Зря ЖДУ ПОДМОГИ Я?
Зря ЖДУ ПОДМОГИ Я?
ГОТОВЫ ЛИ МЫ Посодействовать БЛИЖНЕМУ...
Когда-то устойчивое выражение "человек человеку - друг, товарищ и брат" сейчас, кажется, звучит с легкой драматичностью. Мы говорим "друг", а что подразумеваем?
Собака - она тоже друг. Того, кто ее кормит. Древнеримские мудрецы смотрели на жизнь трезво и, чтоб еще раз не разочаровываться в собственном ближнем, твердо уяснили: homo homini lupus est. А мы, возомнив себя цивилизованными гуманистами, готовы ли посодействовать ближнему? И не словестно - соболезнование не просит физических усилий, а на самом деле, когда необходимо хоть малость пожертвовать своим комфортом, временем либо духовным спокойствием.
Не будем отымать хлеб у соц психологов, толкующих поведенческие реакции той либо другой классовой прослойки и ее отдельных представителей. Оставим в покое и результаты опросов публичного представления, основанные на сказанном некоторой репрезентативной группой. Гласить просто, сложнее не искривить при всем этом душой. Даже анонимно человек склонен немного лакировать свои прошлые поступки, а предполагаемые деяния - тем паче.
Чтоб проверить, как в реальности можно рассчитывать на помощь в дороге, мы решили провести собственный опыт. Но до этого маленькое отступление.
Еще на стадии подготовки материала я задал Вебу задачку - отыскать все, что знает на этот счет глобальный разум. Ключевики: машина, помощь на дороге. Через несколько секунд на экран вывалилось несколько сотен документов, в каких встречается этот набор слов. В первой сотке отыскался только один, как-то соответственный моим ожиданиям - Екатеринбургский автоклуб завлекает в свои ряды хозяев автомобилей, готовых посодействовать друг дружке в нештатной ситуации. Другие 99 поведали о том, что некто, не приходя в сознание, скончался в МАШИНЕ "скорой ПОМОЩИ" по ДОРОГЕ в поликлинику. Такое вот унылое чтение...
Наш же сценарий такой: ставим на обочине "сломавшийся" автомобиль и собственного человека, жестами взывающего к помощи. Но одно дело - голосовать деньком в большенном городке и совершенно другое - ночкой на безлюдной дороге. Крепкому мужчине, способному без помощи других толкать свою машину несколько км, и хрупкой даме, которой и спущенное колесо поменять тяжело. Чтоб воссоздать более полную картину, моделируем несколько обычных вариантов.
ЧАСТЬ 1-ая
На обочине двадцатого километра шоссе Москва-Рига одиноко притулилась "Ока". Поднят капот, моргает аварийка. Шофер, жалобно подняв шланг с пластмассовой бутылкой, пробует повстречаться взором с проносящимися мимо братьями-шоферами.
Просьба явна: дай пару л. бензина дотянуть до заправки! Проходит 5, 10, пятнадцать минут, у нашего фотографа в засаде уже руки отпадают держать на весу длиннофокусную сокрытую камеру. В конце концов из плотного потока вываливаются чумазые "Жигули" столичной прописки и причаливают у потерпевшего. С почином!
В маленьком разговоре с водителем узнаем, что посодействовать горемыке для него дело святое - самого не раз выручали. Любопытно, что у нашей "Оки" подмосковный номер, а первым тормознул москвич. Земляки же просвистели мимо, старательно отводя взоры. Вот и веруй после чего байкам о высокомерии обитателей столицы. Меж тем я сам много раз был очевидцем того, что быстрее остановится конкретно земляк с этим же номером региона.
Последующие полчаса прошли в никчемном ожидании. Поток не иссякал, но "поклевок" больше не было. Пора находить более "рыбное" место.
ЧАСТЬ 2-ая
Лесная, но полностью оживленная дорога поблизости городка. На видимом ее участке, не считая моей "10-ки" на обочине, непременно движутся одна-две машины. Сюжет тот же: дай немножко бензина!
Первым откликается ГАЗ-53 - мусоровоз. Его шофер без излишних слов указывает на собственный бензобак: бери, дескать, голодранец, а то до ночи тут куковать будешь. Протянутые мной две мятые 10-ки были с негодованием отвергнуты. Пришлось раскрыть карты.
- Останавливаюсь всегда, не достаточно ли что могло случиться.
- А ночкой?
- И ночкой тоже: кому нужен мой мусоровоз, ну и средств у трудяги с собой, обычно, малость - грабить нет резона.
