ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СЛУЧАЙ
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СЛУЧАЙ
КЛУБ Автовладельцев
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СЛУЧАЙ
На дворе осень. Пик отпускных поездок, нескончаемые череды дачников на дорогах - все это сзади. Хорошие (по нашим меркам, естественно!) дороги, практически везде худо-бедно отремонтированные, - фактически свободны. Почему бы не "втопить" педаль акселератора в пол, в особенности если обстановка позволяет, - ну "какой российский не любит резвой езды"!
И тут-то каждый может столкнуться с коварством, казалось бы, таких надежных, внушающих доверие дорог - и в наилучшем случае после чего говорить, какими методами удалось выпутаться... Как досадно бы это не звучало, есть и такие, кто поведать уже не сумеет! Не попадаться на крючок Его Величества Варианта (ЕВС) человеку помогает личный опыт - молвят, что его ни за какие Энциклопедия грузовых автомобилей не приобретешь за деньги и на курсах не "освоишь"... Но правильно это только частично. В каждом дворе, где собирается вечером компания автовладельцев, идет неизменный обмен опытом. Наш журнальчик - тоже сродни клубу, только очень большенному. Итак, послушаем опытного водителя Виктора СЛЕСАРЕВА.
Фото Александра Полунина
ЧЕМ Каверзны ОБОЧИНЫ?
Осень - пора урожая. Фрукты и овощи дешевы, как ни в одно другое время года. И все таки... охото дешевле (по другому для чего обзаводимся мы своими огородами!). А если по пути вашего следования расстилаются бескрайние кукурузные поля - почему бы не поживиться? Притормозив со собственных "100 с гаком" км до шестидесяти, вы сворачиваете на травяную обочину... Что такое: скорость кажется совершенно жалкой, но машина вдруг начинает скользить, как по льду... Позднее, когда у вас будет много времени для раздумий (ГАИ в таких случаях не спешит), вы обязательно сделаете верные выводы. К примеру, при совсем сухой дороге (теплым деньком под лучами солнца это не умопомрачительно!) обочина оказалась вероломно скользкой - полчаса вспять прошел здесь маленький сильный дождик. И не стоило выкатываться на траву при скорости выше "пешеходной"!..
Кстати, оценивая скорость приблизительно (не смотря на спидометр), несложно ошибиться. Стоит снизить скорость со 100 до шестидесяти км - и кажется, что вы практически тормознули. Это свойство "устройств" в голове - помните о нем и посматривайте хоть время от времени на щиток устройств, ведь даже 20 км/ч другой раз далековато не неопасны. Уровень мастерства вождения у всех различный, а ЕВС как будто ожидает...
...И, бывает, дожидается собственного: вот кто-то ехал повдоль совершенно сухой и, казалось бы, надежной обочины. Почему бы лихо не съехать на нее, если уж, как молвят, приспичило... И тотчас правые колеса проваливаются в рыхловатый песок, что на "умеренной" скорости 50 км/ч полностью может обернуться "ушами" (так эту фигуру пилотажа именуют Подвескасмены). Обыкновенно, позже вы, естественно, начнете поиск разгильдяев-дорожников, забывших обозначить свеженасыпанную обочину необходимыми знаками. Но только отыщите ли? Очень непонятно.
А вот еще случай, реально имевший место: шофер - дело было ночкой - с завышенной скоростью съехал на обочину, опасаясь перескочить подходящий съезд с шоссе на грунтовку. Обочина всем была хороша, кроме одной Ремонт и эксплуатация: кто-то тут рассыпал строительный керамзит - такие красивые шарики величиной с орешек (для тех кто не знает). Обошлось-таки без "ушей", но вынули "Волгу" из канавы далековато не сходу.
Верно выполненная обочина имеет наклон к канаве, что и разъясняет сползание к ней автомобиля во всех случаях, когда так либо по другому ухудшено сцепление колес с земной твердью. Усугубить же его можно различными методами - не только лишь перечисленными.
Но бывает, что на обочину нужно выехать сознательно, несмотря на сопутствующие этому угрозы. Хоть какой из нас не застрахован от ситуации, требующей единственно верного решения - когда, избегая лобового столкновения, вы обязаны пропустить встречного нарушителя. Сами же, может быть, окажетесь под откосом... Это очень грустно - машина разбита не по вашей вине, а "бандит" безнаказанно уехал... А что можно предложить взамен? Не уступить, "наказать" нарушителя? Но лобовой удар куда страшнее хоть какого кувырка под откос. Означает, досадное вам решение - тотчас единственно верное.
