ДВЕРЦУ Выкинул ШОФЕР .
"ДВЕРЦУ Выкинул ШОФЕР..."
КЛУБ Автовладельцев
"ДВЕРЦУ Выкинул ШОФЕР..."
Создатели первых автомобилей не достаточно хлопотали о комфорте: главное, что их машины ехали - это уже само по себе было чудом. Но, когда самодвижущейся техникой заинтересовались богатые Различное, появился спрос на роскошные кузова, подобные королевским каретам. Вот тогда на автомобилях появились двери - до этого их не было. Эту страницу авто истории приоткроет вам Сергей КАНУННИКОВ.
Сначало двери навешивались только у заднего ряда сидений, при этом раскрывались они, обычно, вспять - так удобнее было садиться. Шофер, как и его предшественник кучер, посиживал открытый всем ветрам и дождикам. Двухместные машины оставались бездверными еще достаточно длительное время.
Обычное на 1-ый взор устройство - дверь - все же породило много уникальных конструкторских решений, кажущихся сейчас смешными. Так, в кузовах "тонно" для посадки вспять было надо... повернуть само сидение, а в "Роллс-Ройсе-10НР" 1904 года для удобства задних пассажиров крутились фронтальные сидения. Но такие кузова прожили недолго - скоро распространились и фронтальные двери. И все таки водителям как и раньше "не везло": для фронтального ряда сидений нередко делали только одну дверь, при этом с пассажирской стороны. Дело в том, что с другой размещались рычаги управления, при этом нередко - за бортом автомобиля. На дешевых машинах заместо дверей время от времени применяли матерчатые чехлы, как-то защищавшие ездоков от грязищи и пыли. Такими чехлами, кстати, оборудовались российские грузовики военного времени и легковой вездеход ГАЗ-67.
В 20-30-х годах на Подвескаивных машинах вошли в моду очень низкие двери: локти водителя и пассажира оказывались практически у самых задних колес. Двери этих автомобилей можно было не открывать, а с шиком перепрыгивать либо хотя бы перешагивать. Конкретно такая конструкция стала предпосылкой смерти Айседоры Дункан: развевавшийся на ветру шарф танцовщицы намотался на заднее колесо Подвескаивного "Бугатти".
Равномерно двери увеличивались в размерах, в особенности у двудверных "классиков". На "Хорьхе-853" посадка вспять через пару одних только фронтальных дверей была практически свободной. А на неких американских машинах в 50-х годах вприбавок к огромным дверям применялись поворачивающиеся фронтальные сидения.
В то же время инженеры отлично понимали: чем меньше дверей, тем проще и прочнее кузов. А поэтому часто шли на хитрости: так, на НАМИ-1 дверей было две, но размещались они на искосок кузова. Чехословацкий универсал "Шкода-1202 STW" 60-х годов был 4-х дверным (беря во внимание дверь багажника): для заднего ряда сидений была только одна дверь - справа.
Знакомые многим по современным автобусам и фургонам сдвижные двери в первый раз поразили публику в 1951 году на южноамериканском открытом "Кайзер-Фрэзер DKF-161": они "уезжали" в фронтальные крылья!
На Подвескаивном "Мерседес-Бенце-300SL" двери раскрывались ввысь, за что автомобиль заслужил у янки прозвище "Gullwing" - "крыло чайки". Эту конструкцию позднее копировали и другие компании. На неких Подвескаивных автомобилях, к примеру на "Ламборгини-Каунтач", применяли двери так именуемого гильотинного типа, открывающиеся ввысь параллельно боковине кузова. А на супермалых машинах 50-х годов дверцей время от времени служила... передняя стена ("БМВ-Изетта") либо передняя и задняя стены сразу ("Цюндапп-Янус").
Современная принятая конструкция - все двери открываются вперед - пришла из США, где появилась достаточно рано, в конце 30-х годов. Но на маленьких машинах открывающиеся вспять двери держались еще длительно - российским автомобилистам наверное памятен ЗАЗ-965.