За "газоном" была еще "Газель" и несколько легковых машин не самых дорогих моделей. Водители - обычные мужчины, никак не из новых российских. Излишних средств у их, судя по всему, нет, зато есть куда более принципиальные людские свойства. Заметим вскользь - ни одна холеная импортная машина, проезжая мимо, даже газ не скинула. Правду молвят - сытый голодного не разумеет. Справедливости ради дадим им шанс оправдаться. Кто-то очень торопился по неотложным делам, и 10 минут были вопросом жизни и погибели, у другого взять бензин из бака практически нереально либо в нем вообщем солярка, 3-ий сам тянет на последних каплях. Отыскать снотворное для собственного червяка колебаний - не неувязка. Все же, главное мы все таки узнали: в ближнем пригороде не пропадешь - непременно посодействуют. Как обстоят дела на неком удалении?
ЧАСТЬ 3-я
Переносим наш театр миниатюр на границу области и немного изменяем декорации. Сейчас около "Святогора" суетятся два мужчины. Капот закрыт, никаких наружных признаков аварии нет. Остановится ли кто-либо на призыв о помощи?
Машин на дороге Москва-Минск уже много, время - 9.30. Большие фуры проносятся на полном ходу. Дальнобои заняты делом - недосуг им возиться с "чайниками".
Машины гораздо меньше - кое-какие останавливаются. Если нужно, готовы оказать посильную помощь. Для наглядности приведем "стенограмму" этой части опыта.
9.35 - тормозит седьмая машина - "Волга". Старый шофер готов отбуксировать нас до гаража.
9.46 - 18 автомобилей мимо, 19-й грузовик ЗИЛ тоже не против тащить "Святогора".
9.51 - экспрессом пропархали еще восемь, девятый, груженый УАЗ тормозит. Шофер говорит с нами через приспущенное стекло, но посодействовать не отрешается.
Итого трое отважных за 20 минут - хорошо. Меняем дислокацию и переезжаем на второстепенную пригородную дорогу. Время - 10.02.
До 10.35 на просьбу о помощи откликнулись четыре, 20 проехали мимо.
Увлекательная закономерность: чем меньше ближний город, тем больше возможность получить помощь.
ЧАСТЬ 4-ая
А если помощи просит женщина? Вобщем, тут и без опыта все прогнозируемо. Ставим "10-ку" на оживленной дороге сразу за Столичной кольцевой дорогой. Даем нашей сотруднике в руки кабели для "прикуривания" и... чуть успеваем отскочить в сторону! Тормозит 1-ая же машина! Шофер со познанием дела подгоняет свои "Жигули" впритирку, "кидает" кабели на "севшую" батарею, дает "глуповатой бабе" инструктаж... В общем, ведет себя как настоящий джентльмен! Раздолье фотографу - столько лиц, машин, галантности. Что ни мужик - то гусар!
Нельзя сказать, что от желающих посодействовать нет отбоя, но подольше 10 секунд голосовать не приходилось. Даже не голосовать, просто стоять рядом с машиной. Другими словами, за милых дам можно быть размеренными.
ЧАСТЬ 5-ая
А не попросить ли помощи у ГИБДД? Кто как ни она должна посодействовать нам в дороге? Ну и помощь-то нужна пустячная - дать позвонить другу, чтоб он привез запаску. Наша, дескать, совершенно, худенькая.
На посту, на 86-м километре Минского шоссе обходительно отказали, сославшись на отсутствие телефона (!). На ближнем к Москве, что на 27-м км, нас отфутболили еще прошедшим летом, когда прямо перед постом у новой редакционной "девятки" развалился ШРУС. Беги, дескать, к телефону-автомату, что в 2-ух километрах, и звони сколько хочешь. А мы на службе. Комментировать не надо.
И только дежурный десятого спецбатальона ГИБДД майор Хатунцев отнесся к просьбе по-человечески.
ЭПИЛОГ
Что ж, с наслаждением отметим - не все так плохо на наших дорогах. Есть Различное, готовые придти на помощь, хоть и мало их. Не претендуя на абсолютную точность - каждый десятый. Это на самом деле, зато словестно из 20 случаем избранных водителей на вопрос "Останавливаетесь ли вы, чтоб оказать помощь брату-водителю?" семеро ответили категорично и утвердительно, еще восемь - с обмолвками. Пятеро - жесткое "нет". При этом эти пятеро не бездушные мещанины, а отлично усвоившие в свое время уроки. Какой-то из них как-то тормознул поделиться бензином - отобрали совместно с канистрой и чуток рожу не набили. 2-ой таким макаром средь бела денька расстался с новой "Нивой" - до сего времени отыскивают! Третьему - тормознул посодействовать даме - ее подельник упер в ребра пистолет и воспользовался весь денек таким бесплатным такси. 4-ый, пока говорил с "потерпевшим", лишился ранца с телефоном, средствами и всеми документами...
Примеров, одним словом, хватает, потому заочно осуждать тех, кто едет мимо, язык не поворачивается. Пусть каждый решает за себя, но те, кто готов посодействовать, все таки более симпатичны.