"Грубым дается удовлетворенность, ласковым дается печаль..." - как будто о нас, водителях, писал российский поэт...
КТО О ЧЕМ, А МЫ ОБ АМОРТИЗАТОРАХ!
В последние годы наш журнальчик все почаще призывает автомобилистов уделять амортизаторам повышенное внимание. Скорости беспристрастно возросли (кого из нас не "подогревают" собственной резвостью иномарки?), а в этих критериях пренебрежение к состоянию подвески для многих оборачивалось катастрофой. К огорчению, другие пострадавшие даже отдаленно не представляют для себя настоящих обстоятельств случившейся проблемы.
В один прекрасный момент мне довелось созидать, как на впереди идущей машине уже при скорости 60 км/ч одно из задних колес, подскакивая с большой частотой, как будто висело в воздухе над дорогой - разумеется, амортизатор совершенно не работал, а колесо не было отбалансировано. Почаще это происходит на больших скоростях. Однажды, прокатившись на машине компаньона с схожей неисправностью, мы оба увидели любопытную деталь в ее поведении: при совсем исправных тормозах ее "уводило" на право при каждом торможении, если скорость была больше 80 км/ч. Оказалось, что из-за "убитого" амортизатора на этом режиме левое фронтальное колесо практически не контактировало с дорогой - так же понижалась и его тормозная сила. Когда же мы тормозили на скорости 30 км/ч, машина шла как по линеечке. Нужно отметить, что при таких же дефектах задней оси автомобиля "увод" малозаметен, эффективность же торможения будет снижена в обоих случаях. Вырастет и тормозной путь автомобиля.
А сейчас представим для себя, что отскакивать от покрытия начнут сходу все четыре колеса. Да это будет реальный "аппарат на воздушной подушке", ибо на "резонансных" скоростях у автомобиля появятся приблизительно те же характеристики. Малозначительного ветерка либо наклона дорожного полотна будет довольно, чтоб машина, не подчиняясь рулю, сползала к обочине, заходила в занос, не слушалась тормозов, превращая езду в сплошную нервотрепку.
А вот другой пример. Антиблокировочные системы тормозов на импортных машинах - явление полностью обыденное. Но, невзирая на свое полностью великодушное назначение - сохранять устойчивость машины на дороге при неравномерном торможении, они в "русских реалиях" способны сыграть злую шуточку. Сначала, если "колдобины" таковы, что уже никакие рессоры не могут исключить хотя бы краткосрочных отскоков колес от покрытия. При торможении такое колесо одномоментно блокируется, а умная система, как ей и положено в этой ситуации, машину растормаживает! И здесь уж вы навряд ли ее остановите там, где охото... Итог же находится в зависимости от ЕВС: хоть какой "пустячок", неважно какая "мелочь" в определенной ситуации может сыграть внезапно роковую роль. К примеру, вы необоснованно подняли давление в шинах - и их качение по неровной дороге закончило быть безотрывным.
Когда же рессоры не в порядке и не способны, как это положено, гасить колебания подвески, колеса, в особенности если они имеют погрешности формы ("квадратные") либо плохо отбалансированы, на неких режимах будут отскакивать даже от совершенно ровненького дорожного покрытия - уж вот где Abs может прочно вас подвести! Эта система не терпит схожих дефектов, и если вы желаете, чтоб от нее была полезность, а не вред, то уделяйте максимум внимания амортизаторам, дискам колес, шинам. Можно только сожалеть о том, что у нас обычно считается исправным всякий амортизатор, в каком шток еще шевелится, а жидкость вытекла не вся!
НЕ ОПУСКАЯ "МЕЛОЧЕЙ"
"Иду это я как-то за 100, мотор поет, дорога стелется - и вдруг..." Многие конкретно с таких слов начинают свои рассказы о каком-нибудь печальном "приключении". Если у вас опыта - пока! - кот наревел, прислушайтесь к чужим байкам!
... Один из моих знакомых, конкретный автотурист, в ущелье на черноморском берегу "открыл" волшебную речку. И покатил по ее руслу - благо, глубина по лодыжку и ровненькое каменистое дно это позволяли. Идея о недопустимости такового поведения "на природе" не пришла ему в голову, а подружка от такового куража была просто в экстазе! Продвигаясь по течению ручья, перед самым выездом на шоссе "погрузились" - здесь было чуть ли не полуметра воды. "Волга" это стерпела, не заглохла. А напрасно! Так как далее чуть не случилось ЧП: вырулив на шоссе, наш герой на прямом участке разогнался км до восьмидесяти, перед поворотом надавил на педаль тормоза, но машина, как молвят, и бровью не повела - тормоза пропали, хотя педаль была полностью "жесткая". Только каким-то чудом удержавшись в повороте, компаньон сообразил, что подвели его намокшие колодки. Притормозить, подсушить их было надо еще ранее, сходу после аква "процедур". Кстати, не за горами зима. Помните, что такая неудача может подстеречь вас и после того, как вы "проехались" по глубочайшему влажному снегу.
