Как красноватые одолели
Как "красноватые" одолели
…Морозным субботним днем 28 января группа столичных автомобилистов собиралась протестовать против конфигураций в Правилах дорожного движения. Во всяком случае, об этом было объявлено на неких веб-сайтах в вебе и в нескольких каждодневных газетах.
Протест касался той части новых Правил, где воспрещалась эксплуатация американских и японских авто с красноватыми поворотниками. Акцию как раз и готовили обладатели «некондиционных» импортных машин. На место сбора – проспект Сахарова обещали прибыть от 500 до 1000 машин, чтоб позже с девизами и русскими флагами двигаться по Садовому кольцу. Но оказалось, что к полудню пустынный обычно в выходные проспект плотно заставлен… десятками машин ГАИ и автобусами с ОМОНом! Сотрудники ГИБДД, до полковника включительно, пресекали всякую попытку тормознуть, и тем, кто желал принять роль в акции, оставалось только кататься по городку на собственной машине с разноцветными ленточками. По различным данным, в тот денек по Москве колесило около 1000 таких авто. Их водители миролюбиво приветствовали друг дружку гудками.
Все прошло тихо-мирно, ОМОНу не потребовалось использовать спецсредства, тем паче что повод для проведения акции формально был исчерпан. За денек до того премьер-министр М.Фрадков выступил с заявлением: Правительство Рф в последнее время скорректирует конфигурации в Правилах дорожного движения (ПДД), вступившие в силу с 1 января.
«Что касается приспособлений для малышей, то, вероятнее всего, мы дадим возможность их получать и заказывать в течение всего 2006 года, – произнес М.Фрадков. – Что до световых сигналов, то, вероятнее всего, эти требования будут распространяться лишь на авто, которые приобретут после 1 января 2007 года».
ОТ ЧЕГО ОТКАЗЫВАЕМСЯ?
Постановление Правительства от 14.12.2005 г., опубликованное исключительно в конце декабря, оказалось «новогодним подарком» многим нашим автомобилистам и их семьям. Кроме ожидаемых новых символов и обязанности включать за городом ближний свет в хоть какое время суток (см. ЗР, 2006, № 2), оно вводило и ряд других пт, сначала не обративших на себя особенного внимания. А именно, появились требования: поворотные сигналы всех автомобилей должны быть желтоватого цвета (на автомобилях производства США и отчасти Стране восходящего солнца установлены красноватые), а для перевозки малышей до 12 лет непременно использовать особые кресла. За нарушения полагались различной тяжести штрафы. И тут-то в один момент выяснилось, что многие автолюбители в одночасье оказались «вне закона». Реакция последовала немедленно.
В печатных и электрических СМИ появились тревожные сообщения. Скажем, особое ввезенное кресло для перевозки малыша до 12 лет (российских не делают) стоит от 14 тыс. руб. – сумма неподъемная в одночасье для многих. Либо что в стране выше 3 млн. машин с красноватыми поворотниками, а за переделку требуют аж 4 тыс. баксов!
Выяснилось, что в реальной жизни не так все жутко. В Москве, например, детские авто кресла стоят от 1,5 тыс. руб. (для малышей) и от 3 тыс. для малышей старше 3-х лет. Тех, кто постарше (до 12 лет) можно возить на заднем сидение, усадив на специальную подставку (от 900 руб.) либо просто плотную подушку, естественно пристегнув ремнями. Ну и число «незаконных» машин с красноватыми поворотниками, по нашим данным, несоизмеримо меньше, чем именовалось. На учете в РФ стоит около 50 тыс. «чистых» «американок» и «японок», привезенных из США, 113 тыщ «двадцать первых» «волг» и «побед», также неустановленное количество старенькых «горбатых» «запорожцев» и «москвичей» (непонятно при всем этом, сколько из их на ходу). Очень трудно сказать, какое количество «праворуких японок» из 1,3 млн., зарегистрированных в ГАИ, соответствует новым ПДД. Красноватые поворотники, обычно, были только на моделях выпуска до 1995 года, ну и то не всех. Видимо, в масштабах страны речь может идти в наилучшем случае о 150–200 тыс. автомобилей, из которых около 50 тыщ «проживают» в столице. Кстати, порядок цен за подмену «неправильных» поворотников очень завышен. В случае, если у «американки» есть европейский аналог, подмена обойдется в 2–14 тыс. руб. (по данным компании «Автолайт», официального представителя ряда марок из США); есть и дешевые варианты переделки светотехники для уникальных автомобилей. Заметим, но, что это может и не пригодиться, если, согласно обещанию премьера, новые требования будут касаться только машин, приобретенных после 2006 года.
