РАСТАМОЖКА За бесценок?
РАСТАМОЖКА За бесценок?
Опыт ЗР
РАСТАМОЖКА За бесценок?
Все пореже встречаешь в газетах лаконичные предложения, вроде "растаможу", "срочно растаможу". База познаний стал солиднее и рекламирует себя соответственно.
Компания "Автоцентр" предлагает "консультации по вопросам растаможивания, проверку на законность (!) таможенного дизайна, повторное растаможивание в случае отрицательного ответа (?), проверку на угон, регистрацию и переоформление в ГАИ" и почти все другое. А вот в автомагазине компании "ЛАС и КО" "оказывают помощь в растаможивании и продаже вашего автомобиля", туркомпания "МиГ Вуаяж" предлагает "консультации по растаможиванию и автотуры в Голландию". Видите ли, предложения стали более цивилизованными. Только автосалон в Олимпийской деревне и создатели одинокого объявления в всесущем "Столичном комсомольце" по старинке просто "растаможивают". Правда, по телефону, обозначенному в газете, отозвался все тот же "Автоцентр".
Сейчас предстояло проверить все варианты: консультации по вопросам.., помощь в... и просто - растаможу. Есть ли разница и в чем. Начал с того, что поговорил с авто "жучками", которых всегда можно повстречать на автомобильных стоянках, куда пригоняют новые иномарки, и это отдало возможность малость познакомиться с предметом нашего "опыта".
Кабинет "Автоцентра" занимает просторную комнату на четвертом этаже сероватой бетонной коробки УПК "Мосавтотранс". В углу для гостей стоит несколько столов с авто журнальчиками и газетами за прошедший и позапрошлый год и три стула. На одном из их я и просидел около часа в ожидании "обслуживающего персонала".
Конкретно растаможиванием в "Автоцентре" занимается всего одна сотрудница. Появившись после 12-ти, она сходу юркнула за высокий шкаф в другом углу комнаты, так что с десяток жаждущих "растаможиться" и внимания на нее не направили. Только кое-где поближе к часу денька из-за шкафа послышалось приглашение "входить на растаможку по одному".
Я сказал миловидной даме, что желаю приобрести " Форд Скорпио" 1995 года с 3-литровым движком мощностью 125 л. с. Признаюсь честно, ранее я уже все подсчитал сам. И хотя наш журнальчик достаточно тщательно писал о том, как это делается (1996, № 9), для предстоящего повествования представляю свои расчеты.
Каталог, которым руководствуются таможенники, оценивает "мой" "Скорпио" (за сколько бы я ни купил его по сути) в $12000. Совокупный же таможенный платеж рассчитывается по нехитрой формуле: пошлина + акциз + НДС (20% от суммы таможенной цены автомобиля, пошлины и акциза) + сбор (0,1% от таможенной цены).
У нас пошлина за новый автомобиль (а такими числятся те, что младше 3-х лет) - 30% от цены, но не меньше 1,9 ЭКЮ за 1 смз объема мотора. Выходит, 30% - это $3600, хотя мне, как досадно бы это не звучало, придется платить куда огромную сумму: при "моем" объеме мотора (более 1300 смз) действуют эти самые "не меньше 1,9 ЭКЮ" - аж $6840! Акциз тоже велик: 20%, но опять-таки не меньше 1,3 ЭКЮ за 1 смз. Потому я буду обязан выложить опять-таки "не меньше" $4680. НДС же получится просто умопомрачительный - $4704. Результат? За одно только растаможивание избранного мной трехлитрового "Форда" придется дать ни мало ни много $16236 - больше, чем стоимость машины по каталогу! Эта цифра и была у меня в голове, когда я приступил к разговору. Но "спец по растаможиванию", воспользовавшись маленьким калькулятором и увесистым каталогом, сказала мне, что растаможка приглянувшегося мне "Форда-Скорпио" 1995 года с движком 3000 смз обойдется в 9600 американских баксов!
Это было что-то из разряда чудес, но я, не подав виду, что потрясен уменьшившейся практически на семь тыщ баксов суммой, изобразил разочарование: "Недешево..." "Это поэтому, - растолковала мне милая женщина, - что за новые авто берется большая пошлина: 80% от цены машины (откуда взялась у нее эта информация, я так и не сообразил). Но есть другой выход: брать ту же модель, но 1993 года. Она уже проходит как "древняя" и облагается "всего 40%-ной (?) пошлиной". В каталоге нашлась и такая машина. Мои расходы составили бы в данном случае - манипуляции с калькулятором - вполовину меньше: 4900 баксов "на все". При всем этом она разлюбезно добавила, что, по ее воззрению, как раз машины 1993 года идеальнее всего ввозить в РФ - сравнимо дешево и практически новые.
Этот вариант, кстати, тоже был мной просчитан. Пошлина - 30% от таможенной цены (по каталогу - $10000), но не меньше 0,55 ЭКЮ за 1 смз мотора - $3300. Акциз - 20%, но не меньше 0,35 ЭКЮ за 1 смз - $2000. НДС, как следует, $3060. В итоге, если идти вправду легитимным методом, растаможивание обошлось бы мне в $8360 + 0,1% за оформление.
