СТРАСТИ ПО ТЕХ ОСМОТРУ
СТРАСТИ ПО ТЕХ ОСМОТРУ
Авто ЖИЗНЬ
СТРАСТИ ПО ТЕХ ОСМОТРУ
В первом номере ЗР за этот год мы поведали об инструментальном контроле авто транПодвескаа. Точнее, это был опыт: как ощутит себя российская продукция на германской полосы диагностики. Итог был малоутешительным.
Ранее В МОСКВЕ ТЕХОСМОТР МОЖНО БЫЛО ПРОЙТИ ЗА ВЗЯТКУ
В 200 Тыщ РУБЛЕЙ. Может быть, СКОРО ОФИЦИАЛЬНО ПРИДЕТСЯ ПЛАТИТЬ БОЛЬШЕ...
Сами того не подозревая, мы затронули не просто актуально принципиальный для автомобилистов вопрос, а обнаженный нерв. Тема эта не 1-ый год (в сокрытой от водительского глаза чиновничьей борьбе под ковром) очень и очень волнует ГАИ, Минтранс, Госстандарт, коммерсантов и местные администрации. Считанные месяцы и... удар придется по водителям.
Если следовать буковке закона, то обязанность смотреть за исправностью транПодвесканых средств Правительство РФ возложило на Госавтоинспекцию. Об этом сказано в "Законе о милиции", "Положении о ГАИ МВД РФ", а самое главное, в разработанных и утвержденных по постановлению Правительства "Правилах проведения муниципального технического осмотра автомототранПодвесканых средств и прицепов к ним в Русской Федерации". Вот основной документ, которому должны подчиняться водители и должностные лица при техосмотре автомобилей.
С тем и жили. Навещали ГАИ, платили установленные государством сборы, получали "лобовички"... Да, кое-где там за границей техосмотром занимаются независящие, но уполномоченные государством и милицией структуры. "Их" полосы, снаряженные компьютерами, за несколько минут диагностируют автомобиль, после этого обладатель должен убрать неисправности. Если таковые находятся.
У нас до сего времени ничего и близкого не было. Есть ГОСТы (не известные водителям) и ПДД с "Основными положениями о допуске транПодвесканых средств к эксплуатации". Все. Кстати, наши ГОСТы строже, чем забугорные. Но в их не обсуждены многие характеристики, которые диагностируют те же германские полосы. Состояние амортизаторов оказывает влияние на Законодательство движения? Оказывает влияние, но наш ГОСТ о их не упоминает. Нет эталонов на измерение СО и СН в отработавших газах автомобилей, снаряженных газовым оборудованием. (Хотя у нас находятся "грамотеи", измеряющие эти характеристики и запрещающие эксплуатацию автомобиля, исходя из норм для бензиновых агрегатов.)
О качестве машин и их согласовании эталонам гласить не приходится. Ни до поездок по нашим дорогам, ни после.
За границей все еще лучше. Только нам-то до их какое дело? А дело, оказалось, есть, и очень огромное.
В 1995 году по инициативе Минтранса, НИИАТа и Госстандарта начался массовый выезд больших начальников в Германию на те же независящие инструментальные станции. На германской земле все смотрелось отлично. А вот дома...
ГОСТы, эталоны, деньги, ВАЗы, ГАЗы... Но известный российский "авось" и желание прослыть людьми с передовым мышлением дело сделали. По результатам поездок админы 25 регионов (с благословения ГАИ РФ) издалече распоряжения "о внедрении инструментального контроля". В теории это смотреться должно было так: в каком-нибудь таксопарке (так как компьютеризованных линий у нас нет) шофер личной машины был должен проехать ряд регулировочных щитов, получить полагающуюся бумажку и с ней явиться в ГАИ. При этом плата за прохождение по "полосы", установленная отцами области, не избавляла от оплаты и "обычных" квитанций. В принципе, действующие Правила проведения ТО не воспрещают "обследование" транПодвескаа "на стороне". НО ТОЛЬКО ПО ЖЕЛАНИЮ Обладателя. Хотя какие бывают Правила без исключений? Вот и решили отойти. Немного, в виде опыта.
