Хроника необъявленной войны
Хроника необъявленной войны
В Перечнях НЕ ЗНАЧАТСЯПри том, что в прошедшем году, как никогда ранее, на самых больших уровнях много гласили о дилеммах безопасности движения, на уровне самих ДТП это практически никак не отразилось. Общее число их даже подросло, не изменив грустную тенденцию всех последних лет. В 2005 году в Рф вышло 223 342 дорожно-транПодвесканых происшествия – на 7,1% больше, чем годом ранее, в их пострадало 274 864 человека (+9,3%). Правда, несколько – на 1,6% – уменьшилось число погибших в ДТП, так что после аварий население Рф сократилось за год «всего» на 33 957 человек. В 2004-м утратили больше – 34,5 тыщи.
АВАРИЙНОСТЬ В Рф В 1997–2005 гг.
Как обычно, посреди русских регионов есть свои «лидеры» и «отстающие». За год резко возросло число ДТП в Москве (+52,8%!), Вологодской (+44,9%), Костромской (+35,5%) областях, Республике Башкортостан (+32,3%). Кстати, и по абсолютным показателям лидируют Москва и область: за год тут записанно выше 28 тыс. ДТП – любая восьмая катастрофа в стране. Правда, тут и больше всего автомобилей (16% всего парка). Следом идут Санкт-Петербург и Ленинградская область (11,5 тыс. ДТП за год), Свердловская область (9,4 тыс.), Краснодарский край (7,2 тыс.) и Татарстан (6,6 тыс.). Те же регионы лидируют по числу погибших и покалеченых. А вот именовать хотя бы один, где за год ситуация на дорогах приметно стала лучше, – как досадно бы это не звучало, нельзя. Где-то только стабилизировалась, но навечно ли?
КТО Повинет?Естественно, в большинстве случаев водители – по их вине вышло в прошедшем году 80,9% всех ДТП. Вобщем, и мучались они при всем этом больше других – из 34 тыс. погибших в катастрофах 27,6 тыс. находились в это время за рулем собственного транПодвесканого средства. По вине опьяненных водителей вышло 19,6 тыс. ДТП – очень, естественно, много, но все таки 1-ые результаты ужесточения наказаний за управление машиной в нетрезвом состоянии (введены в 2004 году) уже налицо: число аварий сократилось практически на 10%, при том, что парк в стране стремительно вырастает.
Еще 49,6 тыс. ДТП на совести пешеходов – на 5% меньше, чем в прошедшем году, а вот число аварий с ролью малышей подросло на те же самые 5% (их случилось 25,5 тыс.); 26 тыщ было ранено, а 1341 ребенок умер. Жуткие числа.
Вроде бы ни ругали наш автопарк – он, дескать, в большей степени из старенькых и очень старенькых машин без современных средств безопасности, – статистика утверждает: из-за технических дефектов зафиксировано всего 3,4 тыс. аварий (1,5% от общего их числа)! Куда большее зло – наши дороги, точнее – их отсутствие в обычном осознании. Из-за неудовлетворительного состояния дорожного покрытия за год случилось 53,3 тыс. аварий – практически любая 4-ая! И все таки, суммируя все технические предпосылки, констатируем: они «виновны» только в 25,4% всех ДТП, а в других сработал (точнее – не сработал) несчастный человечий фактор!
Еще раз это подтверждает число виновников ДТП, скрывшихся с места происшествия, – оно вырастает из года в год. В 2005-м таких негодяев оказалось сильно много – 16,4 тыс. (+8,4%), при этом в этих катастрофах ранено 15,1 тыс. человек, а погибло – 2139. Часть из их можно было спасти, если б виновник аварии трусливо не сбежал…
НА ПОСТУКак ни удивительно, но в этом отчете ДОБДД незаполненными оказались графы в разделе «ДТП и пострадавшие из-за нарушения ПДД водителями МВД». Наивно считать, что число их сошло на ноль! Все куда проще: по команде неназванного начальника все данные этого раздела были удалены и засекречены – «чтобы не раздражать людей». Навряд ли такое сработает на престиж ГАИ. Быстрее напротив, тем паче что ранее потаенны из этого не делали.
