НЕ Виновный Я!
НЕ Виновный Я!
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/Катастрофа
НЕ Виновный Я!
ТЕКСТ / ИГОРЬ КОРОВИН, АЛЕКСЕЙ Протцов
ФОТО / ИГОРЬ КОРОВИН
Чуть мы с сотрудниками ДПС 6 отдела ГАИ Москвы выехали на Садовое кольцо, как узрели первого нарушителя. По встречной полосе неслась, объезжая поток, темная "Audi" с триколором.
И ведь ничего с ним не сделаешь. Кто-либо зазевается, и все, приехали, катастрофа. Так этот еще будет во всем инкриминировать других. Такие всегда правы...
Вообщем это характерно, наверняка, каждому - оправдывать себя и инкриминировать кого-либо другого. Тем паче тем, кому позволено почти все. Даже очень: безнаказанно (и санкционированно!) нарушать закон. Вобщем, это другая тема. Как ведут себя рядовые, среднестатистические водители, попав в дорожно-транПодвесканое происшествие? Как оценивают его предпосылки и свою роль в нем?
Дежурный докладывает об аварии. Мы спешим к месту ДТП. Дом № 18 по Новинскому бульвару, напротив посольства США. Машины тут бьются часто: два транПодвесканых потока соединяются в один. Большая часть вылетает из-под тоннеля под Новым Арбатом, наименьшая вливается в Садовое кольцо справа. В этом-то месте и стоит " Внедорожник Чероки" - в его заднюю правую дверь врезалась вазовская "четверка".
- Я из тоннеля выезжал, желал сходу вправо в переулок свернуть, а здесь этот, - тыча пальцем в сторону водителя "четверки", гласит "джиповод". - Мне фонарями моргнул, типа, пропускает. Ну, я поехал, а он мне - в бок.
- Я для того и сигналил, чтобы ты меня увидел и тормознул! - как-то по-детски обиженно оправдывается владелец "Жигулей".
Невзирая на откровенную вину, шофер "внедорожника" сам ее так и не понимает. В пояснительной записке пишет: "Я увидел, что VAZ 2104 притормаживает и сигналит мне фонарями, и решил, что его шофер меня пропускает".
Что броско, не считают себя виноватыми даже те, кто въехал в чью-то корму и чья вина в общем-то явна. Вот другое ДТП: на Зубовской площади "Жигули" врезались сзади в "Audi". Шофер "пятерки" практически кричит на иномарочника: "Ты как тормозишь? Твоя импортная машина встает, как вкопанная, а чтоб мою приостановить, необходимо ее рожой обо чего-нибудть приложить". Понятие "неопасная дистанция" ему, видимо, не знакомо. И, возможно, даже после того, как он заплатит за ремонт "Audi", все равно будет ездить так же, уверенный в своей правоте.
На Садовом - расслабленно. Это означает, как обычно, огромное количество машин, но километровых пробок нет. Патрулируем, а инспектор делится впечатлениями на тему:
- Бывает, остановишь водителя: ну, совсем очевидное нарушение - выезд на встречную полосу. А он: "Да я всего немножко, одним колесиком. Уходил от удара, можно сказать, ДТП предупредил. Вы лучше накажите того, кто меня подрезал!"
Слушать его - можно медаль давать, таковой он верный. И ведь это не для того, чтоб избежать наказания, - он, вправду, свято верует в то, что гласит!
Вот и эти - при этом все! - считают себя правыми. На одной из полос Садовой-Триумфальной стоит сломавшаяся "Газель". Те, кто в ее полосе, пробуют объехать. Те, кто в параллельных, естественно, не пускают. "Бодаются" вместе, корчат жуткие гримасы, жестикулируют. А случись ДТП... Чувство своей непогрешимости - штука страшная. Из-за него, обычно, неважно какая ситуация на дороге трактуется в пользу себя, возлюбленного: если ПДД на моей стороне - никто из окружающих не смеет ошибиться либо нарушить. Но если нужно мне, то правила правилами, а "они же должны осознавать".
На Садовую-Спасскую из Уланского переулка выскакивает красноватая "10-ка". Бортовой УАЗ в правом ряду шарахает по тормозам так, что его вносит. Слава богу, аварии не случилось. Легковая машина как ни в чем же не бывало поторопилась далее. Любопытно, что задумывался ее шофер, выезжая на главную дорогу? А может быть, он просто не лицезрел едущий по Садовому "уазик"? И так в жизни бывает. Случись ДТП, он, непременно, будет повинет. Но, любопытно, лицезрел ли "10-ку" шофер УАЗа, спрогнозировал ли ее поведение? Судя по тому, как он тормозил, - нет. Он едет по главной дороге, он не должен, он по определению прав. Может быть, эта идея утешила бы его, если бы пострадал в аварии. Вспомнился случаем увиденный телесюжет про какую-то экзотичную страну: там не разбираются, кто повинет в ДТП, - виновными числятся все его участники. Курьез, естественно, но некий резон все-же есть: каждый, кто едет за рулем, должен быть ответственным за Законодательство движения.
Смена нашего экипажа подходила к концу. Была она довольно размеренной: обычно за восемь часов на 16-километровом Садовом кольце случается три-четыре аварии. И в итоге - еще вызов: у Крымского моста, на выезде из тоннеля в задний бампер "Форда-Транзит" въехала фронтальным крылом "девятка".
- Смотри-ка, - инспектор с удивлением указывает мне разъяснение водителя ВАЗа, - прямо так и написал: "Перестраиваясь в правый ряд, не высчитал дистанцию и сделал столкновение с автомобилем "Форд"!" Может быть, он поэтому таковой добросовестный, что машина у него застрахована?
Хотелось бы мыслить, что не только лишь потому. Может быть, Различное перестают жить на дороге по законам тропических зарослей, где каждый - за себя.
Шофер "Рено" выехал на встречную полосу и лоб в лоб столкнулся с "Ниссаном". Погибли три человека. Свое поведение шофер "Рено" растолковал тем, что справа его подрезала какая-то импортная машина, номеров которой никто не запомнил, и, избегая столкновения, он ушел на лево. Очевидцев, видевших подрезавшую импортную машину, не было.
Обычная ситуация: шофер "шестерки" стал резко перестраиваться в левый ряд, а там грузовик. Шофер грузовика начал тормозить, но все равно избежать столкновения не удалось. Кстати, шофер VAZ 2106 считал, что в ДТП повинет грузовой автомобиль: "Он был должен меня пропустить, я же включил поворотник!"
В этом ДТП все участники считали себя правыми: они оба двигались на зеленоватый свет светофора. Так оно и было - светофор оказался неисправен. И, возможно, за это понесут ответственность дорожники. Но легче ли от этого обладателям разбитых машин, получившим травмы различной тяжести?
Очередной обычный случай. Шофер "Волги" решил развернуться в неположенном месте. Более того, он начал делать это не из последнего левого, а из правого ряда. О чем он задумывался в этот момент и как не увидел несущийся навстречу в левом ряду внедорожник, остается загадкой (некорректно оценил скорость?). Шофер "Рейндж-Ровера" тормозил, но технической способности тормознуть у него не было - очень высока скорость. Повинет шофер "Волги", но аварии не случилось бы, соблюдай внедорожник высокоскоростной режим.