ЭФФЕКТ ДОПЛЕРА
ЭФФЕКТ ДОПЛЕРА
В борьбе за наличные
ЭФФЕКТ ДОПЛЕРА
Слухи о том, что обыденным милицейским радаром можно сбить воробья, оказались очень гиперболизированными.
Аркадий КОЗЛОВ
В Чем все-таки ЭФФЕКТ?
Каждому водителю доводилось слышать, как изменяется шум пролетающей навстречу машины - от высочайшего тона к низкому. При движении навстречу скорости автомобилей складываются, и каждую секунду в ухо, образно говоря, влетает больше звуковых волн. Машины разъехались - звук догоняет удаляющийся автомобиль. Естественно, частота звука (количество колебаний за секунду) миниатюризируется. Это и есть эффект Доплера. Его употребляют военные, ученые и инспекторы ДПС: одни для измерения скорости неприятельских самолетов, другие - для исследования галактик, третьи - чтоб ловить нарушителей ПДД.
"СМЕРТЕЛЬНОЕ" Орудие
Принцип деяния радара (от британского radar - radio detecting and ranging) прост: излучаемая им электрическая волна отражается от железных предметов. Если предмет движется, частота отраженной волны поменяется пропорционально его скорости. Остается замерить эту разницу и вычислить скорость. С чем удачно совладевает хоть какой придорожный радар. Совсем непринципиально, лежит ли "Барьер" на капоте, привинчен ли к стеклу патрульной машины либо дрожит в нетвердой руке блюстителя порядка (берем последний случай). Сдвиг частоты зависит только от скорости автомобиля, но никак не от инспектора (если, естественно, тот не побежит навстречу). Вобщем, не зависит он и от пластмассовых, древесных, войлочных и иных "фенечек", которыми так обожают обвешивать автомобиль другие обладатели: хоть какой материал, не считая металла, для радара прозрачен.
Более того, мало-мальски знакомый с арифметикой милиционер постарается устроиться с радаром как можно поближе к оси движения автомобиля, ибо на замере скорости сказывается косинусный эффект. При прямом сближении машины с радаром (рис. а) он покажет настоящую ее скорость. А под углом (рис. б) - ту, с которой миниатюризируется расстояние до радара. Чем больше угол отличия, тем меньше показания прибора. С косинусной зависимостью.
Расхожее мировоззрение о том, что хитрые гаишники умудряются накалывать радар-детекторы (иногда ошибочно именуемые антирадарами), с негодованием отвергли разработчики последних. Радар (локатор) - это излучатель СВЧ-радиоволн с частотой 10,525 МГц. А радар-детектор - обычный радиоприемник, настроенный конкретно на эту частоту. Казалось бы, довольно немножко двинуть несущую частоту, и радар-детекторы мгновенно ослепнут. Все так, но двинуть ее фактически нереально, не залезая вовнутрь локатора. А корпус его опломбирован. Без пломбы и без поверки воспользоваться радаром запрещено. Потому если вас приостановили за превышение скорости, а радар-детектор промолчал, спросите на всякий случай документ о поверке. И пломбу. Не достаточно ли, какой кулибин найдется на русских просторах. Инженеры сегодня голодные посиживают. Могут и подкрутить.
Мелкие ХИТРОСТИ
В нелегкой борьбе за наличные в ход идут различные средства. Автомобилисты вооружаются радар-детекторами, предупреждают о засадах мерцанием фар, изучают дислокацию любимых кормушек гаишников, а то и выкорчевывают ненавистные знаки. Различное в форме отвечают совершенствованием маскировки, нередкой сменой засад и непредсказуемостью графиков облав.
Да, высокоскоростной беспредел на дорогах, несущий огромное количество бед и жертв, должен быть остановлен. В том числе и при помощи радаров. Вот поэтому кощунственно дискредитировать эти приборы - превращать их в кормушку, скажем, используя не совершенно корректные методы. Так, зная, что водители ускоряют движение сходу после проезда засады, инспектор иногда замеряет скорость удаляющегося автомобиля (сейчас есть и такие радары) и здесь же останавливает приближающегося. Спорить с ним тяжело. Секундомер на радаре указывает практически правду. А табло скорости - очевидное превышение.
Любимый прием - устроить засаду в ясный солнечный денек на прекрасном свеженьком шоссе с позабытыми с зимы знаками "сороковник" и "скользкая дорога". Страж должен написать рапорт о ошибочно установленном знаке, но кто, скажите, своими руками погубит хлебное место? А с каким азартом работают инспекторы в огромных городках, безошибочно определяя нарушителя в потоке машин!
ЧЬЯ СКОРОСТЬ НА РАДАРЕ?
