ПАЛЕНЫЙ АВТОМОБИЛЬ
"ПАЛЕНЫЙ" АВТОМОБИЛЬ
КЛУБ "Автовладелец"
детективное бюро
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ИСТОРИЯ
"ПАЛЕНЫЙ" АВТОМОБИЛЬ
СЕРГЕЙ ВОЛГИН, ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ ПРАВОВОЙ Инфы
У меня забрали на штрафстоянку ГАИ автомобиль. Я же его, когда брал, инспектировал специально на рынке, и мне произнесли, что все чисто... А вот вчера приостановили на посту и задержали машину. Оказалось, она в розыске как нерастаможенная - так растолковал инспектор... Что делать?
К огорчению, такие воззвания как и раньше не уникальность. Все в большей и большей степени людей приобретают авто, и - ничего здесь не поделаешь - все почаще посреди их попадаются "нечистые" машины: непрошедшие таможенное оформление, числящиеся в угоне, с перебитыми номерами... Потому побеседуем о том, как приобрести автомобиль и не напороться при всем этом на "паленую" машину.
Самое 1-ое, что приходит на разум каждому, кто собирается приобрести старый автомобиль, - проверить, в порядке ли машина. Ранее под этим предполагали ее техническое состояние. Сейчас и юридическая сторона дела покупателя тревожит не меньше.
Можно ли проверить автомобиль еще до его приобретения? Авто издания и рынки пестрят объявлениями разных компаний, предлагающих экспертизы, проверки по "таможенной базе", "на угон" и т. п. Тяжело отрешиться от таких услуг. Меж тем нужно твердо знать, что эти проверки менее чем для самоуспокоения - ни одно схожее заключение не имеет ни юридической силы, ни какого-нибудь значения при постановке машины на учет, также при особых проверках органами ГИБДД. Привлечь же к ответственности таких "проверяющих", если их данные не соответствуют официальным, фактически нереально.
Ну а что же можно сделать в рамках закона? Мы обратились с запросами в Муниципальный таможенный комитет РФ и в ГУ ГИБДД МВД: вправе ли клиент перед приобретением автомобиля проверить его "чистоту", и если да, то как? "Органы" откликнулись оперативно.
КОГДА ТАМОЖНЯ ДАЕТ "ДОБРО"
Приблизительно таких ответов мы и ожидали. У тех, кто собирается приобрести автомобиль, легитимных методов проверить, проходил ли он таможенное оформление, считается ли в базе данных как угнанный, не существует! Такое ограничение вызвано не прихотью таможенников либо гаишников, а законом "Об инфы, информатизации и защите инфы", который эти сведения отнес к уровню секретных и не подлежащих разглашению либо передаче третьим лицам. Единственный, кто вправе добиваться предоставления таковой инфы, - собственник автомобиля. Но сотрудники ГАИ отвечают на таковой запрос только при совершении регистрационных действий либо по просьбе суда; таможенники наслаждаются воззванием обладателя. Такие услуги оказывают в ГНИВЦ ГТК РФ (для юридических лиц нужно обратиться с запросом по факсу (095) 975-10-01; E-mail rti@gnivs.customs.ru; для физических - по адресу: Москва, Комсомольская пл., д. 1а, комн. 114, отдел статистики). Повторяю: идет речь только о обладателях ТС! Бедному покупателю же остается веровать на слово торговцу...
Но не все так безвыходно. Если нельзя проверить автомобиль до его приобретения, то можно хотя бы хорошо оформить сделку, чтоб позже, если возникнут трудности, решить их с наименьшими потерями.