ГОТОВЫ ЛИ МЫ Посодействовать БЛИЖНЕМУ...
Когда-то устойчивое выражение "человек человеку - друг, товарищ и брат" сейчас, кажется, звучит с легкой драматичностью. Мы говорим "друг", а что подразумеваем?
Собака - она тоже друг. Того, кто ее кормит. Древнеримские мудрецы смотрели на жизнь трезво и, чтоб еще раз не разочаровываться в собственном ближнем, твердо уяснили: homo homini lupus est. А мы, возомнив себя цивилизованными гуманистами, готовы ли посодействовать ближнему? И не словестно - соболезнование не просит физических усилий, а на самом деле, когда необходимо хоть малость пожертвовать своим комфортом, временем либо духовным спокойствием.
Не будем отымать хлеб у соц психологов, толкующих поведенческие реакции той либо другой классовой прослойки и ее отдельных представителей. Оставим в покое и результаты опросов публичного представления, основанные на сказанном некоторой репрезентативной группой. Гласить просто, сложнее не искривить при всем этом душой. Даже анонимно человек склонен немного лакировать свои прошлые поступки, а предполагаемые деяния - тем паче.
Чтоб проверить, как в реальности можно рассчитывать на помощь в дороге, мы решили провести собственный опыт. Но до этого маленькое отступление.
Еще на стадии подготовки материала я задал Вебу задачку - отыскать все, что знает на этот счет глобальный разум. Ключевики: машина, помощь на дороге. Через несколько секунд на экран вывалилось несколько сотен документов, в каких встречается этот набор слов. В первой сотке отыскался только один, как-то соответственный моим ожиданиям - Екатеринбургский автоклуб завлекает в свои ряды хозяев автомобилей, готовых посодействовать друг дружке в нештатной ситуации. Другие 99 поведали о том, что некто, не приходя в сознание, скончался в МАШИНЕ "скорой ПОМОЩИ" по ДОРОГЕ в поликлинику. Такое вот унылое чтение...
Наш же сценарий такой: ставим на обочине "сломавшийся" автомобиль и собственного человека, жестами взывающего к помощи. Но одно дело - голосовать деньком в большенном городке и совершенно другое - ночкой на безлюдной дороге. Крепкому мужчине, способному без помощи других толкать свою машину несколько км, и хрупкой даме, которой и спущенное колесо поменять тяжело. Чтоб воссоздать более полную картину, моделируем несколько обычных вариантов.
ЧАСТЬ 1-ая
На обочине двадцатого километра шоссе Москва-Рига одиноко притулилась "Ока". Поднят капот, моргает аварийка. Шофер, жалобно подняв шланг с пластмассовой бутылкой, пробует повстречаться взором с проносящимися мимо братьями-шоферами.
Просьба явна: дай пару л. бензина дотянуть до заправки! Проходит 5, 10, пятнадцать минут, у нашего фотографа в засаде уже руки отпадают держать на весу длиннофокусную сокрытую камеру. В конце концов из плотного потока вываливаются чумазые "Жигули" столичной прописки и причаливают у потерпевшего. С почином!В маленьком разговоре с водителем узнаем, что посодействовать горемыке для него дело святое - самого не раз выручали. Любопытно, что у нашей "Оки" подмосковный номер, а первым тормознул москвич. Земляки же просвистели мимо, старательно отводя взоры. Вот и веруй после чего байкам о высокомерии обитателей столицы. Меж тем я сам много раз был очевидцем того, что быстрее остановится конкретно земляк с этим же номером региона.
Последующие полчаса прошли в никчемном ожидании. Поток не иссякал, но "поклевок" больше не было. Пора находить более "рыбное" место.
ЧАСТЬ 2-ая
Лесная, но полностью оживленная дорога поблизости городка. На видимом ее участке, не считая моей "10-ки" на обочине, непременно движутся одна-две машины. Сюжет тот же: дай немножко бензина!
Первым откликается ГАЗ-53 - мусоровоз. Его шофер без излишних слов указывает на собственный бензобак: бери, дескать, голодранец, а то до ночи тут куковать будешь. Протянутые мной две мятые 10-ки были с негодованием отвергнуты. Пришлось раскрыть карты.- Останавливаюсь всегда, не достаточно ли что могло случиться.
- А ночкой?
- И ночкой тоже: кому нужен мой мусоровоз, ну и средств у трудяги с собой, обычно, малость - грабить нет резона.
