СПАСИТЕ ТИТАНИК !
СПАСИТЕ "ТИТАНИК"!
СПАСИТЕ "ТИТАНИК"!
Управлять кораблем следует так же, как... автомобилем на льду, - утверждает наш создатель.
Семен ГУСЬКОВ, капитан I ранга в отставке
...Препятствие удалось увидеть очень поздно. Выкрутить руль либо тормозить? И пока оцепеневший мозг атаковал эту проблему, управляющее колесо уже уперлось в ограничитель, а торможение достигнуло наибольшего, какой только вероятен, предела. Управление оказалось стопроцентно, окончательно потеряно - что еще можно успеть поправить за эти томительно долгие мгновения до того, когда раздастся стршный стон разрываемой стали...
Не правда ли - звучит полностью по-автомобильному? Меж тем, это о корабле, а конкретно - о "Титанике", чья трагическая смерть при столкновении с айсбергом в дальнем 1912 году до сего времени не дает покоя ученым и режиссерам, подводникам и писателям... Попробуем внести и свою, как говорится, умеренную лепту. Только не торопитесь инкриминировать создателя в притянутых за уши аналогиях - параллели еще поглубже и поучительней, чем может показаться на 1-ый взор.
Итак, дозорный матрос увидел айсберг прямо по курсу. Скорость судна в этот момент превосходила 20 узлов (около 33 км/ч, на воде это сильно много), так что о резвой остановке не могло идти и речи. Какие же команды дает вахтенный ассистент? Исторические источники указывают две - "Лево на борт" и "Машинам - полный вспять". Если 1-ая еще понятна (она значит поворот руля в обозначенную сторону), то 2-ая... Так "проколоться" мог разве что автомобилист-новичок на скользкой дороге. Посудите сами: для корабля, идущего вперед, реверс винтов ("включение заднего хода") стопроцентно соответствует авто нажатию на педаль тормоза. Если при всем этом обороты винтов значительны - это уже торможение "на юз". Дело в том, что при таком режиме руль корабля оказывается в зоне "мертвого" течения и его эффективность понижается неоднократно. Ну, чисто автомобиль на льду: коль уж стукнул по тормозам, крути руль - не крути, машину все равно несет прямо. Фактически, так и случилось: "Титаник" не сумел довольно уклониться от прежнего курса - и полторы тыщи человек обрели нескончаемый покой в водах Атлантики.
А сейчас выскажу совершенно уж крамольную идея - может быть, катастрофы бы не вышло, управляй вахтенный ассистент кораблем так, как это в определенных критериях делают Подвескасмены-раллисты на переднеприводных машинах. Сначала необходимо было повернуть руль в сторону, куда следует двигаться. Потом "добавить газу" - несколько прирастить обороты винтов, чтоб сделать управление более острым, отзывчивым. И в конце концов, с неким опережением выравнять руль - по другому инерция кормы развернула бы судно очень очень, также уменьшить обороты винтов до обычных для стабилизации движения. Кстати, "Титаник" имел три винта, не связанных меж собой механически, потому можно было задать им различные обороты - это бы сработало как типичный "трэкшн контрол" по-морскому. Даже если для маневра и не хватило бы оставленных судьбой 37 секунд, повреждения, уверен, не оказались настолько значительными.
Вы, естественно, скажете - вышло то, что вышло, и каждый свободен порассуждать о событиях, что случились без малого девяносто годов назад. Но составляй современный гаишник протокол об этом, хоть и не дорожном, но транПодвесканом происшествии, обязательно к словам "в критериях недостаточной видимости избрал неподходящую скорость" добавил бы: "не совладал с управлением". И, на мой взор, был бы полностью прав. В итоге - для коллег-моряков: не осуждайте за отступления от традиционной терминологии, ведь создателю хотелось сделать собственный опус понятным для наших сухопутных "наименьших братьев" - автомобилистов.