Наверное, в первый раз ДОБДД сказал о росте числа погибших при выполнении служебного долга служащих дорожно-постовой службы. В сопоставлении с 2004 годом грустный перечень возрос до 65 человек (+64%), еще 625 было ранено. Когда на дорогах царствует беспредел, этому уже не удивляешься.
Предпосылки И СЛЕДСТВИЯТак что все-таки делать? Посиживать и ожидать, пока на дорогах погибают многие тыщи наших людей, в большинстве собственном – в самом расцвете сил?
В прошедшем году, как понятно, неувязкой озаботились наконец на самом «верху» – президент по этому поводу созвал особое заседание Госсовета. Была принята Федеральная мотивированная программка, выделены немалые Энциклопедия грузовых автомобилей. И пока все? Нет, не все.
В феврале депутат В.Плигин и двое его коллег по фракции «Единая Россия» предложили внести значительные конфигурации в Кодекс об административных правонарушениях. Согласно им 12-я («Автомобильная») глава КоАП может обрести другое содержание по 65 пт практически стопроцентно!
Депутаты предлагают дать право инспекторам ГАИ отбирать у водителей права за многие провинности, а злобных нарушителей Правил сажать на 15 суток. Наказания, по их предложению, должны ужесточиться неоднократно: за проезд на «красный» – штраф 1000–1500 руб. либо лишение прав на 1–1,5 года; за превышение скорости малый штраф – 300 руб., а если оно более 40–60 км/ч, можно остаться без прав на 1,5 года. Непристегнутый ремень – 500 руб., перестроение с невключенным поворотником – 300 руб. Столько же за попытку повернуть из «неправильного» ряда, а разворот и движение задним ходом в нелегальных местах – 500 руб. И дальше: перестроение в плотном потоке – штраф 500–1000 руб.; движение по тротуару – 1000 руб. либо лишение прав на год. Да и это еще не все!
Для самых злобных нарушителей предлагается балльная система. Баллы, по мысли инициаторов инноваций, будут начислять только за суровые нарушения, которые в виде наказания предугадывают штраф либо лишение прав. Нарушитель, который наберет 10 баллов, должен лишаться прав на 2 года либо даже подвергнут аресту на 15 суток.
Перспективы у законопроекта никак не нехорошие. Докладывают, что уже весной проект могут принять в первом чтении, а к озари – совсем. По словам главы комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина, ужесточение ответственности за нарушение ПДД «должно сыграть превентивную роль в предотвращении нарушений на дорогах». Может быть, так и будет, а может и нет. Непременно, депутаты, предлагая собственный проект, радеют за благое дело. Только у нас, наученных горьковатым опытом, всегда появляется одно колебание: а не получится ли так, что и после роста штрафов водители как и раньше будут «договариваться» со стражами дорожного порядка, разве что «договорная сумма» намного вырастет?.. Такое опасение не лишено оснований.
И есть убеждение: только ужесточением наказаний на дороге порядка не наведешь. Нужна настоящая реформа всей системы безопасности дорожного движения, начиная с ГИБДД. А пока этого нет и, похоже, не предвидится. Во всяком случае, мы не слышали даже о существовании проектов реформы Госавтоинспекции. Так что «претворять в жизнь» новые нормы, если их утвердят, будут все те же лица и теми же методами. Кстати, тут очень увлекательны результаты социологического опроса служащих милиции, проведенного по заказу фонда «Общественный вердикт» в декабре 2005 года в 41 городке РФ (опрошены 634 человека). На вопрос: «Кого сначала защищает на данный момент полиция в вашем городке?» только 59% ответили «всех людей городка в равной степени». Из оставшихся одна половина посчитала, что «тех, кто стоит у власти», а 2-ая «тех, кто имеет Энциклопедия грузовых автомобилей». По существу практически половина опрошенных милиционеров считает, что «правоохранительные органы перевоплотился в личную, корпоративную либо клановую полицию».
P.S. На дорогах Рф в январе 2006-го вышло 13,1 тыс. дорожно-транПодвесканых происшествий, в итоге которых погибло 1280 и пострадало 11 000 человек – соответственно на 1,4 и 32% меньше по сопоставлению с аналогичным периодом прошедшего года. Но с выводами пока торопиться не будем.