В 12 экспериментальных областях (13 регионов, выпустив распоряжения, застыли в ожидании, оставив все по-старому) при консультативном участии совместного российско-немецкого предприятия "Трансдекра" (см. ЗР, 1997, № 1) начали создавать центры инструментального контроля. Сначала года по всей Рф их насчитывалось 163. Экспериментируя, области (на всякий случай) особо автолюбителей не дразнили. На контроль посылали публичный транПодвеска, спецтранПодвеска да грузовики. Застенчивые пробы привлечь к диагностике машины старше 10 лет прекращались после возмущенных выступлений их владельцев.
Местные начальники ГАИ, по распоряжению глав администраций оставшиеся в стороне от технического контроля, писали письма в Главное управление и спрашивали, что делать. ГАИ РФ отмалчивалась. Тем временем разброд и шатание начались и посреди "12-ти". Более-менее гладко инструментальный контроль пошел исключительно в Астрахани, Красноярске, Перми, Ульяновске и Ханты-Мансийском автономном окружении. Там уже научили на "Трансдекре" персонал, сделали аттестационные комиссии, подсчитали окупаемость проектов и приготовились вкладывать Энциклопедия грузовых автомобилей в развитие новых центров. Краснодар, Иркутск, Челябинск, Рязань, Ярославль, Омск и Столичная область от опыта отказались.
Здесь в ГАИ РФ взялись за калькулятор. Вот это да! Если прибрать к рукам инструментальный контроль, то за год в среднем можно "заработать" 20 триллионов рублей! К министру внутренних дел полетела докладная. Министр ахнул, но ограничился рекомендательным письмом: дескать, на новые регионы "заразу" не распространять, а в работе управляться старенькыми документами. Вдогонку письму (очевидно, на местах воспринятому как приказ) пошла телеграмма ГАИ РФ. Типа: "Задумайтесь, как действующие полосы инструментального контроля, помещения и служащих взять в аренду, а позже все быстренько купить". Регионы, где вложили в центры свои кровные (к примеру, в Сургуте администрация издержала около 7 млрд рублей), заняли глухую оборону. А там, где экспериментаторы посиживали в ожидании команд сверху, и совсем растерялись. И здесь (как в анекдоте, весь в белоснежном) на сцене появился столичный мэр. 10 сентября прошедшего года, "во выполнение" расплывчатого закона "О безопасности дорожного движения" и постановления правительства столицы "О мерах по понижению вредного воздействия автотранПодвескаа на экологическую обстановку в Москве" решено сделать за пару месяцев 175 (!) центров инструментального контроля. ГАИ? В сторону. "Правила"? Плевать! Если захотим, заблокируем и эвакуируем, кадры выращены и подготовлены.
На Энциклопедия грузовых автомобилей налогоплательщиков сотворена Столичная городская служба технического контроля (кстати, уже никакого дела к "Декре" не имеющая). Грустно известные своим вымогательством и беззаконием коммерсанты (типа ОАО "Республиканская служба технической помощи"(!) под крылышком мэрии делают и спешно оснащают посты инструментального контроля. Очевидно, за осмотр машины придется платить. По самым умеренным, подготовительным расчетам, около 200 тыщ рублей. И платить до того времени, пока коммерсант не даст "добро". Свет фар, например, не отрегулирован. Возвращаешься, отрегулировав - оплачиваешь опять инструментальный контроль. Все в порядке - именно тогда в ГАИ: сверять номера, "звонить на угон" и получать священный талон. Объявили, что с начала года ТО можно пройти только в 2-ух подразделениях ГАИ, где есть свои полосы техосмотра. Да и это - до 15 апреля. Что позже? Двум станциям с 2-мя миллионами столичных машин не совладать. А выстроить в рекордные сроки новые (а ля "Трансдекра") практически две сотки центров нереально. Москве бы окончить к юбилею строительство МКАД да рассчитаться со архитектором Церетели.
Как досадно бы это не звучало, в погоне за длинноватым рублем в который уже раз готовы были нарушить права автолюбителей.
