Реформа ГАИ. Придорожный пан
Реформа ГАИ. Придорожный пан
Пятнадцать годов назад она была фактически полным аналогом нашей ГАИ, сейчас же все по другому. О том, как поменялась и чем сейчас занимается польская дорожная милиция, мы решили выяснить, отправившись в поездку по этой стране.
1-ые воспоминания: хорошие дороги (по качеству, наличию разметки, символов и т.д.), но в главном – узенькие. Ездят все стремительно, время от времени нарушая высокоскоростной режим, но – обходительно. За четыре денька только два раза мы повстречали дорожных полицейских. Пикет был отлично виден издалека, но о том, что он там, предупреждали и встречные водители – мигали, как и у нас. Позднее, общаясь с польскими автомобилистами, выяснилось: естественно, вдруг и сходу все не начали обожать свою полицию, но относиться к служителям закона стали еще лучше. Видимо, есть за что…
Энциклопедия грузовых автомобилей РЕШАЮТ НЕ ВСЕ
– Главное, что нам удалось сделать за эти годы – поменять отношение общества к нашей милиции, – поведала нам советник головного коменданта милиции Польши Алисия Хытрэк. – Это ранее дорожный полицейский, как и у вас, был героем анекдотов, в каких только и умел, что вытягивать Энциклопедия грузовых автомобилей. На данный момент, согласно всем опросам, 66% поляков положительно оценивают работу милиции. Не так давно мы объявили дополнительный набор, и в месяц уже поступило две тыщи заявлений! Сейчас можем отбирать самых наилучших.
Заработная плата и отменная пенсия, естественно, стимул, но все таки не главный. Служба в польской милиции стала престижной и почетаемой. Различное лицезреют, что она сейчас другая, лицезреют реальные результаты: злодеяния раскрываются не только лишь в кино, а и в жизни. Поменялось и ее оснащение – у польских полицейских на данный момент самые современные компьютерные системы, системы связи, лаборатории, авто и т.д. Высочайшая заработная плата тоже играет свою роль. К тому же работа в гос структуре считается более размеренной, чем в личной компании. Да еще прельщает возможность после 15 лет службы уйти на пенсию. Ее размер находится в зависимости от многих причин, но в любом случае дает возможность жить в «капиталистической» Польше достойно.
В польской милиции на данный момент служит около 100 тыс. человек, но самое огромное управление – профилактическое. Дорожная милиция (около 6 тыс. человек) заходит в его структуру. При этом в ней служат самые приготовленные спецы, так как по нраву работы они должны не просто уметь водить автомобиль, а делать это виртуозно; не просто в совершенстве обладать компом, а работать со специальной фото- и видеотехникой, радарами, тестерами на алкоголь и наркотики, знать бессчетные законодательные акты и документы. Как положено перевозить те либо другие грузы, как оказывать мед помощь и т.д. Но, естественно, основная задачка полицейских – управлять дорожным движением.
В мире дорожных полицейских относят к элите. Они – лицо всей милиции: всегда на виду, по их работе судят о всей службе. Как нам поведали, в Польше очень огромное внимание уделяют подбору кадров. Обучение дорожных полицейских в академии длится два года. Для работы «участковым» нужно обучаться год, в преступной милиции – полтора. Это при том, что посреди кандидатов на должности в дорожной милиции большая часть людей – с высшим образованием, большая часть знает два и поболее языка. Сейчас это – обязательное условие для работы. Кстати, любопытно, что посреди упоминавшихся 2-ух тыщ заявлений 40% принадлежит дамам. Полицейский – сейчас одна из самых для их фаворитных работ в Польше; 11% служащих – дамы. Это о многом гласит.
Реформа милиции в Польше, которая началась в 1990 году, прошла довольно мягко благодаря внимательному отношению к «старым кадрам».
– В нашей милиции увольнение может быть только по двум причинам: если сотрудник управлял автомобилем в нетрезвом состоянии либо против него муниципальный орган (не личное лицо!) возбудил уголовное дело. Если правительство не доверяет, означает, он ему служить не может, – объясняет Алисия Хытрэк. – Но таких за 15 лет было не очень много. Сокращение численности милиции шло за счет тех, кто уходил на пенсию. Реформа была увязана с пенсионным законодательством. Оно предусматривало выход на пенсию после 15 лет службы.
