ЛЕД НЕ ТРОГАТЬ, ГОСПОДА ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ!
"ЛЕД НЕ ТРОГАТЬ, ГОСПОДА ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ!"
ПРАВО НА ЗАЩИТУ
"ЛЕД НЕ ТРОГАТЬ, ГОСПОДА ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ!"
УГОНЩИКИ Дремлют Расслабленно - ОНИ ПОД ЗАЩИТОЙ ГАИ
Тяжело сказать, когда авто гудок в первый раз нарушил патриархальную тишину старого Данилова. Но действия в этом небольшом городе Ярославской области отразили тот правовой беспредел, перед которым стоит вся Наша родина. Посреди бездорожья и разгильдяйства нет места законам и правам человека.
"Пешеходов нужно обожать"
Никто не подразумевал, что возникновение в 1994 году на разбитых даниловских мостовых обитателя солнечного Кавказа может иметь такие последствия. В кармашках государя Муратова не было ключа от квартиры, где Энциклопедия грузовых автомобилей лежат. Его капитал составляли умело выполненные отмычки, созданные для сердец ответственных работников. Скоро он мог претендовать на роль знатного обитателя городка, так как закрытых для него дверей в Данилове не осталось.
Дело в том, что Муратов решил внести собственный вклад в автомобилизацию провинциального городка. Хоть какой желающий получил возможность в считанные деньки приобрести новый автомобиль. Правда, или от прирожденной скромности, или от не достаточно совместимой с жизнью заработной платы даниловцы не выстраивались в очередь - возможных клиентов приходилось находить и уговаривать. За 18 месяцев активных действий их нашлось около 20 человек.
Что и гласить, Муратов старался каждую покупку сделать праздничком. Сначала он брал на себя хлопоты по продаже старенькой машины. Потом узнавал, какая конкретно модель, какой комплектации и цвета согреет душу клиента. Не позволяя покупателю волноваться, брал ксерокопию его паПодвескаа и через три денька подгонял к воротам пахнущий заводом-изготовителем автомобиль с уже оформленной на обладателя справкой-счетом. На этом комплекс услуг не заканчивался.
Славному городку Данилову, в силу его незначительности для народного хозяйства, страна отвела из госучреждений только трибунал и отдел милиции. Почетаемая ГАИ находится в 30 километрах от Данилова в райцентре Пречистое. Разумеется, из-за удаленности инспектора изредка регистрировали даниловские авто с первого (и даже второго) захода. И тут Муратову удалось совершить волшебство: пригнанные им машины регистрировали в считанные минутки. Сам на "функцию прописки" не прогуливался - ожидал в придорожном кафе "Пиковая дама". Тут же происходил и расчет. Да, да. Муратов никаких авансов не брал! Ну скажите, кому придут в голову подозрительные мысли? Тем паче, что Муратов официально имел в Ярославле свою фирму по продаже машин с увлекательным заглавием "Автовыемка". От ее имени он и вел торговлю автомобилями.
Гроза разразилась в один момент, 9 июля прошедшего года. Пречистенская ГАИ внезапно вновь полюбила пешеходов. Но без взаимности. Смотрелось это так. Шестерых обитателей Данилова, купивших авто месяц вспять при помощи Муратова, по очереди вызывали в ГАИ. Без излишних слов каждому объявляли, что его машина ворованная, автомобиль совместно с ключами и документами отбирали, а взамен выдавали протокол задержания транПодвесканого средства и акт "о выявленных признаках подделки нумерации агрегатов". При этом посещения ГАИ не предварялись повестками, ну и вообщем какими-либо документами. Не утруждая себя формальностями, служители правопорядка могли просто в отсутствие владельца завалиться вечером к нему домой, востребовать от супруги свидетельство о регистрации машины, ПТС и приказать: пусть супруг поутру едет за 30 км "сдаваться". Любопытно, что только часть протоколов и актов оформлена на бланках. Другие - на обыкновенной бумаге. Объединяют их только отсутствие обстоятельств задержания и подписи понятых - служащих ГАИ и случайных гостей. Любовь к спешившимся жителям Данилова была так искренней, что на недоуменные вопросы они получали бесплатный совет: валите отсюда подобру-поздорову.