В Перечнях НЕ ЗНАЧАТСЯПри том, что в прошедшем году, как никогда ранее, на самых больших уровнях много гласили о дилеммах безопасности движения, на уровне самих ДТП это практически никак не отразилось. Общее число их даже подросло, не изменив грустную тенденцию всех последних лет. В 2005 году в Рф вышло 223 342 дорожно-транПодвесканых происшествия – на 7,1% больше, чем годом ранее, в их пострадало 274 864 человека (+9,3%). Правда, несколько – на 1,6% – уменьшилось число погибших в ДТП, так что после аварий население Рф сократилось за год «всего» на 33 957 человек. В 2004-м утратили больше – 34,5 тыщи.
АВАРИЙНОСТЬ В Рф В 1997–2005 гг.
Как обычно, посреди русских регионов есть свои «лидеры» и «отстающие». За год резко возросло число ДТП в Москве (+52,8%!), Вологодской (+44,9%), Костромской (+35,5%) областях, Республике Башкортостан (+32,3%). Кстати, и по абсолютным показателям лидируют Москва и область: за год тут записанно выше 28 тыс. ДТП – любая восьмая катастрофа в стране. Правда, тут и больше всего автомобилей (16% всего парка). Следом идут Санкт-Петербург и Ленинградская область (11,5 тыс. ДТП за год), Свердловская область (9,4 тыс.), Краснодарский край (7,2 тыс.) и Татарстан (6,6 тыс.). Те же регионы лидируют по числу погибших и покалеченых. А вот именовать хотя бы один, где за год ситуация на дорогах приметно стала лучше, – как досадно бы это не звучало, нельзя. Где-то только стабилизировалась, но навечно ли?КТО Повинет?Естественно, в большинстве случаев водители – по их вине вышло в прошедшем году 80,9% всех ДТП. Вобщем, и мучались они при всем этом больше других – из 34 тыс. погибших в катастрофах 27,6 тыс. находились в это время за рулем собственного транПодвесканого средства. По вине опьяненных водителей вышло 19,6 тыс. ДТП – очень, естественно, много, но все таки 1-ые результаты ужесточения наказаний за управление машиной в нетрезвом состоянии (введены в 2004 году) уже налицо: число аварий сократилось практически на 10%, при том, что парк в стране стремительно вырастает.
Еще 49,6 тыс. ДТП на совести пешеходов – на 5% меньше, чем в прошедшем году, а вот число аварий с ролью малышей подросло на те же самые 5% (их случилось 25,5 тыс.); 26 тыщ было ранено, а 1341 ребенок умер. Жуткие числа.
Вроде бы ни ругали наш автопарк – он, дескать, в большей степени из старенькых и очень старенькых машин без современных средств безопасности, – статистика утверждает: из-за технических дефектов зафиксировано всего 3,4 тыс. аварий (1,5% от общего их числа)! Куда большее зло – наши дороги, точнее – их отсутствие в обычном осознании. Из-за неудовлетворительного состояния дорожного покрытия за год случилось 53,3 тыс. аварий – практически любая 4-ая! И все таки, суммируя все технические предпосылки, констатируем: они «виновны» только в 25,4% всех ДТП, а в других сработал (точнее – не сработал) несчастный человечий фактор!
Еще раз это подтверждает число виновников ДТП, скрывшихся с места происшествия, – оно вырастает из года в год. В 2005-м таких негодяев оказалось сильно много – 16,4 тыс. (+8,4%), при этом в этих катастрофах ранено 15,1 тыс. человек, а погибло – 2139. Часть из их можно было спасти, если б виновник аварии трусливо не сбежал…
НА ПОСТУКак ни удивительно, но в этом отчете ДОБДД незаполненными оказались графы в разделе «ДТП и пострадавшие из-за нарушения ПДД водителями МВД». Наивно считать, что число их сошло на ноль! Все куда проще: по команде неназванного начальника все данные этого раздела были удалены и засекречены – «чтобы не раздражать людей». Навряд ли такое сработает на престиж ГАИ. Быстрее напротив, тем паче что ранее потаенны из этого не делали.