ЗАСАДА… НА ВИДУ У ВСЕХ
Дорожной милиции Польши поставлена только одна задачка – организация дорожного движения. Другие, вспомогательные, тоже ориентированы на выполнение главной – к примеру, в сотрудничестве с местными органами власти смотреть за состоянием дорог, разметки и символов. Водительские удостоверения выдают особые транПодвесканые отделы при местных администрациях. Там же, кстати, и регистрируют авто. Но милиция к работе этих учреждений никакого дела не имеет.
Если гласить о службе, то польский полицейский не имеет права посиживать в засаде на дороге, контролируя скорость радаром!
– Такое в нашей милиции уже было, многие об этом помнят, но давным-давно запрещено! – поведала пани Алисия. – По закону патрульный автомобиль дорожной милиции должен быть обозначен специальной раскраской и виден издалека. Ведь милиция именуется «профилактической», и уже то, что на трассе стоит полицейский автомобиль, вдохновляет водителей сбрасывать скорость. Основная цель – не наказать за нарушение, а предупредить его. Для наказания есть другие методы.
Уже 18 месяцев мы интенсивно закупаем фото- и видеорегистраторы. Устанавливаем их как в городках, так и на трассах. Каждый таковой прибор делает фото, где видны и номер машины, и ее скорость. Милиция рассылает нарушителям приглашения явиться – не вызывает, а конкретно приглашает! Там показывают снимки и предлагают уплатить штраф, установленный законом. Если шофер согласен, то платит, если нет – его вызывают в трибунал. Обычно, большая часть платит сходу. Число этих фоторадаров возрастает от месяца к месяцу – это, ко всему иному, прибыльно – прибор достаточно стремительно окупается. А количество нарушителей сокращается.
Меж иным, польский полицейский «дистанцирован» от работы с средствами. На трассе он не имеет права взять штраф, даже маленький, с гражданина Польши – только выдает ему квитанцию.
– Нужно учитывать, что за последние годы поляки много колесили по другим странам Европы и научились ездить аккуратненько и обходительно, – уверена пани Хытрэк. – Сейчас мы стараемся обучить их ездить по правилам, с подходящей скоростью.
ШТРАФЫ ПО-ПОЛЬСКИ
Самый небольшой штраф, в согласовании с польским кодексом, составляет 20 злотых (1 бакс = 3,2 злотого). Его придется заплатить за такие экзотичные правонарушения, как «перегон животных в состоянии, которое не позволяет их контролировать» либо же «езда на запряжных средствах передвижения с полозьями без звонков и погремушек». Наибольший штраф – 500 злотых. Его предусмотрели за злостное нарушение высокоскоростного режима (больше чем на 50 км/ч) либо как наказание тех водителей, которые объезжают автомобиль, остановившийся перед «зеброй», чтоб пропустить пешеходов. В кодексе предусмотрены наказания как для водителей, так и для пешеходов, велосипедистов и даже для пастухов (см. выше). Вот некие из их.
Для пешеходов: выход на проезжую часть конкретно перед передвигающимся транПодвесканым средством (в том числе по «зебре») – 100 злотых; переход через проезжую часть в неположенном месте – 20 злотых.
Для водителей: отказ уступить дорогу трамваю – 100 злотых; езда без ремней – 70; внедрение водителем мобильника во время езды – 100; отказ уступить первенство другому автомобилю, который желает включиться в движение, – 200; превышение допустимой скорости на 50 км/ч – 500 злотых; создание угрозы в движении при торможении – 250; создание угрозы при несоблюдении дистанции – 250; езда со скоростью, затрудняющей движение других транПодвесканых средств, – 200; обгон спецтранПодвескаа в населенном пт – 300.
На данный момент в Рф 170 автомобилей на 1000 обитателей. В Польше – 330. При всем этом на 1-го дорожного полицейского у их приходится 2 тыс. автомобилей, у нас – 250. В 2004 году в Рф вышло 208 тыс. ДТП, в каких погибло 34,5 тыс. человек, в Польше – 51,4 тыс. и 5,7 тыс. соответственно.