиля, независимо от формы принадлежности, – 19 500–20 700 бел. руб. (около 270 руб. РФ). Конкретно станции, а не ГАИ, производят контроль за техническим состоянием и выдают священный талончик.
– А что все-таки осталось вам? – поинтересовался я у Александра Сверчинского.
– Нам? Забота о безопасности на дороге. Наказать же – не самоцель, цель – предупредить ДТП.
Меж иным, и для этого не так давно тут изменили правила обучения в автошколах. Курс неотклонимого практического вождения составляет сейчас 40 часов, в том числе, независимо от времени года, занятия на скользком покрытии. В курс включены психический тренинг и отработка умения буксировать автомобиль (!).
Бич русских городов – маршрутные такси, согласно последним изменениям в белорусских правилах, могут двигаться только по последней правой полосе, и борьбу с лихачами за рулем маршруток ведут серьезную – от лишения прав самих водителей до отзыва лицензий у компаний-перевозчиков. Кстати, о любом гаишном рейде страна выяснит заранее, из сообщений СМИ («Мы, естественно, поймаем меньше нарушителей, но предупредим больше нарушений»). Так что не напрасно белорусы к Европе поближе нас – они из опыта соседей взяли самое наилучшее…
ПО УКАЗУ ПРЕЗИДЕНТАВ Европе белорусскую власть винят в авторитаризме. Формально можно поставить в упрек и то, что все конфигурации в Правилах дорожного движения в РБ утверждает лично Президент. Вот и последние конфигурации появились в конце прошедшего года – 28 ноября Президент РБ А.Лукашенко подписал указ № 551 «О мерах по увеличению безопасности дорожного движения». Но нельзя при всем этом не сказать, что, до того как стать законом, конфигурации в виде проекта были вынесены на общенародное обсуждение и за полгода поступило более 1,5 тыс. предложений от людей, публичных объединений, ведомств и т.д. Молвят, часть из их отыскала отражение в указе. А у нас, в демократической стране, последние конфигурации появились в одной только газете всего за три денька до вступления их в силу…
Одно из самых обсуждаемых в республике новшеств касалось требования об остановке автомобиля. Сделать это, по-прежнему, могут сотрудники ГАИ «путем подачи сигнала жезлом, жестом руки, при помощи громкоговорящего устройства либо методом включения на транПодвесканом средстве оперативного предназначения маячка красноватого цвета». Но сейчас такое право получили все милиционеры, военнослужащие, таможенники, фининспекторы, транПодвесканые инспекторы и даже сотрудники гос инспекции охраны животного и растительного мира! При всем этом, но, они должны быть непременно в форме и «использовать для подачи сигнала диск с красноватым сигналом». Более того, «в черное время суток вне населенного пт рядом с обозначенными лицами должно находиться транПодвесканое средство оперативного предназначения с включенным маячком», при этом такое право предоставляется им «только для воплощения возложенных на обозначенные органы функций». Как я сообразил, с введением этого пт фактов произвола людей в форме пока зафиксировано не было.
…На вокзал в Минске меня вез словоохотливый старый таксист. Длительно выпытывал, как у наших водителей складываются дела с ГАИ. А позже поведал, что, когда в январе в стране стояли тридцатиградусные морозы, экипажи ГАИ разыскивали по трассам сломавшиеся машины, вызывали эвакуаторов, а в ожидании поили водителей и пассажиров жарким чаем (!)… И подытожил: «У нас ездить можно, у нас порядок…»
…Рано днем, выйдя из вагона поезда, я через несколько минут по инерции, не смотря, шагнул на пешеходный переход у Белорусского вокзала. И здесь же получил свое от столичного таксиста: «Ну, куда прешь, кретин?». Правда, куда это я? Я же домой приехал, в Москву...
Это была, наверное, самая бессчетная в мире дорожная милиция и при том самая неэффективная, если судить хотя бы по количеству ДТП. Любая из этих государств в течение многих лет пробовала службу реформировать. Кому-то высококачественные конфигурации удались, кому-то, в том числе и нам, хвастать нечем.
