ТАССОНИ
"ТАССОНИ"
КОНКУРС "ЖУРНАЛИСТ"
"ТАССОНИ"
Игорь ЕФИМЕНКО
Издавна это уже случилось. Лето. Жара неимоверная. Тяжелый, полуденный зной. Шальное солнце в зените разогрело столичный асфальт и с мягенькой его поверхности дымкой подымаются колеблющиеся испарения, искажающие все вокруг. Но в сухом воздухе уже ощущаются признаки надвигающейся грозы. Вот-вот 1-ые капли ее лягут блестящими пятнами на жирную поверхность шоссе, предрекая будущие аварии и вероятные катастрофы...
У-ф-ф-ф, кончилась пытка - попытка прозы, начну повествование. Клиента везу, подобрал его на "помойке", то бишь на аэровокзале, и везу в "Шереметьево". Вонзаемся в поток Ленинградского проспекта и, естественно, одномоментно - в левый ряд. Идем чинно: поток 80 - и я 80, поток 90 - и я 90, поток 100 - и я 100 и т.д.. Дистанция - считанные метры, интервал - до метра, машин много: все жмутся, поспешая. В таком режиме наша разноцветная, длиннющая змея, преодолевая туннели и мосты, устремляется все далее и далее вон из городка, и я - малая частица, звено, чешуйка этой змеи, спешу совместно с ней. Проскользнули проспект и вползаем на Ленинградское, но уже шоссе.
А вот и давно ожидаемый дождичек, пока большой, пока редчайший, а вот и знакомый символ - "Осторожно, дорожные работы!". И я влетаю со всеми, не сбавляя скорости, на полосу препятствий. Сопряжение старенького асфальта с новым, конечно, ступенью, правда, маленький. Мы с клиентом, умиротворенно болтая, просто подскочили, и... вдруг машину резко бросило, и она нырнула "клювом" на право. Я баранку - резко на лево, машина отреагировала, и мы взлетаем на разделительный, покрытый сочной зеленоватой травой, газон, что напротив Аква стадиона "Динамо". А на том газоне застыли недисциплинированные пешеходы, пытавшиеся беспечно перейти улицу в неположенном месте и не понимающие, что им сейчас делать, ведь я лечу на их. Давлю на тормоз - педаль колом! Руль, как я его выкрутил в последнее левое положение, так его тут и заклинило. Оборотного пути в собственный поток нет! Что делать?! Передо мной - Различное, а на встречной полосе - стенка машин, передвигающихся от светофора, что на перекрестке с Головинским шоссе.
Я подсознательно давлю на педаль газа, стремглав пролетаю проезжую часть и с размаху приземляюсь днищем на обочину рядом с забором стадиона. Но за ранее получаю очень осязаемый боковой удар в "зад": это шедшая в последнем правом ряду "Волга" Гостелерадио постаралась. Удар солидный, задний мост вышибло, а запасное колесо до сего времени так никем и не найдено. Шофер этой "Волги", видно, суперпрофессионал с тридцатилетним стажем, поведал мне позже, что он, стартуя от светофора первым, набирает обороты и лицезреет, как я на искосок, с обезумевшой скоростью пересекая улицу, мчусь прямо на него. От неожиданности он резко тормознул, выкрутил руль и гениально лег, поджав ножки, повдоль фронтального сидения. Тем и спасся! От удара его управляющее колесо чуть ли не уперлось в подголовник кресла. Все мы вышли как ни в чем же не бывало, не понимая, что все-таки вышло. У моего клиента - легкая царапинка на лбу, суперпрофессионал - как огурец, я же разорвал башмак. Фронтальное правое колесо моей "Волги" отломано: шкворень в сечении излома оказался наполовину заржавелый, другими словами с заводским браком. Несколькими деньками ранее у машины было техобслуживание, где подменяли отслужившие собственный срок Ремонт и эксплуатация ходовой части, да, видно, шкворень поменять запамятовали. Вертикальную нагрузку он кое-как держал, а вот от бокового удара сломался, колесо отвалилось, но осталось в крыле - вышло резкое торможение, которое на свежеуложенном асфальте, политом дождичком, отдало эффект скольжения либо неуправляемого заноса. Все это подтвердило служебное расследование, и таксопарк взял на себя все расходы. Но это было позже.
Я же, приехав в "конюшню" в состоянии стрессовой веселости, треснул с механиком бутылку водки и как ни в чем же не бывало, ни в каком глазу, поехал домой. Дома, приняв на грудь еще столько же, умиротворенно, расслабленно заснул. На последующий денек, побрившись, пошел в церковь, поставил свечку и только здесь до конца проникся страхом происшедшего, отчего не вышел на работу, а обидно запил...
Нужно сказать, что за руль я сел в 35 лет и сходу как специалист. До того - институт, аспирантура, диссертация, членство, номенклатурная должность, в общем, как у многих в то время. Но судьба распорядилась по-своему, и я оказался учеником водителя такси, куда устроили меня по большенному блату. Директор таксопарка на собственный ужас и риск взял меня на рабочую специальность, нарушив незыблемую должностную аннотацию. Геннадий Вальтерович, я ваш должник!
