Оформляем стоянку Декрет о земле
Мест для стоянки в больших городках чертовски не хватает. Где хранить автомобиль? Можно ли легитимным методом сконструировать во дворе автомобильную стоянку?
Сергей СмирновВ ЦЕПЯХ И Оковах Если судить по опыту Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов, власти из года в год обещают решить гаражный вопрос, но на самом деле только туже затягивают узел заморочек. В столице, например, в последние годы интенсивно устранили имеющиеся автомобильные стоянки, но обещанные «народные» гаражи на их месте не появились. А если и появились, то цены в их кусаются.
Потому многие автолюбители не уповают на администрацию и пробуют решить вопрос без помощи других. В итоге дворы многоэтажек наводнили различные столбики и цепочки, огораживающие парковочные места. Те, кто остался в стороне от раздела, пишут в местные органы – требуют навести порядок. Бюрократы временами проводят рейды, используя для борьбы с самозахватом болгарки и кусачки. Но на месте снесенных стремительно возникают новые заграждения... И конца этому не видать до того времени, пока обитатели не оформят парковочные места официально. Легитимное право у их есть.
ПРИУСАДЕБНЫЙ УЧАСТОК Обитатели хоть какой многоэтажки имеют право не только лишь на квартиру (речь, естественно, идет о собственниках), да и на общее имущество в доме. Кроме этого, Жилищный кодекс РФ (ст. 36) предоставляет право общей долевой принадлежности и на земляной участок, где размещен дом. Как выяснить, на кусочек какой площади могут претендовать обитатели? Для этого стоит обратиться в местные органы власти (сделать это может хоть какой собственник) и выяснить, определен ли земляной участок под общую долевую собственность.
Если он уже обозначен, то городской орган по заявлению собственников дома должен принять решение о его передаче. Если же границы не определены, то местная власть за собственный счет должна установить их. Получив на руки план участка и решение о его передаче из гос либо городской принадлежности в общую долевую собственность жильцов, можно обращаться в Регистрационную палату. После этой, казалось бы, легкой на бумаге процедуры собственники квартир получат официальный документ, удостоверяющий право совместной принадлежности на землю у дома.
АВТОКОММУНА Но получение документов – это только начало. Хотя не все жильцы являются автолюбителями, решение о строительстве стоянки (если позволяет площадь земляного участка) они принимают совместно. С оформленным в виде протокола решением опять идем к местной власти за согласованием; не считая того, придется получать разрешения на строительство во огромном количестве инстанций. Процедура долгая и муторная (такие уж у нас законы!), и все-же при желании, сколотив деятельную группу, делему решить можно.
Но заблаговременно имейте в виду: даже если сможете пройти все бюрократические препоны и в итоге оборудуете стоянку, в дальнейшем не исключены конфликты меж автолюбителями. Дело в том, что совместная долевая собственность предполагает некие ограничения. Например, нельзя закрепить машиноместо за определенным жильцом, равно как воспрещается этот прямоугольник 3?6 м продавать либо сдавать в аренду.
БЕЗ НУЖДЫ Если же рядом с домом есть неосвоенный земляной участок, то можно использовать и его. Но нужно отдавать для себя отчет, что получение разрешения на строительство – процедура очень непростая. Потому заблаговременно запаситесь терпением... и средствами. Для начала решите, кто будет зачинателем, а в предстоящем – лицом, ответственным за стоянку. Вариантов несколько. Это может быть как юридическое лицо, на коммерческой базе предоставляющее услуги по хранению автомобилей, так и объединение обитателей дома.
В последнем случае не обойтись без активиста-общественника – человека со железными нервишками, опытом общения с госорганами (лучше и связями в их) и массой свободного времени. Потому сходу решите, как действовать: избрать на собрании жильцов дома деятельную группу либо опираться на управляющую компанию.
Приняв решение, обращайтесь в местные органы с заявлением о выборе земляного участка под строительство. При всем этом следует доказать необходимость стоянки, указать количество машиномест. Земляной кодекс (ст. 31) обязует местные органы рассматривать подобные заявления и предоставлять информацию о способности выделения земли. Но само по себе наличие свободной площадки рядом с домом еще не означает, что власти пойдут жителям навстречу.
Кроме различного рода ограничений на внедрение земляного участка (к примеру, там проложены инженерные коммуникации), предпосылкой отказа может стать и некоторое запланированное строительство «иных сооружений». Но отказ можно обжаловать – в вышестоящих органах власти, через собственного депутата, в прокуратуре и т. д.
Если запретов и ограничений нет, через две недели вам должны выдать разрешение, которое оформляется актом о выборе земляного участка. Решение о предоставлении участка действует в течение 3-х лет (ст. 31 Земляного кодекса РФ). Но это снова же только начало: предстоит согласовать объект строительства в различного рода инстанциях, заключить договоры аренды и, в конце концов, обустроить стоянку. Кстати, в данном случае никаких споров о принадлежности машиномест не будет: любой из участвующих имеет право на собственное место.
Но пока дело дойдет до рассредотачивания мест, много воды утечет. Ну и издержки (в особенности в мегаполисах) могут приблизиться к стоимости места в так именуемых «народных гаражах».
И все таки пробовать поломать эту систему стоит. Лично я знаю несколько случаев, когда деятельная группа жильцов сопротивление властей преодолела и получила комфортную парковку.