Во-1-х, закон "О защите прав потребителей" воспрещает навязывать платные услуги. Тут же - не навязывание, а просто шантаж некий! Платить за то, что нас держут под контролем. Недолго дойти до того, чтоб инспектор ГАИ выставлял счет за проверку документов на дороге...
Кстати, во-2-х, Госавтоинспекция не вправе обладать движимым и неподвижным имуществом и извлекать из него доход. Так что притязания ГАИ на роль в грабеже автолюбителей (даже если купить полосы не получится, дорожная инспекция, чтобы не дулась, может быть взята "в долю") беспочвенны, а проведение ТО кем-то другим, не Госавтоинспекцией - нарушение постановления правительства.
В-3-х, неотклонимый инструментальный контроль ставит автолюбителей в неравные условия: обитатели глубинки проходят техосмотр как и раньше, приблизительно, а машину горожанина экзаменуют на полосы по всему ГОСТу.
В-4-х, пока не работает механизм вербования к ответственности автозаводов, выпускающих авто, не надлежащие эталонам, и их Ремонт и эксплуатация, не отвечающие требованиям эксплуатации. Снова рассчитываться за все должен потребитель!
Чем выше стоимость прохождения техосмотра, чем труднее его условия, тем больше взятки. Богатые хоть какой серьезный техосмотр как и раньше обойдут и будут ездить на опасных машинах, а вот бедные, они и на оплату легитимного ТО не всегда отыщут Энциклопедия грузовых автомобилей. Либо эта ситуация кому-то прибыльна?
Основная же неудача: в руках наших новых грабителей - власть. Если автолюбитель не пройдет каждогодний техосмотр впору, ГАИ на совсем легитимных основаниях воспретит эксплуатацию машины. И ори для себя на здоровье о собственных нарушенных правах.
Естественно, чтоб обезопасить себя, лучше пройти ТО поскорее. Требования техосмотра известны, нужные документы (не забудьте медсправку, водители!) тоже. Кстати, напомним, что при техосмотре инспектируют эффективность торможения рабочей тормозной системой (измеряя тормозной путь), плотность гидравлического тормозного привода, стояночную тормозную систему (для легковушек - на уклоне до 23%), свободный ход в управляющем управлении, световые приборы, работу стеклоочистителей, состояние шин, замков дверей, устройств регулировки сидений, привод управления дверцами, спидометр, ремни и почти все другое. Что конкретно - не поленитесь, купите Правила дорожного движения (кстати, Издательство "За рулем" выпустило их в очередной раз в 1996 году) и изучите в приложениях Список дефектов и критерий, при которых воспрещается эксплуатация транПодвесканых средств. Приведите машину в порядок. Не успели? Накапливайте Энциклопедия грузовых автомобилей. Для их уже подставлены кармашки управляющих многих наших регионов.
Естественно, можно пробовать биться за свои права и не идти на инструментальный контроль, можно обратиться в трибунал, который, по идее, должен признать вашу правоту. Но не мешает при всем этом держать в голове: вы рискуете, утратив время, остаться без талона о прохождении ТО со всеми вытекающими отсюда неприятностями.
"Но ведь мы делаем это, заботясь о вашей же безопасности!" - хитрят бюрократы, лоббирующие инструментальный контроль. Так пусть, для начала, сделают его бесплатным. Пусть согласуют нововведение с действующим законодательством, наведут порядок на автозаводах, чтоб выпускаемые ими машины были требуемого свойства. Ну и вводить его вот так, с бухты-барахты нельзя. Только обсудив сам механизм техосмотра с автолюбителями и юристами, только создав вещественную базу, только выдав на конкурсной базе лицензии профессионалам. На это уйдет много времени, но зато тогда инструментальный контроль будет во благо автомобилистам, нашим рядовым согражданам-налогоплательщикам, а не группам доверенных коммерсантов.
Все происходящее очень напоминало превышение возможностей ради чьих-то алчных интересов. Видимо, осознав это, московские власти смягчились - решили в сегодняшнем году бросить все как и раньше. Но мысль инструментального контроля живая. Возлагаем надежды, что при новейшей попытке ее воплощения права автолюбителей и здравый смысл не будут нарушены.
