СЛОВО - ЮРИСТУ
СЛОВО - ЮРИСТУ
СЛОВО - ЮРИСТУ
На вопросы читателей отвечает юрист журнальчика "За рулем" Сергей ВОЛГИН. Вопросы ему вы сможете задать письменно либо по телефону (095) 208-30-27 (раз в день с 15 до 18 часов, не считая субботы и воскресенья) либо Е-mail: ur@zr.ru.
Не является ли изъятие водительского удостоверения лишением права на управление? Ведь с временным разрешением я не могу поехать за границу. Кстати, конкретно из-за этого мне пришлось отложить отпуск.
Москва С. Смирнов
Нет, не является. Основания для лишения права управления верно предусмотрены законом "О безопасности дорожного движения": истечение установленного срока деяния водительского удостоверения; ухудшение здоровья водителя и лишение права на управление транПодвескаными средствами. При всем этом обсуждено, что виды правонарушений, за которые наказывают лишением права управления, установлены федеральным законом. Это Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, который определяет меру ответственности и, к примеру, за езду в состоянии опьянения - лишение права управления.
В случае, о котором гласит читатель, его право только ограничивается: хотя за границу отправиться вправду нельзя, по Рф можно ездить и с временным разрешением. А согласно ст. 55 Конституции, ограничение прав человека и гражданина может быть.
Изъятие же водительского удостоверения на месте - не наказание, оно предвидено порядком производства по делам об административных правонарушениях. Это - типичная гарантия выполнения постановления по делу.
Не так издавна ехал по трассе. Увидел служащих ГИБДД с радаром и стал мигать фонарями, предупреждая встречных водителей. За это меня приостановил инспектор и оштрафовал за "нарушение правил использования световыми устройствами". Прав ли он?
Санкт-Петербург К. Бажов
Нет. Сначала, неясно, что имел в виду сотрудник ГИБДД под формулировкой "нарушение правил использования световыми устройствами". Таких правил в РФ не существует! Единственным документом, определяющим порядок дорожного движения в РФ, являются Правила дорожного движения, которые не содержат запрета "мигать" далеким светом фар. Даже если вы таким макаром предупреждаете других участников движения о том, что на дороге сотрудники ДПС производят контроль скорости. Тем паче, что благодаря таким действиям другие водители все-же скорость понижают.
Порядок действий обыденный - обжаловать постановление по делу об административном правонарушении в суде либо вышестоящей ГИБДД.
Я попал в катастрофу. Со вторым его участником мы решили не вызывать наряд ГИБДД и разошлись "полюбовно". Но по дороге в сервис меня приостановил автоинспектор и востребовал предъявить справку о ДТП, в неприятном случае угрожал высадить на 15 суток. Правомерны ли его деяния?
Тюменская область Ю. Шейнин
Не совершенно. В Правилах дорожного движения содержится точный список документов, которые шофер должен предъявлять сотруднику ГИБДД, и посреди их справка о дорожно-транПодвесканом происшествии не названа. Потому, даже если автомобиль очевидно был участником ДТП, инспектор не имеет права добиваться от водителя предъявлять подобные бумаги. А вот то, что создатель письма "разобрался полюбовно" - это уже нарушение пт 2.5 Правил: формально он скрылся с места дорожно-транПодвесканого происшествия и наказание за такое деяние предвидено грозное - прямо до 15 суток (ст. 165 КоАП). Так что тут инспектор был прав. Но ГИБДД сначала должна обосновать факт, что шофер оставил место ДТП (другими словами состав правонарушения) и только позже можно гласить о вербовании виноватого к ответственности.
Слышал, как будто существует Приказ МВД РФ и Минюста РФ № 9-11-31-98, в каком говорится, что в Правила дорожного движения внесены конфигурации и они разрешают сейчас не пристегиваться ремнями. Правда ли это?
Ставропольский край Ю. Ветров
Мы не раз информировали читателей, что такового приказа никогда не было. Как стало понятно, эта информация (а просто говоря - "утка") в первый раз появилась около года вспять в Вебе. Позже этот "документ" был написан в одной из газет Новосибирска, а потом достаточно стремительно в виде ксерокопий распространился по всей стране (текст приведен ниже). Оригинала же, повторяю, не существует в природе, но если даже допустить, что он был - таковой документ никак не мог бы поменять Правила дорожного движения. Напомню: действующие ПДД утверждены постановлением Правительства РФ № 1090 от 23.10.93 г., которое является нормативным актом большей юридической силы, чем хоть какой приказ МВД, Минюста либо какого-либо другого ведомства.
Часто приходится слышать возражения, что пристегиваться либо нет - личное дело водителя, ведь в случае аварии от этого пострадает только он сам. Это совершенно не так. Законом "О безопасности дорожного движения" от 10.12.95 № 196-Ф3 определено понятие "Законодательство" как степень защищенности участников дорожного движения от дорожно-транПодвесканых происшествий и их последствий, а означает, и каждого из их в отдельности. Даже причинение вреда самому виновнику аварии уже на самом деле является опасностью безопасности дорожного движения! Не вдаваясь в юридические тонкости, просто осознать, что, к примеру, в случаях, когда мучается только непристегнутый ремнем шофер, моральный вред будет нанесен его родственникам и близким людям.
И последнее. Ремень пока более действенное средство пассивной безопасности автомобиля из всех применяющихся. Остальное - подушки, подголовники и т.д. - только вспомогательные (к ремням) средства.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Русской ФЕДЕРАЦИИ
Извлечение
Из объяснения Генеральной Прокуратуры РФ (размещено в № 6 "Русской юстиции" за 1998 год).
Приказом № 9-11-31-98 МВД и Минюста Рф с 1 июня 1998 года введена в действие поправка в Правила дорожного движения.
Необязательное пристегивание ремнями при движении транПодвесканого средства.
Данная поправка предоставляет право водителю транПодвесканого средства определять уровень, время и на каких участках трассы использовать ремни своей безопасности и безопасности пассажиров.
Деяния работников ГАИ, требующих от лиц, управляющих транПодвескаом, непременное внедрение ремней своей безопасности, нелегальны.
МВД следует усилить разъяснительную работу по применению приказа.