"Паниковский не обожал огромного скопления добросовестных людей в одном месте"
Терять драгоценную собственность никто не желал. Шестеро начали борьбу за свои права. Назовем отважных: Сергей Михаличев, Алексей Павлов, Василий Яковлев, Алексей Афанасьев, его брат Владимир и Виктор Афров. По их жалобе на противоправные деяния ГАИ 19 июля в Даниловском суде состоялось 1-ое заседание. Вообщем 19 июля стало роковым деньком: часть протоколов задержания, актов, рапортов "об обнаружении" почему-либо помечена конкретно этим числом. Как будто на ГАИ отыскало озарение. (Как мы увидим скоро, сразу озарило и московские отделы УВД, на местности которых были угнаны эти 6 машин.) Минимум год (!) регистрировали краденые авто и здесь, на для тебя, выявили. Примечательны "пояснения" представителя ГАИ на суде. Оказывается, они издавна подозревали, что Муратов гоняет "нечистые" машины. Ну и восемь (!) его личных автомобилей не оставляли их флегмантичными. Потому ГАИ оформляла машины в надежде изловить угонщиков "на живца".
Трибунал признал деяния ГАИ неправомерными. Авто задерживали на основании ст. 245 КоАП, предусматривающей административное право изымать собственность на время устранения недочетов (машина не удовлетворяет требованиям ПДД, шофер опьянен и т. д.). Но автомобили-то забирали насовсем, что грубо нарушает защищенные Конституцией права собственников. В собственном решении трибунал воспретил ГАИ распоряжаться машинами и поменять место хранения "до рассмотрения вопроса по существу". Шестого августа состоялись повторные слушания. Лишне гласить, что на 2-ой трибунал представители ГАИ пришли более приготовленными. За две недели они проверили все машины "на угон", сказали в Москву, отогнали машины в Ярославль, где получили от профессионалов так именуемые "Справки". Тонкость в том, что экспертизу имеет право назначить только столичный следователь, ведущий дело о краже машины. "Справка" - это вроде бы подготовительный документ, который запрещено приобщать к уголовному делу.
Под грузом таких "доказательств" трибунал, все же, оставляет прошедшее решение в силе. Так как на момент рассмотрения дела "оснований, предусмотренных законом", для задержания 2-ух машин у ГАИ не нашлось, трибунал обязует возвратить их последним обладателям. До рассмотрения прав собственников в судебном порядке! ГАИ пишет кассационную жалобу. Тем временем во все концы летят телеграммы от местных начальников. К примеру, начальнику ОВД "Коньково" Москвы: "...По определению Даниловского райнарсуда... а/м должна быть возвращена честному покупателю... В связи с этим прошу навести Вашего представителя для решения... вопросов по имеющемуся у Вас делу". Обрадованные возможностью закрыть уголовные дела, возбужденные по факту кражи машин, московские следователи спешно готовят постановления о выемке и направляют сыщиков и первых хозяев в Ярославль. Местное УВД без вопросов передает им машины. При всем этом как-то забываются и требования Генпрокуратуры хранить машины на охраняемой стоянке до признания трибуналом прав собственников, и то, что до сего времени не составлены протоколы осмотра транПодвесканых средств. А ведь следователь может "вытащить" машину (как вещественное подтверждение) только после заключения (а не "Справки") профессионала. Кстати, одну машину разобрали, пока она стояла во дворе УВД. Что смущяться - ведь по 245-й статье ответственность за нее никто не несет!
Много изумили и москвичи. К примеру, по одной машине, угнанной в Москве 29 апреля 1996 года, пострадавшему было отказано в возбуждении уголовного дела. Все же 6 мая она уже считается в компьютерной базе данных "Автопоиск"! После сообщения из Данилова 12 августа оперативно заводят дело, на последующий денек возникает постановление о выемке (без подписи), пострадавшего обитателя столицы признают штатским истцом, а 15 августа на машину накладывают арест. При этом в последнем постановлении (на арест) следователь просит выдать машину первому обладателю на сохранность (другими словами в Москву) "до решения вопроса о производстве трассологической экспертизы УУР УВД г. Ярославля". Попробуй разберись. Любопытно, как прежний обладатель будет ездить по Москве на машине, зарегистрированной в Ярославской области?