Вобщем, куда важнее общего числа «красноглазых» совершенно другое. Правительство в один момент, безо всякого предупреждения поставило 10-ки и сотки тыщ автомобилей собственных законопослушных людей вне закона. В прошлые годы такие машины совсем законно привозили из США и Стране восходящего солнца, также продавали в СССР в 50-60-е годы! Их регистрировали, они проходили муниципальный техосмотр… Причину, почему в ПДД появился таковой пункт, в общем можно осознать. Всех «достали» наводнившие страну машины с голубыми поворотниками, «габаритами», «писалками» и т.д. В нехорошую погоду их плохо видно – они делают опасность безопасности движения. И вот не отыскали ничего наилучшего, чем «перенести» из ГОСТа в ПДД пункт о цвете наружных устройств (нельзя же было запретить просто «синие», наверное умельцы здесь же обзавелись зеленоватыми!). Все понятно. Но такие конфигурации ни при каких обстоятельствах нельзя вводить «с завтрашнего дня». Как минимум нужно дать возможность обладателям время на то, чтоб поменять те же поворотники… Еще честнее, если гласить о позиции страны, – так именуемый «нулевой вариант». А конкретно: впредь с такого-то числа воспрещается регистрация автомобилей, не соответственных таким-то и таким-то требованиям. Все, что было ввезено и записанно ранее – извините, трогать не имеем права, подобно тому, как никакой закон не имеет оборотной силы.
У нас же новые ПДД, вступившие в силу 1 января, были выпущены большенными тиражами только… в конце января!
А СУДЬИ НАМ КТО?
В итоге ситуация не совершенно понятная. Есть законы – ПДД и КоАП. Но как использовать их статьи, если автолюбители о их нигде не могли выяснить? Не случаем должностные лица обязаны были пойти на нарушения. Так, начальник ДОБДД МВД РФ В.Кирьянов обратился к своим сотрудникам с просьбой (!) «временно не наказывать» водителей за такие нарушения. Начальник ГИБДД Столичной области С.Сергеев пошел еще далее – отдал приказ выдавать талоны ТО обладателям на техническом уровне исправных автомобилей, если даже их светотехника будет «неуставного» цвета. С воззванием к премьер-министру остановить действие новых пт Правил дорожного движения обратилась и Муниципальная дума РФ. По воззрению депутатов, эти пункты «требуют технического переоснащения автомобилей, что повлечет за собой дополнительные валютные и временные издержки автовладельцев», а резвое выполнение этих норм участниками дорожного движения «практически невозможно».
Премьер поразмыслил 10 дней – и с воззрением депутатов согласился. Правда, пока устно: формально новые Правила у нас продолжают действовать, но, как заявил М.Фрадков: «Мною даны поручения поправить те некорректности, которые были допущены… Правительство Рф в последнее время скорректирует конфигурации в ПДД».
Очень охото веровать, что все мы благополучно пережили и эти «нововведения». Правда, обладателям «американок» можно порекомендовать переждать и выезжать на дороги, только когда выйдет новое постановление Правительства и обусловятся новые «правила игры». А еще лучше – переоборудовать светотехнику собственных автомобилей, как того просит ГОСТ, и не ожидать последующего внезапного конфигурации в ПДД. Ну а всем нужно пожелать приобрести для собственных малышей особые сидения (либо другие устройства), помня, что Законодательство наших малышей – главнее всего!