Мы уже ведали, как проходили реформы в этой области в Польше и на Украине. Как обстоят дела у наших ближайших соседей – в Республике Беларусь?
Экскурсионная поездка… В Кутузку…Ловлю такси в Минске, называю адресок управления Госавтоинспекции РБ.
– Что, юноша, наделал делов? – в вопросе таксиста настоящее сострадание. После лаконичного разъяснения – дескать, я журналист из Рф, приехал писать статью – он разрешает:
– Давай пиши… Сам видишь, у нас ездить можно, не то что у вас…
Вправду, движение по улицам белорусской столицы плотное, но совершенно не такое «экстремальное», как в Москве. Поток плавненько движется от светофора к светофору, никто нахально не пробует опередить по «встречке» либо перескочить на мигающий «желтый»… Но, по рассказам местных водителей, так было далековато не всегда.

Обыкновенно, «базис», доставшийся в наследие, не веселил: сначала XXI века, в 10-миллионной Белоруссии раз в год составляли более 4 миллионов протоколов об административных правонарушениях на дорогах. Сколько еще оплачивалось на месте – не знает никто. Несчастные сержанты ДПС еще «советского разлива», как и в Рф, исправно «кормились» при вверенной им дороге. На данный момент их власть завершилась. Как шли реформы, вспоминает Александр Сверчинский, начальник отдела дорожно-патрульной службы Управления Госавтоинспекции РБ.– Сперва избавились от несчастных сержантов. Сейчас в ГАИ служат только офицеры. Воспретили мелочные придирки и ввели «метод участковых». Любой из их должен верно представлять, где «на его земле проблемные места», и предлагать, что можно сделать, чтоб их устранить – резко уменьшить нарушения и ДТП. Все это – никак не наше местное «ноу-хау», так в мире. Куда сложнее было приучить водителей к мысли, что наказание за нарушение непредотвратимо. Хоть какое! Взять ту же ситуацию с пешеходами…
…Это незапятнанная правда! В Минске я, можно сказать, не задумываясь переходил улицу и там, где есть переход, и там, где его нет – водители меня все равно пропускали.
– Так ведь у нас не пропустить пешехода – самое злостное нарушение, – объясняет А. Сверчинский. – Карается оно оперативно и верно. Базисная величина тарифа за правонарушение (БВ) 29 000 рублей (приблизительно 390 русских – М.П.). Не пропустил пешехода – штраф 0,3–2 БВ (117–780 рублей). При всем этом есть и коэффициенты. Они могут приметно утяжелить сумму – до 20 раз, зависимо от ситуации (несколько нарушений, сделал аварийную обстановку и т.д.). Меж иным, если шофер не пропустил кого-либо на пешеходном переходе, его могут вообщем лишить прав на год!
Перечень «лишенческих» статей белорусского КоАПа достаточно впечатляющий. Как и у нас, в Белоруссии лишают прав за управление транПодвескаом в нетрезвом состоянии, передачу управления опьяненному водителю и отказ от освидетельствования (до 3-х лет!). Если попался на том же самом повторно – можно о правах запамятовать навечно. Страшилки, скажете? Можно, наверняка, как у нас, «договориться» с инспектором, ведь вышли-то мы из 1-го Союза? Но руководители ГАИ РБ убеждают: им удалось поменять ситуацию в корне.
– У нас всех новых инспекторов при приеме на работу непременно ведут на «экскурсию» в республиканскую кутузку, где содержат бывших служащих милиции, в свое время попавшихся на взятке. Это здорово отрезвляет! – усмехается Александр Сверчинский. – На данный момент таких случаев малость, но если уж изловили за руку – на суде непременно будет все подразделение, где служил мздоимец. Тоже многому учит…
Забегая вперед, скажу, что слова офицера ГАИ подтверждают минские водители. На мой вопрос: «А можно у вас пройти техосмотр за Энциклопедия грузовых автомобилей?» – таксист поглядел на меня как на ненормального. «Это еще выискать нужно такового дурня, что согласится за несколько 10-ов баксов в петлю лезть»... Оказывается, с февраля этого года ГАИ Белоруссии не имеет дела к проведению ТО – сейчас это прерогатива компании «Белтехосмотр». На всей местности страны действуют 152 станции, уполномоченные Минтрансом республики проводить техосмотр. Цена его для легкового автомобиля, независимо от формы принадлежности, – 19 500–20 700 бел. руб. (около 270 руб. РФ). Конкретно станции, а не ГАИ, производят контроль за техническим состоянием и выдают священный талончик.