Здесь бы сделать маленькое отступление... Дело в том, что интенсивность отраженного сигнала находится в зависимости от формы и размера (площади отражения) автомобиля, от того угла, под которым он движется к лучу. Слабенький сигнал может забиться помехами либо более сильными сигналами. Радар вправду устроен так, что определяет самый резвый автомобиль с различием скоростей в потоке более 10 км/ч. Но в безупречных критериях. На промышленных пробах испытывали его работу на 3-х машинах с схожим коэффициентом отражения. Машины двигались прямо на радар в 3-х различных рядах. Одна - резвее на 10 км/ч. Вправду, работает! Отлавливает.
В критериях огромного городка все труднее. Помехи от электросварки, от искрящихся токосъемников трамваев, троллейбусов, ламп дневного света и неоновой рекламы! Сами машины различного размера, идущие сплошным потоком. Чья скорость появится на дисплее радара в городской толчее? Наибольшей? Самой ближней? Той, что оказалась под прибыльным для отражения углом (как бликует иногда солнце)? Самой резвой либо той, что перестроилась в другой ряд (сработает косинусный эффект)? Этого не знает никто, включая инженеров-разработчиков. Но не инспектор! Уж он-то уверен на все 100, кто попался на мушку его радара. Конкретно вы, а не большой автобус "Mercedes" в примыкающем ряду. Почему?
Сегодняшний "Барьер" и его модификации - "фары", "спидганы" на этот вопрос ответа не дадут. Другое дело - "Сова", совсем новый прибор, дорогой и непростой. Хотя бы поэтому, что к нему полагается компьютер. С "Совой" не поспоришь. На мониторе застывает картина автомобиля, видны его номер, время, дата и скорость. Что здесь скажешь? Зацепка одна - высочайшая погрешность. Изготовитель заявляет 9,3%. Это означает, что при ограничении скорости 60 км/ч и реальной скорости автомобиля 65 км/ч (что ненаказуемо, так как укладывается в погрешность спидометра) "Сова" может показать 71 км/ч. А это уже штраф... Так что добросовестный инспектор, работая с "Совой", должен установить предел порогового срабатывания 76,5 км/ч. Но это - добросовестный инспектор.
К уровню экзотичных можно отнести и лазерный радар ЛИСД, схожий на обыденный бинокль. Чтоб замерить скорость автомобиля, довольно навести на него перекрестье прибора. Луч лазера неширок и ошибиться нереально. На кого навел - того и промерил. Но опять-таки никто, не считая инспектора, не знает, какая машина была под прицелом: номера ее "бинокль" не записывает. Обосновать, что конкретно ваша - нереально. Если, естественно, на дороге был кто-то еще.
И "Сова", и ЛИСД - пока уникальность. На 95% работники ДПС вооружены обыкновенными радарами "Барьер", "Барьер-2", "Барьер-2М", "Искра" и "Сокол". Татарстан может повытрепываться ввезенными "Питон" и "ТС-3", а с помощью их (вобщем, как и "Искры") можно замерять скорость прямо из передвигающегося автомобиля. Занимательные игрушки, но - дорогие.
НЕВИНОВАТАЯ Я!
Меж иным, никчемно развешивать компакт-диски под зеркалом заднего вида в надежде, что они собьют с толка радар. Для него они прозрачны. Мода на диски пришла к нам из Германии. Там огромное количество автоматических радаров, которые фотографируют автомобиль-нарушитель. А по германским законам не достаточно знать номер автомобиля, чтоб наказать его обладателя за нарушение. Нужна еще его физиономия (а вдруг не он был за рулем!). При фотовспышке компакт-диск может дать спасительный блик. Таковой, что и лица не различишь. В Рф до схожей роскоши не дожили.
Чтоб нарушение зафиксировать документально, инспектор должен составить протокол и указать, где, когда, при каких обстоятельствах задержан шофер. И записать номер радара, дату его поверки и его показания. А чтоб обосновать само правонарушение, как минимум, необходимы очевидцы.
Если учитывать, что время и скорость хранятся в памяти радара пару минут, задачка со очевидцами становится очень интересной. В особенности где-нибудь вдали от жилища. А в большенном городке обосновать, чью конкретно скорость указывает радар, просто нереально. Разве что поверить инспектору. На слово.
Слухи о невообразимой вредности СВЧ-излучения от радара не подтвердились. Выходная мощность его всего-то 50 милливатт (у нового "Орла" и того меньше - около 6 милливатт). Это во много 10-ов тыщ раз меньше, чем рядом с СВЧ-печью. Один из разработчиков по секрету поведал, что они из озорства и любопытства в один прекрасный момент посадили муху прямо на включенный волновод и продержали ее там целые день. И - ничего! Живехонькую отпустили. Может быть, позже она и захворала либо потомства не отдала. Но этого никто не знает. Так что не хихикайте злорадно, смотря на "стреляющего" от ноги гаишника. Ничего с ним не случится. Лишь бы стрелял по делу, а не по кармашкам невиновных водителей.
Воздействие направления движения автомобиля на показания радара: а - прямое сближение: скорость автомобиля (Vа) равна свидетельствам радара (V); б - сближение под углом: скорость автомобиля выше показаний радара, V=Vа.cosa.
Фото Владимира КНЯЗЕВА