...Во время длительных дождиков мы нередко рассчитываемся за излишнюю лихость на пересечениях "собственной" дороги с сельскими. Тут шоссе покрыто слоем грязищи, иногда на сотки метров в обе стороны, - и здесь нужен глаз да глаз. По другому или вы кого-либо, или вас.
Правда, на просторных равнинных дорогах такие действия просто прогнозируемы, необходимо только пристально глядеть вперед. Попав же куда-нибудь в горы, вы будете осваивать "местные правила поведения", которые, в сути, только повторяют требования официальных ПДД, но тут вы поймете на практике, как принципиально быть внимательным и усмотрительным. В почти всех местах "переломы" профиля таковы, что не позволяют вам созидать вперед далее чем на 15-20 метров, добавьте к этому и резкие повороты, подъемы, спуски...
Тут не повредит вспомнить о еще одном "критичном факторе", характерном, правда, не только лишь русским дорогам. Представьте, что вы, преодолев "на грани фола" поворот, узрели перед радиатором разгуливающую по шоссе корову либо лошадка! Представили? А это полностью прозаическая ситуация... Но если у этих животных все таки есть хозяева, то одичавшие кабаны, олени, лоси - практически гуляют "сами по для себя". Кое-кто лицезрел их даже на столичных улицах - что все-таки гласить о периферийных трассах?
Случаи, когда кто-то на большой скорости въезжал в стаю отдыхающих на дороге ворон... с томными себе последствиями, кем-то воспринимаются как анекдотичные. Но только до момента, когда сам "словишь" эту птичку при скорости за 100. Отлично, если дело ограничится только подменой стекла, а не больничной кроватью. Имейте и это в виду!
Только собственная бдительность помогает избежать таких досадных злоключений. И, естественно, если не вмешается этот самый... ЕВС!



КЛУБ Автовладельцев
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СЛУЧАЙ
На дворе осень. Пик отпускных поездок, нескончаемые череды дачников на дорогах - все это сзади. Хорошие (по нашим меркам, естественно!) дороги, практически везде худо-бедно отремонтированные, - фактически свободны. Почему бы не "втопить" педаль акселератора в пол, в особенности если обстановка позволяет, - ну "какой российский не любит резвой езды"!
И тут-то каждый может столкнуться с коварством, казалось бы, таких надежных, внушающих доверие дорог - и в наилучшем случае после чего говорить, какими методами удалось выпутаться... Как досадно бы это не звучало, есть и такие, кто поведать уже не сумеет! Не попадаться на крючок Его Величества Варианта (ЕВС) человеку помогает личный опыт - молвят, что его ни за какие Энциклопедия грузовых автомобилей не приобретешь за деньги и на курсах не "освоишь"... Но правильно это только частично. В каждом дворе, где собирается вечером компания автовладельцев, идет неизменный обмен опытом. Наш журнальчик - тоже сродни клубу, только очень большенному. Итак, послушаем опытного водителя Виктора СЛЕСАРЕВА.
Фото Александра Полунина
ЧЕМ Каверзны ОБОЧИНЫ?
Осень - пора урожая. Фрукты и овощи дешевы, как ни в одно другое время года. И все таки... охото дешевле (по другому для чего обзаводимся мы своими огородами!). А если по пути вашего следования расстилаются бескрайние кукурузные поля - почему бы не поживиться? Притормозив со собственных "100 с гаком" км до шестидесяти, вы сворачиваете на травяную обочину... Что такое: скорость кажется совершенно жалкой, но машина вдруг начинает скользить, как по льду... Позднее, когда у вас будет много времени для раздумий (ГАИ в таких случаях не спешит), вы обязательно сделаете верные выводы. К примеру, при совсем сухой дороге (теплым деньком под лучами солнца это не умопомрачительно!) обочина оказалась вероломно скользкой - полчаса вспять прошел здесь маленький сильный дождик. И не стоило выкатываться на траву при скорости выше "пешеходной"!..