– А что все-таки осталось вам? – поинтересовался я у Александра Сверчинского.
– Нам? Забота о безопасности на дороге. Наказать же – не самоцель, цель – предупредить ДТП.
Меж иным, и для этого не так давно тут изменили правила обучения в автошколах. Курс неотклонимого практического вождения составляет сейчас 40 часов, в том числе, независимо от времени года, занятия на скользком покрытии. В курс включены психический тренинг и отработка умения буксировать автомобиль (!).
Бич русских городов – маршрутные такси, согласно последним изменениям в белорусских правилах, могут двигаться только по последней правой полосе, и борьбу с лихачами за рулем маршруток ведут серьезную – от лишения прав самих водителей до отзыва лицензий у компаний-перевозчиков. Кстати, о любом гаишном рейде страна выяснит заранее, из сообщений СМИ («Мы, естественно, поймаем меньше нарушителей, но предупредим больше нарушений»). Так что не напрасно белорусы к Европе поближе нас – они из опыта соседей взяли самое наилучшее…
ПО УКАЗУ ПРЕЗИДЕНТАВ Европе белорусскую власть винят в авторитаризме. Формально можно поставить в упрек и то, что все конфигурации в Правилах дорожного движения в РБ утверждает лично Президент. Вот и последние конфигурации появились в конце прошедшего года – 28 ноября Президент РБ А.Лукашенко подписал указ № 551 «О мерах по увеличению безопасности дорожного движения». Но нельзя при всем этом не сказать, что, до того как стать законом, конфигурации в виде проекта были вынесены на общенародное обсуждение и за полгода поступило более 1,5 тыс. предложений от людей, публичных объединений, ведомств и т.д. Молвят, часть из их отыскала отражение в указе. А у нас, в демократической стране, последние конфигурации появились в одной только газете всего за три денька до вступления их в силу…
Одно из самых обсуждаемых в республике новшеств касалось требования об остановке автомобиля. Сделать это, по-прежнему, могут сотрудники ГАИ «путем подачи сигнала жезлом, жестом руки, при помощи громкоговорящего устройства либо методом включения на транПодвесканом средстве оперативного предназначения маячка красноватого цвета». Но сейчас такое право получили все милиционеры, военнослужащие, таможенники, фининспекторы, транПодвесканые инспекторы и даже сотрудники гос инспекции охраны животного и растительного мира! При всем этом, но, они должны быть непременно в форме и «использовать для подачи сигнала диск с красноватым сигналом». Более того, «в черное время суток вне населенного пт рядом с обозначенными лицами должно находиться транПодвесканое средство оперативного предназначения с включенным маячком», при этом такое право предоставляется им «только для воплощения возложенных на обозначенные органы функций». Как я сообразил, с введением этого пт фактов произвола людей в форме пока зафиксировано не было.
…На вокзал в Минске меня вез словоохотливый старый таксист. Длительно выпытывал, как у наших водителей складываются дела с ГАИ. А позже поведал, что, когда в январе в стране стояли тридцатиградусные морозы, экипажи ГАИ разыскивали по трассам сломавшиеся машины, вызывали эвакуаторов, а в ожидании поили водителей и пассажиров жарким чаем (!)… И подытожил: «У нас ездить можно, у нас порядок…»
…Рано днем, выйдя из вагона поезда, я через несколько минут по инерции, не смотря, шагнул на пешеходный переход у Белорусского вокзала. И здесь же получил свое от столичного таксиста: «Ну, куда прешь, кретин?». Правда, куда это я? Я же домой приехал, в Москву...