ГРУЗОВИК - НА ГАЗ
ГРУЗОВИК - НА ГАЗ
Кандидатура
ГРУЗОВИК - НА ГАЗ
В ближайшее время интенсивно переоборудуют личные "газели", "бычки" и другие грузовики. О выгодах ведает спец столичного автокомбината № 41, где это горючее употребляют уже 20 лет.
Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Естественно, главное, что завлекает личных "извозчиков", - стоимость сжиженного газа, которая всегда остается в два-три раза ниже цены бензина. Да и наименее вредный выброс - моральный стимул для многих водителей.
Для грузовиков выбор аппаратуры еще скромнее, чем для легковых автомобилей, хотя газификация начиналась конкретно с их.
Тут больше всего систем, созданных для автомобилей малой грузоподъемности - "газелей", "соболей, "уазиков". Их создают все фабрики газобаллонного оборудования - российские и забугорные. Отличия от "легковых" исключительно в баллонах. Более приметен (30-40% поставок) Новогрудский завод газовой аппаратуры (НЗГА), оборудование которого отличается простотой и симпатичной ценой, чего не скажешь о качестве.
Ступенью выше по комплектации и по стоимости размещаются изделия Рязанского завода автоаппаратуры (РЗАА), столичных фирм-разработчиков - САГА и "Автосистема", которые вместе обеспечивают 10-20% поставок.
В ближайшее время вырос импорт оборудования из Италии и Южной Кореи, которое приметно потеснило российских соперников. Зимнее понижение спроса выровняло цены на рынке газобаллонного оборудования, и сейчас российские комплекты для "газелей" обходятся в 200-230 баксов, а завезенные из других стран - в 220-280 баксов.
Объем газового баллона для грузовиков сейчас стал решающим фактором - очень много времени отымают очереди на газовых заправках. Если в прошедшем году самым пользующимся популярностью для "Газели" был баллон объемом 103 л, то сейчас завышенным спросом пользуются 130-литровые. Некие умельцы приспосабливают к "газелям" даже баллоны от "газонов" объемом 170 и 200 л, и только очень огромные габариты задерживают от внедрения баллонов для ЗИЛов (250-270 л).
Хорошие способности сберечь дает газификация обладателям автомобилей средней грузоподъемности типа ЗИЛ-130 и ГАЗ-53, в особенности при внутригородских перевозках. Тут выбор оборудования для сжиженного газа ограничен продукцией тех же российских производителей - РЗАА и НЗГА. Изделия этих заводов относятся к различным поколениям - старшее представлено рязанской аппаратурой, а младшее - новогрудской. Рязанское оборудование хотя и накрепко в работе, но уже морально устарело. Под капотом такового ЗИЛа либо ГАЗа располагается впечатляющая конструкция - испаритель и редуктор на специальной раме, установленной на движке. При переводе бензинового ЗИЛа на газ его карбюратор К-88 спецы подменяют газобензиновым К-91. Очень слабенькое место "рязанки" - баллонная арматура: она не защищена от дорожной грязищи и неудобна в обслуживании.
В новогрудской аппаратуре баллон обеспечен малогабаритным мультиклапаном под крепким кожухом, как на баллонах для "газелей". Газовый смеситель выполнен в виде проставки под карбюратор и не просит значимой переделки штатной конструкции. Другие элементы новогрудского оборудования для грузовиков также схожи "газелевским". Простота конструкции и унификация новогрудской аппаратуры презентабельны исходя из убеждений ее надежности и ремонтопригодности. Стопроцентно сильные и слабенькие стороны новогрудского оборудования выявит опыт эксплуатации. Пока он невелик, но с усмотрительным оптимизмом можно признать, что "новогрудка" достойно соперничает с "рязанкой". Комплекты аппаратуры для ЗИЛ-130 продаются в Москве за 300-350 баксов.
Что получают и чем жертвуют обладатели газобаллонных грузовиков? Если переоборудование "Газели" обходится в 8-10 тыс. руб., а экономия на горючем составляет более 60 руб./100 км, то издержки окупятся за 12-15 тыс. км пробега. Перевод на газовое горючее ЗИЛ-130 обходится в 12-14 тыс. руб., а окупается за 10-12 тыс. км.
Вследствие низкой степени сжатия мотора грузового автомобиля утрата мощности при работе на газе тут чуток больше, чем у легкового. Случается, что сходу после перевода грузовика на газ водители сталкиваются с неувязкой запуска и стойкости работы мотора, в особенности в сильный мороз. Причина кроется в свойствах самого газа. К примеру, при низком давлении в баллоне недостаточна подача горючего в редуктор, прохладная газовоздушная смесь без охоты воспламеняется в камере сгорания. Последнее событие проявляется также при неотрегулированной системе зажигания.
Если в одном-двух цилиндрах из восьми низкая компрессия, то при работе на бензине это не достаточно чувствуется. На газовом же горючем, температура воспламенения которого существенно выше, чем бензиновой консистенции, падение мощности приметно.
Обладателям "газелей" следует учесть особенности карбюратора К-151. При неизменной езде на газовом горючем он навечно выключается из работы и равномерно накапливающиеся недостатки не сходу проявляют себя, потому нелишними оказываются постоянные проверки работы карбюратора во время маленьких пробегов автомобиля на бензине.
В общем, газобаллонное оборудование экзаменует и движок, и обладателя автомобиля, заставляя уделять больше внимания работе систем питания и зажигания. Обычно все детские заболевания газотопливной аппаратуры появляются в 1-ый месяц эксплуатации, когда их по гарантии избавляют специалисты-установщики. В предстоящем и шофер приобретает опыт регулировки оборудования.
Газовый редуктор в моторном отделе.