Кстати, оценивая скорость приблизительно (не смотря на спидометр), несложно ошибиться. Стоит снизить скорость со 100 до шестидесяти км - и кажется, что вы практически тормознули. Это свойство "устройств" в голове - помните о нем и посматривайте хоть время от времени на щиток устройств, ведь даже 20 км/ч другой раз далековато не неопасны. Уровень мастерства вождения у всех различный, а ЕВС как будто ожидает...
...И, бывает, дожидается собственного: вот кто-то ехал повдоль совершенно сухой и, казалось бы, надежной обочины. Почему бы лихо не съехать на нее, если уж, как молвят, приспичило... И тотчас правые колеса проваливаются в рыхловатый песок, что на "умеренной" скорости 50 км/ч полностью может обернуться "ушами" (так эту фигуру пилотажа именуют Подвескасмены). Обыкновенно, позже вы, естественно, начнете поиск разгильдяев-дорожников, забывших обозначить свеженасыпанную обочину необходимыми знаками. Но только отыщите ли? Очень непонятно.
А вот еще случай, реально имевший место: шофер - дело было ночкой - с завышенной скоростью съехал на обочину, опасаясь перескочить подходящий съезд с шоссе на грунтовку. Обочина всем была хороша, кроме одной Ремонт и эксплуатация: кто-то тут рассыпал строительный керамзит - такие красивые шарики величиной с орешек (для тех кто не знает). Обошлось-таки без "ушей", но вынули "Волгу" из канавы далековато не сходу.
Верно выполненная обочина имеет наклон к канаве, что и разъясняет сползание к ней автомобиля во всех случаях, когда так либо по другому ухудшено сцепление колес с земной твердью. Усугубить же его можно различными методами - не только лишь перечисленными.
Но бывает, что на обочину нужно выехать сознательно, несмотря на сопутствующие этому угрозы. Хоть какой из нас не застрахован от ситуации, требующей единственно верного решения - когда, избегая лобового столкновения, вы обязаны пропустить встречного нарушителя. Сами же, может быть, окажетесь под откосом... Это очень грустно - машина разбита не по вашей вине, а "бандит" безнаказанно уехал... А что можно предложить взамен? Не уступить, "наказать" нарушителя? Но лобовой удар куда страшнее хоть какого кувырка под откос. Означает, досадное вам решение - тотчас единственно верное.
"Грубым дается удовлетворенность, ласковым дается печаль..." - как будто о нас, водителях, писал российский поэт...
КТО О ЧЕМ, А МЫ ОБ АМОРТИЗАТОРАХ!
В последние годы наш журнальчик все почаще призывает автомобилистов уделять амортизаторам повышенное внимание. Скорости беспристрастно возросли (кого из нас не "подогревают" собственной резвостью иномарки?), а в этих критериях пренебрежение к состоянию подвески для многих оборачивалось катастрофой. К огорчению, другие пострадавшие даже отдаленно не представляют для себя настоящих обстоятельств случившейся проблемы.
В один прекрасный момент мне довелось созидать, как на впереди идущей машине уже при скорости 60 км/ч одно из задних колес, подскакивая с большой частотой, как будто висело в воздухе над дорогой - разумеется, амортизатор совершенно не работал, а колесо не было отбалансировано. Почаще это происходит на больших скоростях. Однажды, прокатившись на машине компаньона с схожей неисправностью, мы оба увидели любопытную деталь в ее поведении: при совсем исправных тормозах ее "уводило" на право при каждом торможении, если скорость была больше 80 км/ч. Оказалось, что из-за "убитого" амортизатора на этом режиме левое фронтальное колесо практически не контактировало с дорогой - так же понижалась и его тормозная сила. Когда же мы тормозили на скорости 30 км/ч, машина шла как по линеечке. Нужно отметить, что при таких же дефектах задней оси автомобиля "увод" малозаметен, эффективность же торможения будет снижена в обоих случаях. Вырастет и тормозной путь автомобиля.
А сейчас представим для себя, что отскакивать от покрытия начнут сходу все четыре колеса. Да это будет реальный "аппарат на воздушной подушке", ибо на "резонансных" скоростях у автомобиля появятся приблизительно те же характеристики. Малозначительного ветерка либо наклона дорожного полотна будет довольно, чтоб машина, не подчиняясь рулю, сползала к обочине, заходила в занос, не слушалась тормозов, превращая езду в сплошную нервотрепку.