Сделки купли-продажи заключаются в согласовании с Штатским кодексом. Итак вот, по статье 461 ГК РФ "при изъятии продукта у покупателя третьими лицами по основаниям, появившимся до выполнения контракта купли-продажи, клиент вправе добиваться у торговца возмещения всех убытков". Это значит: если после покупки автомобиля выяснится, что тот в угоне (не растаможен, перебиты номера и т. п.), клиент вправе предъявить торговцу претензии и востребовать возвратить Энциклопедия грузовых автомобилей. Правда, для этого придется дождаться, чтоб этот автомобиль у покупателя изъяли надлежащие органы. И повышенное внимание следует направить на само оформление сделки купли-продажи.
ПОКУПАЕМ ПО ПРАВИЛАМ
Напомню: оформить сделку можно 3-мя методами - через комиссионный магазин, получая справку-счет; методом контракта купли-продажи в письменной форме конкретно с покупателем; того же контракта в устной форме. Скажу сходу: получать автомобиль по устному договору, невзирая на всю привлекательность такового метода, не нужно. Если позже возникнут претензии к торговцу, доказать их будет очень трудно. Потому остановимся подробней на первых 2-ух методах дизайна сделки.
Контракт купли-продажи не часто встречающийся, но один из самых комфортных для приобретения автомобиля. Его заключают торговец и клиент и оформляют в письменном виде; заверять такую сделку не надо. А экземпляр контракта клиент совместно с ПТС представляет в ГАИ при постановке машины на учет. Если в дальнейшем у нового обладателя с машиной возникнут трудности, то в согласовании с уже упомянутой статьей 461 ГК можно рассчитывать на возмещение торговцем всех убытков. Кстати, срок исковой давности по таким делам не установлен, и даже спустя 10 лет в схожих случаях клиент вправе добиваться возмещения убытков (цены автомобиля и судебных расходов). К огорчению, при таком оформлении покупки все без исключения покупатели допускают, можно сказать, непростительную ошибку. Цена автомобиля в договоре занижается - по общему воззрению, чтоб не платить налоги. Но, во-1-х, приобретая автомобиль, никаких налогов платить не нужно, а, во-2-х, если придется добиваться возвращения уплаченных средств через трибунал, речь будет идти только о сумме, обозначенной в договоре! Не считая того, нужно знать, что споры меж покупателем и торговцем (если оба - физические лица) решаются лишь на базе положений Штатского кодекса. Закон "О защите прав потребителей" в данном случае использовать нельзя.
Совершенно другое дело, когда покупка автомобиля оформляется через комиссионный магазин. Таковой метод сейчас часто встречающийся. Договорившись о стоимости, клиент с торговцем идут в помещение с надписью "Переоформление автомобилей", где за 500 рублей (либо чуток больше) 1-ый получает транзитные номера и справку-счет, а в ПТС вчеркивают его данные. Отныне он становится собственником автомобиля.
Нужно подразумевать, что с юридической точки зрения торговцем в данном случае выступает не прошлый владелец машины, а комиссионный магазин. А это означает, что, в отличие от первого метода, при воззвании в трибунал можно опираться на Закон "О защите прав потребителей". Ответчиком тут будет комиссионный магазин как организация, занимающаяся торговлей автомобилями. Клиент же выступает тут в качестве потребителя. А в согласовании со ст. 8 Закона "О защите прав потребителей" он, приобретая продукт, вправе востребовать о нем достоверной инфы от торговца, в том числе и о "чистоте" автомобиля. Повторю снова: оформляя покупку автомобиля через "комиссионку", вы вправе добиваться у работников магазина достоверной инфы (в том числе и в письменном виде) об автомобиле. Если справку не дали либо информация оказалась недостоверной? В согласовании со ст. 12 Закона "О защите прав потребителей" клиент вправе востребовать расторжения контракта и возмещения всех убытков. Напомню: при оформлении машины через магазин в справке-счете непременно (!) указывать реальную цена автомобиля. Если этого не сделать, о компенсации фактических убытков через трибунал можно запамятовать.
Так что, если нельзя ответить на поставленный сначала вопрос "как избежать заморочек?", то по последней мере можно выяснить, как сделать наименьшими их нехорошие последствия. Все в ваших руках...