ГАРАЖ - ПОД ЗАЩИТОЙ ЗАКОНА
ГАРАЖ - ПОД ЗАЩИТОЙ ЗАКОНА
ПРАВО НА ЗАЩИТУ
ГАРАЖ - ПОД ЗАЩИТОЙ ЗАКОНА
Дом вашего автомобиля - тема, не теряющая актуальности. Для одних он все еще мечта, для других, как досадно бы это не звучало, предмет юридических споров, а то и судебных разбирательств. Сейчас на "гаражном фронте" отмечается пришествие местных властей, чуть ли не каждый денек издающих новые постановления и распоряжения. Совместно с тем городка начинают освобождать от раздельно стоящих гаражей и строят высотные комплексы. Мы попросили нашего неизменного создателя, реального члена Академии юридических наук Леонида ОЛЬШАНСКОГО откомментировать сегодняшнюю ситуацию, также подробнее поведать о правах собственников - членов ГСК.
ЕСЛИ НА ГАРАЖ НАЕЗЖАЮТ...
К огорчению, исполнительная власть, в особенности в Москве, грубо нарушает права собственника. Бывает, в один красивый денек подъезжает бульдозер и начинает разламывать ваш легитимный гараж. Но, согласно ст. 35 Конституции РФ, "Никто не может быть лишен собственного имущества по другому, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для муниципальных нужд может быть произведено только при условии подготовительного и равноценного возмещения".
Из этой формулировки можно сделать два вывода. Во-1-х, власть должна предоставить обладателю эквивалент. Во-2-х, должно быть вступившее в легитимную силу решение суда. При выполнении решения должен находиться судебный исполнитель с "исполнительным листом". Нередко ли эти процедуры соблюдаются?
Если ни того, ни другого нет, смело защищайте свою собственность. На охране ваших интересов стоит и ст. 14 ГК РФ "Самозащита штатских прав". Одним из методов самозащиты юридическая наука именует "удержание вещи". Как следует, можно высадить у гаражей ужасную кавказскую овчарку и никого не подпускать. Можно строить баррикады и "ложиться" под бульдозер. Чтоб не попасть под статью УК, нужно только держать в голове, что приемы и способы самообороны должны быть такими же, как у "нападающих". Другими словами, рабочего с ломом и лопатой в руках не нужно валить с ног очередью из автомата.
ЛУЧШЕ ВСТУПИТЬ В ГСК
Многие неверно считают, что с возникновением разных приятельств и акционерных обществ кооперативы закончили существование. Это не так. В главе 4 ГК РФ "Юридические лица" есть § 5 "Некоммерческие организации", а в нем особая статья 116 "Потребительский кооператив". Она регулирует деятельность жилищных, дачных и гаражных кооперативов. Члены этих организаций не создают продукцию, не оказывают услуги, а являются потребителями чего-либо: квартир в доме, дач, боксов в ГСК. Разглядим тщательно, на каком юридическом фундаменте создается гаражный кооператив.
"Конституция" ГСК - его Утомившись. Он подлежит оформлению в Регистрационной палате. В тех областях Рф, где такие палаты не сделаны, действуют региональные отделы при районной либо областной администрации. Для получения свидетельства о регистрации в Палату нужно принести протокол № 1 (учредительный) и письмо о предоставлении юридического адреса (не путайте его с площадкой земли, где размещены боксы). Юридический адресок может дать и ЖЭК, и полиция, и неважно какая другая организация (даже детсад).
Для сотворения кооператива нужно минимум три человека. Потому в протоколе № 1 следует отразить, что Иванов, Петров и Сидоров решили организовать ГСК - скажем, "Волга", и приняли друг дружку в члены этого кооператива.
В неких областях при регистрации местные власти нарушают права людей и требуют дополнительный документ о землеотводе. Выходит феномен: юридическое лицо (кооператив) еще не сотворено, а земля уже получена. Все равно, что до рождения малыша добиваться справку о прививке.
Такие нарушения не случайны - они имеют целью с первых дней подчинить кооператив исполнительной власти, чтоб в него воспринимали подходящих людей. Как с этим биться? Естественно, можно подать в трибунал и обязать зарегистрировать ГСК без землеотвода. Но есть метод похитрее. Посреди 10-ов разбросанных на пустыре либо повдоль стальной дороги стальных и каменных гаражей найдутся такие, которые принадлежат инвалидам, ветеранам войны, героям и депутатам. У их есть (пусть временный) землеотвод под гараж. Вот из этих 10 человек и составляется первичный перечень членов ГСК с приложением протокола № 1 и других документов. А через некоторое количество дней после регистрации Уста-ва (!) эти члены ГСК воспримут в него всех желающих. Главное - утверждать списки ГСК в органах власти и управления не требуется. Нет в Рф гаражного кодекса (по аналогии с жилищным), который обязывал бы людей это делать.
Напомню, что до настоящего времени действует принятый в 1988 году Закон "О кооперации...", где в п. 2 ст. 10 прямо сказано, что "вмешательство в хозяйственную и иную деятельность кооператива со стороны муниципальных и кооперативных органов не допускается". А в п. 1 ст. 11 подчеркнуто, что кооператив организуется по желанию людей только на добровольческих началах, а его создание не обусловливается любым особым разрешением органов власти либо управления. Эти положения советую включить в Утомившись ГСК.