"В Рио-де-Жанейро краденые авто перекрашивают... из человечных суждений: чтоб прошлый обладатель не расстраивался"
Пытаясь разобраться в нагромождении документов, мы совершенно запамятовали о главном герое. С ним все в порядке. Находить, а тем паче завлекать его к ответственности (невзирая на просьбы пострадавших) никто не собирался. Муратов свободно разгуливает по Данилову, ездит на свои квартиры в Ярославль и Кострому, мило здороваясь со всеми встречными сотрудниками ГАИ. Покоя лишились только обитатели Данилова. Город-то небольшой, все друг дружку знают, и моментальная операция ГАИ объединила возмущенных даниловцев вокруг шестерых жалобщиков. Рассказы о том, как должностные лица, не скрывая собственного желания затянуть дело, грубо "футболят" пострадавших, стали предметом семейных (застольных) бесед. Тем паче, что вопрос, кто будет возмещать вред, оставался (и остается до сего времени) без ответа.
Справедливо рассудив, что вред должен возмещать тот, кто его причинил, даниловцы решили "брать" Муратова без помощи других. Несколько ночей просидели в засадах у домов, где размещались его квартиры. В конце концов "вычислили" и задержали. Спасибо даниловским оперативникам и хорошим жителям: 1-ые отрядили 2-ух вооруженных сыщиков, 2-ые предоставили свои машины. Кстати, те, кто задерживал Муратова, до сего времени потрясены его выдержкой. Перед тем как на него надели наручники, он принял ванну и... 100 граммов на дорожку.
Но скоро Муратова из-под охраны внезапно высвобождают. Погуляв на свободе два денька, он (так же внезапно) вновь оказывается за решеткой. Пока даниловцы пробовали разгадать эти потаенны, пришло сообщение, что при невыясненных обстоятельствах в ДТП умер некто Оруджев - близкий товарищ и соратник Муратова. Должностные лица облегченно вздохнули - с этого момента все неудачи можно валить на погибшего. Вправду, в заведенном на Муратова уголовном деле бытует только одна (напомню, из 20!) угнанных машин, а ему вменяется "недоносительство", другими словами знал, что краденая, но не произнес. Очевидно, отыскать следы компании со ставшим наизловещим заглавием "Автовыемка" не удалось - все сбежали по своим республикам.
Ну как дела с кассационной жалобой? Отвечаем - отлично. Судебная коллегия Ярославского областного суда 19 сентября разглядела отлично приготовленную жалобу. (Замечательный эталон юридической казуистики. Вобщем, чему удивляться - наш закон и масса подзаконных актов, "что дышло"...) Дело выслали назад, на новое рассмотрение. В другом составе суда.
Ну, вот и все. Проводить расследование, допрашивать Муратова, задаваться простыми вопросами, похоже, не желают ни в Данилове, ни в Ярославле, ни в Москве. Пусть в двухсотстраничном деле расслабленно лежат справки-счета (некие без подписи обладателя) от тольяттинских и столичных компаний, типо продавших авто. Пусть расслабленно дремлют сотрудники ГАИ, оформившие машины по поддельным документам. Кстати, даже на ксерокопии ПТС подчистки видны невооруженным глазом! Инспектировать, запрашивали ли они при поспешной регистрации машин базу данных об угнанном транПодвескае, никто не будет. Как, вобщем, и страдать другими вопросами. К примеру, почему по требованию Муратова выдали на угнанную машину госномера и выписали взамен полусгоревшего (!) ПТС новый. Пусть безмятежно почивает на нарах и несостоявшийся знатный гражданин городка Данилова. Из-за незначительности предъявленных обвинений его, возможно, скоро выпустят "под подписку". Будут ли позже объявлять всероссийский розыск? Кто знает, страна большая...
Не приходится колебаться, что еще одна "Автовыемка" в следующем провинциальном Данилове (с его, мягко говоря, безответственной ГАИ) преспокойно сбывает краденые машины...
Не дремлется только нам - подавленному большинству. Тем, у кого машины воруют, тем, кому продают, и тем, кто скоро пополнит их число. Бодрствуйте, граждане, до сего времени не понимающие кто собственник, кто честный клиент, кто должен компенсировать и по каким законам. Ну и самих законов, верно регулирующих ваши права, еще как бы нет. А пешеходов у нас обожают - с ними меньше морок.
Дмитрий ЖЕРНОВ
На центральной площади: В. Афров, А. Павлов, В. Афанасьев, А. Афанасьев, С. Михаличев,
В. Яковлев.