Зря ЖДУ ПОДМОГИ Я?
Зря ЖДУ ПОДМОГИ Я?
ГОТОВЫ ЛИ МЫ Посодействовать БЛИЖНЕМУ...
Когда-то устойчивое выражение "человек человеку - друг, товарищ и брат" сейчас, кажется, звучит с легкой драматичностью. Мы говорим "друг", а что подразумеваем?
Собака - она тоже друг. Того, кто ее кормит. Древнеримские мудрецы смотрели на жизнь трезво и, чтоб еще раз не разочаровываться в собственном ближнем, твердо уяснили: homo homini lupus est. А мы, возомнив себя цивилизованными гуманистами, готовы ли посодействовать ближнему? И не словестно - соболезнование не просит физических усилий, а на самом деле, когда необходимо хоть малость пожертвовать своим комфортом, временем либо духовным спокойствием.
Не будем отымать хлеб у соц психологов, толкующих поведенческие реакции той либо другой классовой прослойки и ее отдельных представителей. Оставим в покое и результаты опросов публичного представления, основанные на сказанном некоторой репрезентативной группой. Гласить просто, сложнее не искривить при всем этом душой. Даже анонимно человек склонен немного лакировать свои прошлые поступки, а предполагаемые деяния - тем паче.
Чтоб проверить, как в реальности можно рассчитывать на помощь в дороге, мы решили провести собственный опыт. Но до этого маленькое отступление.
Еще на стадии подготовки материала я задал Вебу задачку - отыскать все, что знает на этот счет глобальный разум. Ключевики: машина, помощь на дороге. Через несколько секунд на экран вывалилось несколько сотен документов, в каких встречается этот набор слов. В первой сотке отыскался только один, как-то соответственный моим ожиданиям - Екатеринбургский автоклуб завлекает в свои ряды хозяев автомобилей, готовых посодействовать друг дружке в нештатной ситуации. Другие 99 поведали о том, что некто, не приходя в сознание, скончался в МАШИНЕ "скорой ПОМОЩИ" по ДОРОГЕ в поликлинику. Такое вот унылое чтение...
Наш же сценарий такой: ставим на обочине "сломавшийся" автомобиль и собственного человека, жестами взывающего к помощи. Но одно дело - голосовать деньком в большенном городке и совершенно другое - ночкой на безлюдной дороге. Крепкому мужчине, способному без помощи других толкать свою машину несколько км, и хрупкой даме, которой и спущенное колесо поменять тяжело. Чтоб воссоздать более полную картину, моделируем несколько обычных вариантов.
ЧАСТЬ 1-ая
На обочине двадцатого километра шоссе Москва-Рига одиноко притулилась "Ока". Поднят капот, моргает аварийка. Шофер, жалобно подняв шланг с пластмассовой бутылкой, пробует повстречаться взором с проносящимися мимо братьями-шоферами.
Просьба явна: дай пару л. бензина дотянуть до заправки! Проходит 5, 10, пятнадцать минут, у нашего фотографа в засаде уже руки отпадают держать на весу длиннофокусную сокрытую камеру. В конце концов из плотного потока вываливаются чумазые "Жигули" столичной прописки и причаливают у потерпевшего. С почином!
В маленьком разговоре с водителем узнаем, что посодействовать горемыке для него дело святое - самого не раз выручали. Любопытно, что у нашей "Оки" подмосковный номер, а первым тормознул москвич. Земляки же просвистели мимо, старательно отводя взоры. Вот и веруй после чего байкам о высокомерии обитателей столицы. Меж тем я сам много раз был очевидцем того, что быстрее остановится конкретно земляк с этим же номером региона.
Последующие полчаса прошли в никчемном ожидании. Поток не иссякал, но "поклевок" больше не было. Пора находить более "рыбное" место.
ЧАСТЬ 2-ая
Лесная, но полностью оживленная дорога поблизости городка. На видимом ее участке, не считая моей "10-ки" на обочине, непременно движутся одна-две машины. Сюжет тот же: дай немножко бензина!
Первым откликается ГАЗ-53 - мусоровоз. Его шофер без излишних слов указывает на собственный бензобак: бери, дескать, голодранец, а то до ночи тут куковать будешь. Протянутые мной две мятые 10-ки были с негодованием отвергнуты. Пришлось раскрыть карты.
- Останавливаюсь всегда, не достаточно ли что могло случиться.
- А ночкой?
- И ночкой тоже: кому нужен мой мусоровоз, ну и средств у трудяги с собой, обычно, малость - грабить нет резона.