Наверное, в первый раз ДОБДД сказал о росте числа погибших при выполнении служебного долга служащих дорожно-постовой службы. В сопоставлении с 2004 годом грустный перечень возрос до 65 человек (+64%), еще 625 было ранено. Когда на дорогах царствует беспредел, этому уже не удивляешься.
Предпосылки И СЛЕДСТВИЯТак что все-таки делать? Посиживать и ожидать, пока на дорогах погибают многие тыщи наших людей, в большинстве собственном – в самом расцвете сил?
В прошедшем году, как понятно, неувязкой озаботились наконец на самом «верху» – президент по этому поводу созвал особое заседание Госсовета. Была принята Федеральная мотивированная программка, выделены немалые Энциклопедия грузовых автомобилей. И пока все? Нет, не все.
В феврале депутат В.Плигин и двое его коллег по фракции «Единая Россия» предложили внести значительные конфигурации в Кодекс об административных правонарушениях. Согласно им 12-я («Автомобильная») глава КоАП может обрести другое содержание по 65 пт практически стопроцентно!
Депутаты предлагают дать право инспекторам ГАИ отбирать у водителей права за многие провинности, а злобных нарушителей Правил сажать на 15 суток. Наказания, по их предложению, должны ужесточиться неоднократно: за проезд на «красный» – штраф 1000–1500 руб. либо лишение прав на 1–1,5 года; за превышение скорости малый штраф – 300 руб., а если оно более 40–60 км/ч, можно остаться без прав на 1,5 года. Непристегнутый ремень – 500 руб., перестроение с невключенным поворотником – 300 руб. Столько же за попытку повернуть из «неправильного» ряда, а разворот и движение задним ходом в нелегальных местах – 500 руб. И дальше: перестроение в плотном потоке – штраф 500–1000 руб.; движение по тротуару – 1000 руб. либо лишение прав на год. Да и это еще не все!
Для самых злобных нарушителей предлагается балльная система. Баллы, по мысли инициаторов инноваций, будут начислять только за суровые нарушения, которые в виде наказания предугадывают штраф либо лишение прав. Нарушитель, который наберет 10 баллов, должен лишаться прав на 2 года либо даже подвергнут аресту на 15 суток.
Перспективы у законопроекта никак не нехорошие. Докладывают, что уже весной проект могут принять в первом чтении, а к озари – совсем. По словам главы комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина, ужесточение ответственности за нарушение ПДД «должно сыграть превентивную роль в предотвращении нарушений на дорогах». Может быть, так и будет, а может и нет. Непременно, депутаты, предлагая собственный проект, радеют за благое дело. Только у нас, наученных горьковатым опытом, всегда появляется одно колебание: а не получится ли так, что и после роста штрафов водители как и раньше будут «договариваться» со стражами дорожного порядка, разве что «договорная сумма» намного вырастет?.. Такое опасение не лишено оснований.
И есть убеждение: только ужесточением наказаний на дороге порядка не наведешь. Нужна настоящая реформа всей системы безопасности дорожного движения, начиная с ГИБДД. А пока этого нет и, похоже, не предвидится. Во всяком случае, мы не слышали даже о существовании проектов реформы Госавтоинспекции. Так что «претворять в жизнь» новые нормы, если их утвердят, будут все те же лица и теми же методами. Кстати, тут очень увлекательны результаты социологического опроса служащих милиции, проведенного по заказу фонда «Общественный вердикт» в декабре 2005 года в 41 городке РФ (опрошены 634 человека). На вопрос: «Кого сначала защищает на данный момент полиция в вашем городке?» только 59% ответили «всех людей городка в равной степени». Из оставшихся одна половина посчитала, что «тех, кто стоит у власти», а 2-ая «тех, кто имеет Энциклопедия грузовых автомобилей». По существу практически половина опрошенных милиционеров считает, что «правоохранительные органы перевоплотился в личную, корпоративную либо клановую полицию».
P.S. На дорогах Рф в январе 2006-го вышло 13,1 тыс. дорожно-транПодвесканых происшествий, в итоге которых погибло 1280 и пострадало 11 000 человек – соответственно на 1,4 и 32% меньше по сопоставлению с аналогичным периодом прошедшего года. Но с выводами пока торопиться не будем.