ФОТОбанк/REX. Кадр из кинофильма Д. Камерона "Титаник".


СПАСИТЕ "ТИТАНИК"!
Управлять кораблем следует так же, как... автомобилем на льду, - утверждает наш создатель.
Семен ГУСЬКОВ, капитан I ранга в отставке
...Препятствие удалось увидеть очень поздно. Выкрутить руль либо тормозить? И пока оцепеневший мозг атаковал эту проблему, управляющее колесо уже уперлось в ограничитель, а торможение достигнуло наибольшего, какой только вероятен, предела. Управление оказалось стопроцентно, окончательно потеряно - что еще можно успеть поправить за эти томительно долгие мгновения до того, когда раздастся стршный стон разрываемой стали...
Не правда ли - звучит полностью по-автомобильному? Меж тем, это о корабле, а конкретно - о "Титанике", чья трагическая смерть при столкновении с айсбергом в дальнем 1912 году до сего времени не дает покоя ученым и режиссерам, подводникам и писателям... Попробуем внести и свою, как говорится, умеренную лепту. Только не торопитесь инкриминировать создателя в притянутых за уши аналогиях - параллели еще поглубже и поучительней, чем может показаться на 1-ый взор.
Итак, дозорный матрос увидел айсберг прямо по курсу. Скорость судна в этот момент превосходила 20 узлов (около 33 км/ч, на воде это сильно много), так что о резвой остановке не могло идти и речи. Какие же команды дает вахтенный ассистент? Исторические источники указывают две - "Лево на борт" и "Машинам - полный вспять". Если 1-ая еще понятна (она значит поворот руля в обозначенную сторону), то 2-ая... Так "проколоться" мог разве что автомобилист-новичок на скользкой дороге. Посудите сами: для корабля, идущего вперед, реверс винтов ("включение заднего хода") стопроцентно соответствует авто нажатию на педаль тормоза. Если при всем этом обороты винтов значительны - это уже торможение "на юз". Дело в том, что при таком режиме руль корабля оказывается в зоне "мертвого" течения и его эффективность понижается неоднократно. Ну, чисто автомобиль на льду: коль уж стукнул по тормозам, крути руль - не крути, машину все равно несет прямо. Фактически, так и случилось: "Титаник" не сумел довольно уклониться от прежнего курса - и полторы тыщи человек обрели нескончаемый покой в водах Атлантики.
А сейчас выскажу совершенно уж крамольную идея - может быть, катастрофы бы не вышло, управляй вахтенный ассистент кораблем так, как это в определенных критериях делают Подвескасмены-раллисты на переднеприводных машинах. Сначала необходимо было повернуть руль в сторону, куда следует двигаться. Потом "добавить газу" - несколько прирастить обороты винтов, чтоб сделать управление более острым, отзывчивым. И в конце концов, с неким опережением выравнять руль - по другому инерция кормы развернула бы судно очень очень, также уменьшить обороты винтов до обычных для стабилизации движения. Кстати, "Титаник" имел три винта, не связанных меж собой механически, потому можно было задать им различные обороты - это бы сработало как типичный "трэкшн контрол" по-морскому. Даже если для маневра и не хватило бы оставленных судьбой 37 секунд, повреждения, уверен, не оказались настолько значительными.
Вы, естественно, скажете - вышло то, что вышло, и каждый свободен порассуждать о событиях, что случились без малого девяносто годов назад. Но составляй современный гаишник протокол об этом, хоть и не дорожном, но транПодвесканом происшествии, обязательно к словам "в критериях недостаточной видимости избрал неподходящую скорость" добавил бы: "не совладал с управлением". И, на мой взор, был бы полностью прав. В итоге - для коллег-моряков: не осуждайте за отступления от традиционной терминологии, ведь создателю хотелось сделать собственный опус понятным для наших сухопутных "наименьших братьев" - автомобилистов.
ФОТОбанк/REX. Кадр из кинофильма Д. Камерона "Титаник".