За "газоном" была еще "Газель" и несколько легковых машин не самых дорогих моделей. Водители - обычные мужчины, никак не из новых российских. Излишних средств у их, судя по всему, нет, зато есть куда более принципиальные людские свойства. Заметим вскользь - ни одна холеная импортная машина, проезжая мимо, даже газ не скинула. Правду молвят - сытый голодного не разумеет. Справедливости ради дадим им шанс оправдаться. Кто-то очень торопился по неотложным делам, и 10 минут были вопросом жизни и погибели, у другого взять бензин из бака практически нереально либо в нем вообщем солярка, 3-ий сам тянет на последних каплях. Отыскать снотворное для собственного червяка колебаний - не неувязка. Все же, главное мы все таки узнали: в ближнем пригороде не пропадешь - непременно посодействуют. Как обстоят дела на неком удалении?
ЧАСТЬ 3-я
Переносим наш театр миниатюр на границу области и немного изменяем декорации. Сейчас около "Святогора" суетятся два мужчины. Капот закрыт, никаких наружных признаков аварии нет. Остановится ли кто-либо на призыв о помощи?
Машин на дороге Москва-Минск уже много, время - 9.30. Большие фуры проносятся на полном ходу. Дальнобои заняты делом - недосуг им возиться с "чайниками".
Машины гораздо меньше - кое-какие останавливаются. Если нужно, готовы оказать посильную помощь. Для наглядности приведем "стенограмму" этой части опыта.
9.35 - тормозит седьмая машина - "Волга". Старый шофер готов отбуксировать нас до гаража.
9.46 - 18 автомобилей мимо, 19-й грузовик ЗИЛ тоже не против тащить "Святогора".
9.51 - экспрессом пропархали еще восемь, девятый, груженый УАЗ тормозит. Шофер говорит с нами через приспущенное стекло, но посодействовать не отрешается.
Итого трое отважных за 20 минут - хорошо. Меняем дислокацию и переезжаем на второстепенную пригородную дорогу. Время - 10.02.
До 10.35 на просьбу о помощи откликнулись четыре, 20 проехали мимо.
Увлекательная закономерность: чем меньше ближний город, тем больше возможность получить помощь.
ЧАСТЬ 4-ая
А если помощи просит женщина? Вобщем, тут и без опыта все прогнозируемо. Ставим "10-ку" на оживленной дороге сразу за Столичной кольцевой дорогой. Даем нашей сотруднике в руки кабели для "прикуривания" и... чуть успеваем отскочить в сторону! Тормозит 1-ая же машина! Шофер со познанием дела подгоняет свои "Жигули" впритирку, "кидает" кабели на "севшую" батарею, дает "глуповатой бабе" инструктаж... В общем, ведет себя как настоящий джентльмен! Раздолье фотографу - столько лиц, машин, галантности. Что ни мужик - то гусар!Нельзя сказать, что от желающих посодействовать нет отбоя, но подольше 10 секунд голосовать не приходилось. Даже не голосовать, просто стоять рядом с машиной. Другими словами, за милых дам можно быть размеренными.
ЧАСТЬ 5-ая
А не попросить ли помощи у ГИБДД? Кто как ни она должна посодействовать нам в дороге? Ну и помощь-то нужна пустячная - дать позвонить другу, чтоб он привез запаску. Наша, дескать, совершенно, худенькая.
На посту, на 86-м километре Минского шоссе обходительно отказали, сославшись на отсутствие телефона (!). На ближнем к Москве, что на 27-м км, нас отфутболили еще прошедшим летом, когда прямо перед постом у новой редакционной "девятки" развалился ШРУС. Беги, дескать, к телефону-автомату, что в 2-ух километрах, и звони сколько хочешь. А мы на службе. Комментировать не надо.И только дежурный десятого спецбатальона ГИБДД майор Хатунцев отнесся к просьбе по-человечески.
ЭПИЛОГ
Что ж, с наслаждением отметим - не все так плохо на наших дорогах. Есть Различное, готовые придти на помощь, хоть и мало их. Не претендуя на абсолютную точность - каждый десятый. Это на самом деле, зато словестно из 20 случаем избранных водителей на вопрос "Останавливаетесь ли вы, чтоб оказать помощь брату-водителю?" семеро ответили категорично и утвердительно, еще восемь - с обмолвками. Пятеро - жесткое "нет". При этом эти пятеро не бездушные мещанины, а отлично усвоившие в свое время уроки. Какой-то из них как-то тормознул поделиться бензином - отобрали совместно с канистрой и чуток рожу не набили. 2-ой таким макаром средь бела денька расстался с новой "Нивой" - до сего времени отыскивают! Третьему - тормознул посодействовать даме - ее подельник упер в ребра пистолет и воспользовался весь денек таким бесплатным такси. 4-ый, пока говорил с "потерпевшим", лишился ранца с телефоном, средствами и всеми документами...
Примеров, одним словом, хватает, потому заочно осуждать тех, кто едет мимо, язык не поворачивается. Пусть каждый решает за себя, но те, кто готов посодействовать, все таки более симпатичны.