Лена ВАРШАВСКАЯ,
Дмитрий ЖЕРНОВ
Авто ЖИЗНЬ
СТРАСТИ ПО ТЕХ ОСМОТРУ
В первом номере ЗР за этот год мы поведали об инструментальном контроле авто транПодвескаа. Точнее, это был опыт: как ощутит себя российская продукция на германской полосы диагностики. Итог был малоутешительным.
Ранее В МОСКВЕ ТЕХОСМОТР МОЖНО БЫЛО ПРОЙТИ ЗА ВЗЯТКУ
В 200 Тыщ РУБЛЕЙ. Может быть, СКОРО ОФИЦИАЛЬНО ПРИДЕТСЯ ПЛАТИТЬ БОЛЬШЕ...
Сами того не подозревая, мы затронули не просто актуально принципиальный для автомобилистов вопрос, а обнаженный нерв. Тема эта не 1-ый год (в сокрытой от водительского глаза чиновничьей борьбе под ковром) очень и очень волнует ГАИ, Минтранс, Госстандарт, коммерсантов и местные администрации. Считанные месяцы и... удар придется по водителям.
Если следовать буковке закона, то обязанность смотреть за исправностью транПодвесканых средств Правительство РФ возложило на Госавтоинспекцию. Об этом сказано в "Законе о милиции", "Положении о ГАИ МВД РФ", а самое главное, в разработанных и утвержденных по постановлению Правительства "Правилах проведения муниципального технического осмотра автомототранПодвесканых средств и прицепов к ним в Русской Федерации". Вот основной документ, которому должны подчиняться водители и должностные лица при техосмотре автомобилей.
С тем и жили. Навещали ГАИ, платили установленные государством сборы, получали "лобовички"... Да, кое-где там за границей техосмотром занимаются независящие, но уполномоченные государством и милицией структуры. "Их" полосы, снаряженные компьютерами, за несколько минут диагностируют автомобиль, после этого обладатель должен убрать неисправности. Если таковые находятся.
У нас до сего времени ничего и близкого не было. Есть ГОСТы (не известные водителям) и ПДД с "Основными положениями о допуске транПодвесканых средств к эксплуатации". Все. Кстати, наши ГОСТы строже, чем забугорные. Но в их не обсуждены многие характеристики, которые диагностируют те же германские полосы. Состояние амортизаторов оказывает влияние на Законодательство движения? Оказывает влияние, но наш ГОСТ о их не упоминает. Нет эталонов на измерение СО и СН в отработавших газах автомобилей, снаряженных газовым оборудованием. (Хотя у нас находятся "грамотеи", измеряющие эти характеристики и запрещающие эксплуатацию автомобиля, исходя из норм для бензиновых агрегатов.)
О качестве машин и их согласовании эталонам гласить не приходится. Ни до поездок по нашим дорогам, ни после.
За границей все еще лучше. Только нам-то до их какое дело? А дело, оказалось, есть, и очень огромное.
В 1995 году по инициативе Минтранса, НИИАТа и Госстандарта начался массовый выезд больших начальников в Германию на те же независящие инструментальные станции. На германской земле все смотрелось отлично. А вот дома...
ГОСТы, эталоны, деньги, ВАЗы, ГАЗы... Но известный российский "авось" и желание прослыть людьми с передовым мышлением дело сделали. По результатам поездок админы 25 регионов (с благословения ГАИ РФ) издалече распоряжения "о внедрении инструментального контроля". В теории это смотреться должно было так: в каком-нибудь таксопарке (так как компьютеризованных линий у нас нет) шофер личной машины был должен проехать ряд регулировочных щитов, получить полагающуюся бумажку и с ней явиться в ГАИ. При этом плата за прохождение по "полосы", установленная отцами области, не избавляла от оплаты и "обычных" квитанций. В принципе, действующие Правила проведения ТО не воспрещают "обследование" транПодвескаа "на стороне". НО ТОЛЬКО ПО ЖЕЛАНИЮ Обладателя. Хотя какие бывают Правила без исключений? Вот и решили отойти. Немного, в виде опыта.