Сразу укажите, что членом ГСК может быть хоть какой гражданин, признающий его Утомившись. Другими словами, не имеют значения род занятия, прописка, место проживания, наличие либо отсутствие автомобиля. Чем меньше ограничений в Уставе, тем больше прав у ГСК в целом и у каждого члена а именно.
В Уставе непременно должна быть глава "Управление кооперативом", где обсуждены функции председателя правления, вопросы, которые вправе решить только общее собрание (обычно, прием и исключение из членов ГСК). Очень принципиально указать, какие решения принимаются большинством голосов от присутствующих на собрании, какие - большинством от списочного состава либо 2-мя третями голосов опять-таки от присутствующих либо от списочного состава.
Стоит внести в текст Устава фразу: "Кооператив вправе заниматься хоть какими не обсужденными в реальном Уставе видами деятельности, кроме тех, которые прямо запрещены законом". Это даст возможность сделать в дальнейшем на вашей местности, скажем, ремонтные зоны, обслуживать на коммерческой базе людей и организации, сдавать в аренду свободные боксы, также заниматься хоть какой другой коммерческой деятельностью, разрешенной законодательством РФ.
Главное "достижение" при членстве в ГСК - оформление по законам Рф права принадлежности. В ст. 218 ГК РФ "Основания приобретения права принадлежности" есть п. 4, посвященный кооперативам. Приведу его дословно: "Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного либо другого потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, стопроцентно внесшие собственный паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, другое помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, получают право принадлежности на обозначенное имущество".
Так как кредитов на строительство ГСК банк не давал, собственниками становятся все члены кооператива с первых минут его функционирования. При этом как обладатели раздельно стоящих гаражей, так и боксов в высотном комплексе.
Документы на право принадлежности выдает БТИ (бюро технической инвентаризации) района. Для этого нужно представить справку, что член кооператива Иванов И. И. стопроцентно занес паевой взнос в сумме, скажем, 5 млн. рублей. На справке непременно должны быть две подписи: председателя и головного бухгалтера ГСК, скрепленные печатью. На основании этого документа БТИ выдаст гражданину Регистрационное удостоверение, по которому он сумеет собственный гараж в хоть какое время реализовать, завещать, подарить, поменять. Он - приватизирован. В данном случае правление более не распоряжается рассредотачиванием мест в гараже - только вопросами эксплуатации. Все, что оно может, - уволить за дебоширство рабочего на основании КЗОТа. Отнять у гражданина нашей страны собственность может только трибунал. Даже общее собрание здесь бессильно.
ХИТРОСТИ ИНВЕСТОРА
Если ГСК размещен в каменном высотном и раздельно стоящем здании, то к нему в какой-то момент обращаются разные компании с предложениями надстроить пару этажей и поделить вновь образованные метры. Ранее их разделяли в пропорции 50:50. На данный момент могут предложить инвестору 70%, а ГСК - 30%.
Но не это главное. Инвестор нередко готов "наложить лапу" и на имеющийся комплекс, сделать дирекцию строящегося объекта (третье юридическое лицо), а потом и акционерное общество по эксплуатации строения. Не поддавайтесь на подобные ухищрения. Контракт должны заключать лишь на строительство кабинетов (не баню же надстраивать). В нем - ни слова о будущей аренде и эксплуатации! В то же время укажите, что инвестор за собственный счет производит надстройку, а с момента заключения контракта (а не с начала строительства) оплачивает все эксплуатационные расходы ГСК (электроэнергия, водоснабжение, тепло, заработная плата охранникам, бухгалтеру, коменданту и т. п.).
Часто в договоре о строительстве пробуют заблаговременно обмолвить предстоящее внедрение надстройки. При этом пишут вскользь, что инженерные сооружения являются "совместной собственностью" либо заменяют контракт о строительстве контрактом о совместной деятельности. От таких предложений решительно отрешайтесь, по другому потеряете все. Учтите: хоть какое имущество, внесенное в совместную деятельность, не ворачивается, а становится собственностью вновь образуемого юридического лица. Будьте бдительны. Даже звучное имя инвестора, к примеру министерство, банк, - не гарантия стабильности ваших отношений. Уверенность и надежность дает только шлифовка каждой строки контракта. Не запамятовывайте традиционную формулу: контракт - единственный экономический и правовой документ, определяющий отношения сторон. Потому пригласите для его составления компетентных высококвалифицированных юристов, специализирующихся в области штатского права и арбитражного процесса.
Только когда все будет выстроено и госкомиссия воспримет объект, сможете сесть за стол переговоров: за сколько и на каких критериях ГСК сдаст в аренду свои новые надстроенные метры.
Ворачиваясь к начальному тезису, скажу: органам местной власти, администрациям городов и областей пора, в конце концов, верно найти, где и как ставить гаражи и отводить землю под стоянки. Сейчас процесс беспорядочный: отдают пустырь (на котором завтра будут строить дом), занимают парки, газоны и детские площадки. От этого мучаются и обладатели машин, и обитатели близкорасположенных домов, и строительные ансамбли городов. Думаю, было бы желание, а решить "гаражную делему" без вреда чьим-либо интересам, в конце концов, получится.