Это что все-таки за благодетели посиживают в "Автоцентре"? Правда, сверх того, что я был должен заплатить за растаможку, кое-что требовалось отстегнуть и фирме: 400 баксов - выписка таможенных документов плюс 200 баксов - оплата услуг фактически "Автоцентра". Так что добрые Различное из таможенного сервиса для себя официально берут совершенно малую сумму. При этом эти 600 баксов постоянны и не зависят от марки машины и ее возраста. Я поинтересовался, какие гарантии предоставляет "Автоцентр", получив Энциклопедия грузовых автомобилей: стоимость растаможивания не могла не вызвать подозрения к фирме.
Никак не обидевшись, спец Елена охотно разъяснила, что меж "Автоцентром" и клиентом, другими словами мной, заключается контракт и в текст его вносят все нужные данные: сумму средств, которую платит фирме обладатель машины, данные клиента и характеристику его автомобиля, а главное, обязательство "Автоцентра" в четырехдневный срок (!) получить все таможенные документы на машину и передать их ее обладателю.
На сем я и откланялся. Хотя можно было и продолжить сотрудничество: застраховать машину, за ранее проверив ее на угон, и дать все документы (либо поручить передать их после растаможки) для регистрации в ГАИ. Эта услуга "Автоцентром" оценивалась в 400 баксов. Я не стал уточнять, какая часть остается в центре, хотя, по слухам, обычно хватает 200-300 "зеленоватых" зависимо от умения автолюбителя (а не посредников) отыскать "подходящих" людей и верно выложить свое дело.
Уходил я из темного УПК "Мосавтотранс" со странноватым чувством, понимая, что кое-где здесь нечисто, но разузнать это подробнее мне не получится. Все же клиенты на растаможку в "Автоцентре" выстраиваются в очередь. А может, я что-то не так подсчитал?..
Чтоб выяснить, что делается в других схожих заведениях, предлагающих услуги по растаможиванию, решил ограничиться телефонным общением. Естественно, оно было более коротким (не по моей вине), но все таки привело к каким-то результатам. Я называл модель моего "Форда", возраст, литраж и записывал ответы. Говорили по-разному: обходительно с подробностями, кратко и резко, бывало, просто отрешались отвечать, предлагая явиться к ним со всеми документами и машиной.
Кратко передаю содержание ответов.
Компания, организующая автотуры в Голландию и оказывающая разные другие услуги, включая растаможивание: 9000 баксов "за все про все" с уточнением суммы при осмотре автомобиля. Срок - 4 денька. Автомагазин компании "ЛАС и КО" отказался иметь дело с "Фордом" 1995 года, но скалькулировал "Ауди 80"-бочка 1987 года. За ее растаможивание в течение недели брали 3500-4000 баксов с уточнением при осмотре. И в конце концов, изумил автосалон на открытой автомобильной стоянке в Олимпийской деревне: всего 4000 баксов, включая таможню и свою комиссию, за три-пять рабочих дней. Намедни я их проверил на "старенькый" " Опель Омега" с этим же объемом мотора, но 1992 года - 3,5 тыщи. 500 баксов различия при очень отличающихся пошлинах и акцизе.
После чего разговора по телефону понесся в Олимпийскую деревню проверить "забавные цены" на растаможивание в том автомобильном салоне. Сходу за центральной площадью бывшего поселения олимпийцев одна за другой тянутся открытые автомобильные стоянки. На какой-то из них сторожи указали на 2-ух юношей, беседующих около нового " Мицубиси Паджеро": "Они и есть автосалон".
Подхожу, знакомимся. Володя и Игорь охотно соглашаются поговорить. Они занимаются продажей старых импортных машин, принимают авто на комиссию, берутся растаможить всякую машину за три-пять дней. "И почем?" спрашиваю, ждя услышать разочаровывающий ответ. Нет, все как и в справке по телефону: 3500 баксов (старше 1993 года выпуска) либо 4000, если ваш автомобиль "укладывается" в три таможенных года и считается новым. На вопрос "что ж так недорого?" ребята рассмеялись: нам хватает. И пояснили, что высочайшие цены молвят просто о нежелании возиться с новыми машинами - хватает работы с старыми. Тут же растаможат всякую машину по сравнимо умеренной стоимости, тем обеспечивая собственному предложению устойчивый спрос, а для себя - такие же доходы, пусть и не сверхвысокие.
Секрет прост. Ребята выходят впрямую на белорусские таможни. После сотворения экономического союза 2-ух республик таможенные барьеры меж ними упразднены. Правда, если, опять-таки, по закону - это никак не упрощает долю россиянина, покупающего импортную машину. Разницу в таможенных платежах (а она очень благопристойна) ему придется доплатить у себя на родине. А белорусы, которые по своим расценкам растаможили автомобиль за бесценок, не имеют права продавать его целых два года.
Но... Закон законом, а бизнес делом. Видимо, услуги белорусских таможенников стоят меньше, чем русских, потому "сотрудничество" с братской республикой процветает. Юные Различное, очевидно, не стали открывать секретов собственного необычного предпринимательства, но заверили, что средств им хватает: и белорусы довольны, и в Олимпийской деревне не обижены.
Результаты опыта уверили: наш люд никакими ввозными пошлинами и акцизами не задавишь. Отыщут пути и обойдут все преграды. И покупатели импортных машин будут рады, и предприимчивые ребята при деле, ну и таможенники, подозреваю, не в убытке. Естественно, в бюджет Энциклопедия грузовых автомобилей не поступят, но кто ж у нас задумывается об публичном благе! Может те, кто увеличивает таможенные платежи? Уж вот в чем сомневаюсь сначала...
Юрий ЮРЬЕВ