В 12 экспериментальных областях (13 регионов, выпустив распоряжения, застыли в ожидании, оставив все по-старому) при консультативном участии совместного российско-немецкого предприятия "Трансдекра" (см. ЗР, 1997, № 1) начали создавать центры инструментального контроля. Сначала года по всей Рф их насчитывалось 163. Экспериментируя, области (на всякий случай) особо автолюбителей не дразнили. На контроль посылали публичный транПодвеска, спецтранПодвеска да грузовики. Застенчивые пробы привлечь к диагностике машины старше 10 лет прекращались после возмущенных выступлений их владельцев.
Местные начальники ГАИ, по распоряжению глав администраций оставшиеся в стороне от технического контроля, писали письма в Главное управление и спрашивали, что делать. ГАИ РФ отмалчивалась. Тем временем разброд и шатание начались и посреди "12-ти". Более-менее гладко инструментальный контроль пошел исключительно в Астрахани, Красноярске, Перми, Ульяновске и Ханты-Мансийском автономном окружении. Там уже научили на "Трансдекре" персонал, сделали аттестационные комиссии, подсчитали окупаемость проектов и приготовились вкладывать Энциклопедия грузовых автомобилей в развитие новых центров. Краснодар, Иркутск, Челябинск, Рязань, Ярославль, Омск и Столичная область от опыта отказались.
Здесь в ГАИ РФ взялись за калькулятор. Вот это да! Если прибрать к рукам инструментальный контроль, то за год в среднем можно "заработать" 20 триллионов рублей! К министру внутренних дел полетела докладная. Министр ахнул, но ограничился рекомендательным письмом: дескать, на новые регионы "заразу" не распространять, а в работе управляться старенькыми документами. Вдогонку письму (очевидно, на местах воспринятому как приказ) пошла телеграмма ГАИ РФ. Типа: "Задумайтесь, как действующие полосы инструментального контроля, помещения и служащих взять в аренду, а позже все быстренько купить". Регионы, где вложили в центры свои кровные (к примеру, в Сургуте администрация издержала около 7 млрд рублей), заняли глухую оборону. А там, где экспериментаторы посиживали в ожидании команд сверху, и совсем растерялись. И здесь (как в анекдоте, весь в белоснежном) на сцене появился столичный мэр. 10 сентября прошедшего года, "во выполнение" расплывчатого закона "О безопасности дорожного движения" и постановления правительства столицы "О мерах по понижению вредного воздействия автотранПодвескаа на экологическую обстановку в Москве" решено сделать за пару месяцев 175 (!) центров инструментального контроля. ГАИ? В сторону. "Правила"? Плевать! Если захотим, заблокируем и эвакуируем, кадры выращены и подготовлены.
На Энциклопедия грузовых автомобилей налогоплательщиков сотворена Столичная городская служба технического контроля (кстати, уже никакого дела к "Декре" не имеющая). Грустно известные своим вымогательством и беззаконием коммерсанты (типа ОАО "Республиканская служба технической помощи"(!) под крылышком мэрии делают и спешно оснащают посты инструментального контроля. Очевидно, за осмотр машины придется платить. По самым умеренным, подготовительным расчетам, около 200 тыщ рублей. И платить до того времени, пока коммерсант не даст "добро". Свет фар, например, не отрегулирован. Возвращаешься, отрегулировав - оплачиваешь опять инструментальный контроль. Все в порядке - именно тогда в ГАИ: сверять номера, "звонить на угон" и получать священный талон. Объявили, что с начала года ТО можно пройти только в 2-ух подразделениях ГАИ, где есть свои полосы техосмотра. Да и это - до 15 апреля. Что позже? Двум станциям с 2-мя миллионами столичных машин не совладать. А выстроить в рекордные сроки новые (а ля "Трансдекра") практически две сотки центров нереально. Москве бы окончить к юбилею строительство МКАД да рассчитаться со архитектором Церетели.
Как досадно бы это не звучало, в погоне за длинноватым рублем в который уже раз готовы были нарушить права автолюбителей.
Во-1-х, закон "О защите прав потребителей" воспрещает навязывать платные услуги. Тут же - не навязывание, а просто шантаж некий! Платить за то, что нас держут под контролем. Недолго дойти до того, чтоб инспектор ГАИ выставлял счет за проверку документов на дороге...