Итак вот, начав новейшую трудовую жизнь, ворачиваясь после смены, я каждый раз на уровне мыслей прокручивал экстремальные ситуации, анализировал их, находил правильные рациональные пути решения. Для неопасной езды я избрал стиль, более подходящий для меня. Кратко поделюсь: никогда, ни в коем случае не ездить на "нейтрали", будь то хорошая дорога либо гладкий спуск. Перестраиваться, маневрировать, тормозить только при включенной передаче, время переключения передач уменьшить до минимума; все дорожные эксцессы стараться решать при помощи газа, другими словами ускорения: такая активная позиция позволяет быть владельцем положения, а не грустным статистом, ждущим, что все-таки с ним сделают другие участники движения. Но для этого дорожная ситуация всегда должна быть под контролем.
Нередко ловлю себя на том, что, если меня окликают на улице либо трогают за плечо в метро на эскалаторе, я не поворачиваю голову, а смотрю вперед, чуток ввысь, в зеркало заднего вида и, только сообразив что к чему, оглядываюсь вспять - рефлекс! Работая 1-ые полгода раз в день и делая по 400, а то и 500 км, старался уяснить время работы светофоров: сколько пылает красноватый, сколько зеленоватый, когда загорается стрелка - это давало мне возможность расслабленно, без торможения рассчитывать скорость движения и самому создавать себе "зеленоватую волну". Всегда смеюсь над обладателями могучих импортных машин, резко стартующих и резко тормозящих, когда я, плавненько меняя передачи, проезжаю мимо их, нервно ревущих на светофорах. "Чайники", что с их взять! Для меня эталон, когда только один раз за поездку включаешь первую передачу - при посадке клиента. Все другое время до его посадки едешь, не останавливаясь, с разной скоростью. Попытайтесь - в городке это тяжело.
В особенности тяжело давалось не реагировать чувственно на обидчиков на дороге. И у вас бывает, когда догоняет вами же случаем обиженный шофер, показывающий что-то и делая ужасную морду, орет на вас, но вы не слышите. Не растрачивайте попусту энергию, сберегайте нервишки: и вы не без греха, и вы, бывало, подрезали, и вы когда-нибудь не уступали. Спокойней, господа...
Итак вот. Кое-где через неделю выхожу я на работу. Вызывает меня директор. Иду, ждя выговора, а может и того ужаснее... Захожу в кабинет. Директор
Г. Саная, отпрыск известного в прошедшем вратаря сборной СССР и отец более известной фигуристки, ну и сам мужчина крутой, фаворит фаворитных в то время ралли "Директор", отложив в сторону ручку, гласит:
- А! Ты! Ну входи, входи. Как сам-то, рассказывай. Отошел?
- Все нормально, - говорю, по тону понимая, что выговора не будет. - Оклемался - сейчас на работу, с новыми силами. Жалко вот машину, на списание ее.
- Знаю, знаю. Сам-то нормально, вопросов, просьб нет?
- Да, нормально. Только вот, - малость подумав, говорю, - купил я башмаки, итальянские, в "Березке": "Тассони". Средств стоят, дорогие. Разорвал я тогда один башмак о педаль акселератора, наверняка. Жаль, нравились они мне очень. Новые совершенно, 2-ой раз надел.
Саная длительно вопросительно-удивленно глядит на меня. И вдруг взрывается:
- "Тассони"! Ты что, "чайник" какой-либо, что ли? Такой-сякой, разэдакий (следует полная моя черта). Выезжаешь на линию, знаешь, что у тебя ЧП случится, а ты новые дорогие башмаки надеваешь! Ты специалист либо что? Одеться был должен соответственно: кроссовки старенькые, одежонку какую похуже. А ты "Тассони", да из "Березки"! Пиши заявление.., - и после томительной паузы, - на вещественную помощь, но больше четвертного не получишь, в последующий раз умнее будешь.
С тем я и ушел. Без обиды. Такси - школа жизни. У нас ведь как было: даже если в тебя въехали сзади в стоячего, все равно ты повинет, не предугадал, что "чайник" мчится, не ушел от него. "И это верно".
Смены три я ездил, точнее, ползал по городку, ждя, что меня снова вдруг понесет куда-нибудь либо оторвется чего-нибудть, позже робость прошла, возвратилась уверенность. Верный своим принципам, я позднее расслабленно проанализировал эту катастрофу и пришел к выводу, которым в качестве последнего, головного совета делюсь с вами: никогда, ни в коем случае, в денек, когда с вами должна случиться катастрофа, не выезжайте, ну а если крайне необходимо, то одевайтесь похуже и всегда возите под сидением старую-престарую пару обуви, которую вам не жаль... Я вожу. Вожу... "Тассони".