СКОЛЬЗИТЬ И НЕ КИПЯТИТЬСЯ!
СКОЛЬЗИТЬ И НЕ КИПЯТИТЬСЯ!
КЛУБ Автовладельцев
Резиновый СПИД
СКОЛЬЗИТЬ И НЕ КИПЯТИТЬСЯ!
Еще на заре астронавтики ученые направили внимание на странноватое разрушение неких резиновых деталей в вакууме - как будто червяк потрудился в их толще. Оказалось, схожее знакомо и автомобилистам.
Денис БОРОВИЦКИЙ
Понятно, что критический подъем с глубины на поверхность чреват "вскипанием крови" в жилах аквалангиста и может привести к катастрофы. А понимаете ли вы, что "кессонная болезнь" поражает и сальники, уплотнения, диафрагмы пневматических систем и газового оборудования автомобиля? Причина "недуга" - прорыв на поверхность растворенных в эластомерах (так химики именуют эластичные полимеры, в том числе резину и каучук) газов, которые, подобно термитам, прогрызают ходы в резине, нарушая плотность уплотнения. Провоцируют "мышей" резкие перепады давления, соответствующие для работы авто пневматики. В особенности мучаются клапаны тормозной системы и диафрагмы газовых редукторов. Но "вскипеть" уплотнение может и при нередко циклических маленьких скачках давления. Пример - разрушение диафрагмы вакуумного усилителя тормозов у российских легковых автомобилей.
Откуда в резинах газы и как с ними биться? Дело в том, что эластомеры "газируются" еще при рождении (в производстве), собирая на собственной поверхности воду и химически активные летучие вещества. Растворенные в резине "залежи" повсевременно пополняются за счет диффузии газов, контактирующих с уплотнением в процессе использования. С течением времени эластомер преобразуется в бомбу медленного действия, детонатором которой служит тот скачок давления.
Забугорные химики издавна стали использовать для ответственных уплотнений эластомеры, стойкие к "кессонному эффекту", мы же вынужденно мирились с недолговечностью резиновых изделий. Сейчас, но, положение изменяется: столичная компания "РЕАМ-РТИ" освоила уплотнения из нового материала.
Как и стандартные российские резины, московские эластомеры делаются из местного сырья (у него высочайшее качество и постоянные характеристики), но по собственной, уникальной рецептуре с добавлением, по мере надобности, привезенных из других стран ингредиентов. Композиция составляющих (ноу-хау компании) отлично связывает воду и газы, препятствуя их выделению, а присадки существенно увеличивают крепкость изделия, позволяя ему выдерживать атаку прорывающихся изнутри пузырьков. Сделанные по специальной методике уплотнения способны работать как при низких (-40°С), так и больших (+170°С) температурах, пятикратно превышая срок службы обычных аналогов. Недаром новинку употребляют в роторно-поршневых моторах ВАЗ.
До того как пойти в создание, все новые разработки компании проходят всесторонние тесты в лабораториях столичных институтов, как, к примеру, принципно новые "скользкие" резиновые композиции. Особенность материалов - маленький коэффициент трения по металлу (0,3) и высочайшие физико-механические характеристики эластомера, хорошие масло-, бензо- и морозостойкость. Сальники из их утрут нос другим именитым соперникам.
Хорошие результаты отдало применение новых материалов для поршневых колец компрессоров в пневматической тормозной системе автомобилей ЗИЛ. Подмена железных уплотнений резиновыми позволяет резко понизить выброс масла в пневмопривод и защитить цилиндро-поршневую группу в критериях масляного голодания - "скользкая" резина уже содержит внутри себя все нужное для смазки. Любопытно, что ресурс поршневого комплекта с резиновыми уплотнительными кольцами будет, по заверению разработчиков, не меньше, чем с классическими металлическими. О том, когда "скользкие" резины займут свое место в автомобиле, гласить рано - идут тесты.
Только не пытайтесь находить изделия РЕАМ-РТИ в розничной продаже. Пока вся продукция предприятия идет на сборочные сборочные потоки АМО "ЗИЛ", КамАЗа, АвтоВАЗа, "Пекара", "Плазы", "Автосистемы" и др.
Изъеденный газами клапан тормозной системы.
Эластомеры, стойкие к проявлению "кессонного эффекта".
Железные и резиновые кольца компрессора: вам какое?