А вот другой пример. Антиблокировочные системы тормозов на импортных машинах - явление полностью обыденное. Но, невзирая на свое полностью великодушное назначение - сохранять устойчивость машины на дороге при неравномерном торможении, они в "русских реалиях" способны сыграть злую шуточку. Сначала, если "колдобины" таковы, что уже никакие рессоры не могут исключить хотя бы краткосрочных отскоков колес от покрытия. При торможении такое колесо одномоментно блокируется, а умная система, как ей и положено в этой ситуации, машину растормаживает! И здесь уж вы навряд ли ее остановите там, где охото... Итог же находится в зависимости от ЕВС: хоть какой "пустячок", неважно какая "мелочь" в определенной ситуации может сыграть внезапно роковую роль. К примеру, вы необоснованно подняли давление в шинах - и их качение по неровной дороге закончило быть безотрывным.
Когда же рессоры не в порядке и не способны, как это положено, гасить колебания подвески, колеса, в особенности если они имеют погрешности формы ("квадратные") либо плохо отбалансированы, на неких режимах будут отскакивать даже от совершенно ровненького дорожного покрытия - уж вот где Abs может прочно вас подвести! Эта система не терпит схожих дефектов, и если вы желаете, чтоб от нее была полезность, а не вред, то уделяйте максимум внимания амортизаторам, дискам колес, шинам. Можно только сожалеть о том, что у нас обычно считается исправным всякий амортизатор, в каком шток еще шевелится, а жидкость вытекла не вся!
НЕ ОПУСКАЯ "МЕЛОЧЕЙ"
"Иду это я как-то за 100, мотор поет, дорога стелется - и вдруг..." Многие конкретно с таких слов начинают свои рассказы о каком-нибудь печальном "приключении". Если у вас опыта - пока! - кот наревел, прислушайтесь к чужим байкам!
... Один из моих знакомых, конкретный автотурист, в ущелье на черноморском берегу "открыл" волшебную речку. И покатил по ее руслу - благо, глубина по лодыжку и ровненькое каменистое дно это позволяли. Идея о недопустимости такового поведения "на природе" не пришла ему в голову, а подружка от такового куража была просто в экстазе! Продвигаясь по течению ручья, перед самым выездом на шоссе "погрузились" - здесь было чуть ли не полуметра воды. "Волга" это стерпела, не заглохла. А напрасно! Так как далее чуть не случилось ЧП: вырулив на шоссе, наш герой на прямом участке разогнался км до восьмидесяти, перед поворотом надавил на педаль тормоза, но машина, как молвят, и бровью не повела - тормоза пропали, хотя педаль была полностью "жесткая". Только каким-то чудом удержавшись в повороте, компаньон сообразил, что подвели его намокшие колодки. Притормозить, подсушить их было надо еще ранее, сходу после аква "процедур". Кстати, не за горами зима. Помните, что такая неудача может подстеречь вас и после того, как вы "проехались" по глубочайшему влажному снегу.
...Во время длительных дождиков мы нередко рассчитываемся за излишнюю лихость на пересечениях "собственной" дороги с сельскими. Тут шоссе покрыто слоем грязищи, иногда на сотки метров в обе стороны, - и здесь нужен глаз да глаз. По другому или вы кого-либо, или вас.
Правда, на просторных равнинных дорогах такие действия просто прогнозируемы, необходимо только пристально глядеть вперед. Попав же куда-нибудь в горы, вы будете осваивать "местные правила поведения", которые, в сути, только повторяют требования официальных ПДД, но тут вы поймете на практике, как принципиально быть внимательным и усмотрительным. В почти всех местах "переломы" профиля таковы, что не позволяют вам созидать вперед далее чем на 15-20 метров, добавьте к этому и резкие повороты, подъемы, спуски...
Тут не повредит вспомнить о еще одном "критичном факторе", характерном, правда, не только лишь русским дорогам. Представьте, что вы, преодолев "на грани фола" поворот, узрели перед радиатором разгуливающую по шоссе корову либо лошадка! Представили? А это полностью прозаическая ситуация... Но если у этих животных все таки есть хозяева, то одичавшие кабаны, олени, лоси - практически гуляют "сами по для себя". Кое-кто лицезрел их даже на столичных улицах - что все-таки гласить о периферийных трассах?
Случаи, когда кто-то на большой скорости въезжал в стаю отдыхающих на дороге ворон... с томными себе последствиями, кем-то воспринимаются как анекдотичные. Но только до момента, когда сам "словишь" эту птичку при скорости за 100. Отлично, если дело ограничится только подменой стекла, а не больничной кроватью. Имейте и это в виду!
Только собственная бдительность помогает избежать таких досадных злоключений. И, естественно, если не вмешается этот самый... ЕВС!