Кстати, во-2-х, Госавтоинспекция не вправе обладать движимым и неподвижным имуществом и извлекать из него доход. Так что притязания ГАИ на роль в грабеже автолюбителей (даже если купить полосы не получится, дорожная инспекция, чтобы не дулась, может быть взята "в долю") беспочвенны, а проведение ТО кем-то другим, не Госавтоинспекцией - нарушение постановления правительства.
В-3-х, неотклонимый инструментальный контроль ставит автолюбителей в неравные условия: обитатели глубинки проходят техосмотр как и раньше, приблизительно, а машину горожанина экзаменуют на полосы по всему ГОСТу.
В-4-х, пока не работает механизм вербования к ответственности автозаводов, выпускающих авто, не надлежащие эталонам, и их Ремонт и эксплуатация, не отвечающие требованиям эксплуатации. Снова рассчитываться за все должен потребитель!
Чем выше стоимость прохождения техосмотра, чем труднее его условия, тем больше взятки. Богатые хоть какой серьезный техосмотр как и раньше обойдут и будут ездить на опасных машинах, а вот бедные, они и на оплату легитимного ТО не всегда отыщут Энциклопедия грузовых автомобилей. Либо эта ситуация кому-то прибыльна?
Основная же неудача: в руках наших новых грабителей - власть. Если автолюбитель не пройдет каждогодний техосмотр впору, ГАИ на совсем легитимных основаниях воспретит эксплуатацию машины. И ори для себя на здоровье о собственных нарушенных правах.
Естественно, чтоб обезопасить себя, лучше пройти ТО поскорее. Требования техосмотра известны, нужные документы (не забудьте медсправку, водители!) тоже. Кстати, напомним, что при техосмотре инспектируют эффективность торможения рабочей тормозной системой (измеряя тормозной путь), плотность гидравлического тормозного привода, стояночную тормозную систему (для легковушек - на уклоне до 23%), свободный ход в управляющем управлении, световые приборы, работу стеклоочистителей, состояние шин, замков дверей, устройств регулировки сидений, привод управления дверцами, спидометр, ремни и почти все другое. Что конкретно - не поленитесь, купите Правила дорожного движения (кстати, Издательство "За рулем" выпустило их в очередной раз в 1996 году) и изучите в приложениях Список дефектов и критерий, при которых воспрещается эксплуатация транПодвесканых средств. Приведите машину в порядок. Не успели? Накапливайте Энциклопедия грузовых автомобилей. Для их уже подставлены кармашки управляющих многих наших регионов.
Естественно, можно пробовать биться за свои права и не идти на инструментальный контроль, можно обратиться в трибунал, который, по идее, должен признать вашу правоту. Но не мешает при всем этом держать в голове: вы рискуете, утратив время, остаться без талона о прохождении ТО со всеми вытекающими отсюда неприятностями.
"Но ведь мы делаем это, заботясь о вашей же безопасности!" - хитрят бюрократы, лоббирующие инструментальный контроль. Так пусть, для начала, сделают его бесплатным. Пусть согласуют нововведение с действующим законодательством, наведут порядок на автозаводах, чтоб выпускаемые ими машины были требуемого свойства. Ну и вводить его вот так, с бухты-барахты нельзя. Только обсудив сам механизм техосмотра с автолюбителями и юристами, только создав вещественную базу, только выдав на конкурсной базе лицензии профессионалам. На это уйдет много времени, но зато тогда инструментальный контроль будет во благо автомобилистам, нашим рядовым согражданам-налогоплательщикам, а не группам доверенных коммерсантов.
Все происходящее очень напоминало превышение возможностей ради чьих-то алчных интересов. Видимо, осознав это, московские власти смягчились - решили в сегодняшнем году бросить все как и раньше. Но мысль инструментального контроля живая. Возлагаем надежды, что при новейшей попытке ее воплощения права автолюбителей и здравый смысл не будут нарушены.
Лена ВАРШАВСКАЯ,
Дмитрий ЖЕРНОВ