За "газоном" была еще "Газель" и несколько легковых машин не самых дорогих моделей. Водители - обычные мужчины, никак не из новых российских. Излишних средств у их, судя по всему, нет, зато есть куда более принципиальные людские свойства. Заметим вскользь - ни одна холеная импортная машина, проезжая мимо, даже газ не скинула. Правду молвят - сытый голодного не разумеет. Справедливости ради дадим им шанс оправдаться. Кто-то очень торопился по неотложным делам, и 10 минут были вопросом жизни и погибели, у другого взять бензин из бака практически нереально либо в нем вообщем солярка, 3-ий сам тянет на последних каплях. Отыскать снотворное для собственного червяка колебаний - не неувязка. Все же, главное мы все таки узнали: в ближнем пригороде не пропадешь - непременно посодействуют. Как обстоят дела на неком удалении?
ЧАСТЬ 3-я
Переносим наш театр миниатюр на границу области и немного изменяем декорации. Сейчас около "Святогора" суетятся два мужчины. Капот закрыт, никаких наружных признаков аварии нет. Остановится ли кто-либо на призыв о помощи?
Машин на дороге Москва-Минск уже много, время - 9.30. Большие фуры проносятся на полном ходу. Дальнобои заняты делом - недосуг им возиться с "чайниками".
Машины гораздо меньше - кое-какие останавливаются. Если нужно, готовы оказать посильную помощь. Для наглядности приведем "стенограмму" этой части опыта.
9.35 - тормозит седьмая машина - "Волга". Старый шофер готов отбуксировать нас до гаража.
9.46 - 18 автомобилей мимо, 19-й грузовик ЗИЛ тоже не против тащить "Святогора".
9.51 - экспрессом пропархали еще восемь, девятый, груженый УАЗ тормозит. Шофер говорит с нами через приспущенное стекло, но посодействовать не отрешается.
Итого трое отважных за 20 минут - хорошо. Меняем дислокацию и переезжаем на второстепенную пригородную дорогу. Время - 10.02.
До 10.35 на просьбу о помощи откликнулись четыре, 20 проехали мимо.
Увлекательная закономерность: чем меньше ближний город, тем больше возможность получить помощь.
ЧАСТЬ 4-ая
А если помощи просит женщина? Вобщем, тут и без опыта все прогнозируемо. Ставим "10-ку" на оживленной дороге сразу за Столичной кольцевой дорогой. Даем нашей сотруднике в руки кабели для "прикуривания" и... чуть успеваем отскочить в сторону! Тормозит 1-ая же машина! Шофер со познанием дела подгоняет свои "Жигули" впритирку, "кидает" кабели на "севшую" батарею, дает "глуповатой бабе" инструктаж... В общем, ведет себя как настоящий джентльмен! Раздолье фотографу - столько лиц, машин, галантности. Что ни мужик - то гусар!
Нельзя сказать, что от желающих посодействовать нет отбоя, но подольше 10 секунд голосовать не приходилось. Даже не голосовать, просто стоять рядом с машиной. Другими словами, за милых дам можно быть размеренными.
ЧАСТЬ 5-ая
А не попросить ли помощи у ГИБДД? Кто как ни она должна посодействовать нам в дороге? Ну и помощь-то нужна пустячная - дать позвонить другу, чтоб он привез запаску. Наша, дескать, совершенно, худенькая.
На посту, на 86-м километре Минского шоссе обходительно отказали, сославшись на отсутствие телефона (!). На ближнем к Москве, что на 27-м км, нас отфутболили еще прошедшим летом, когда прямо перед постом у новой редакционной "девятки" развалился ШРУС. Беги, дескать, к телефону-автомату, что в 2-ух километрах, и звони сколько хочешь. А мы на службе. Комментировать не надо.
И только дежурный десятого спецбатальона ГИБДД майор Хатунцев отнесся к просьбе по-человечески.
ЭПИЛОГ
Что ж, с наслаждением отметим - не все так плохо на наших дорогах. Есть Различное, готовые придти на помощь, хоть и мало их. Не претендуя на абсолютную точность - каждый десятый. Это на самом деле, зато словестно из 20 случаем избранных водителей на вопрос "Останавливаетесь ли вы, чтоб оказать помощь брату-водителю?" семеро ответили категорично и утвердительно, еще восемь - с обмолвками. Пятеро - жесткое "нет". При этом эти пятеро не бездушные мещанины, а отлично усвоившие в свое время уроки. Какой-то из них как-то тормознул поделиться бензином - отобрали совместно с канистрой и чуток рожу не набили. 2-ой таким макаром средь бела денька расстался с новой "Нивой" - до сего времени отыскивают! Третьему - тормознул посодействовать даме - ее подельник упер в ребра пистолет и воспользовался весь денек таким бесплатным такси. 4-ый, пока говорил с "потерпевшим", лишился ранца с телефоном, средствами и всеми документами...
Примеров, одним словом, хватает, потому заочно осуждать тех, кто едет мимо, язык не поворачивается. Пусть каждый решает за себя, но те, кто готов посодействовать, все таки более симпатичны.