НЕ БОГИ ЗАНОС Одолевают
НЕ БОГИ ЗАНОС Одолевают
Дамский КЛУБ
Урок девятый
НЕ БОГИ ЗАНОС Одолевают
Новый год начался - уроки в "Женском клубе" длятся. Тем, кто присоединился к нам в наступившем 1997-м, объясняем: в этой рубрике автогонщик со стажем Миша ГОРБАЧЕВ растолковывает нашей сестре премудрости управления автомобилем. Наша цель - научиться водить машину не ужаснее мужчин и наглядно обосновать им: все шуточки, насмешки и смешные рассказы на тему "дама за рулем" несостоятельны. Потому, милые дамы, за парту!
У водителей, так и не научившихся верно управлять автомобилем (посреди которых, чего греха таить, много дам), существует мировоззрение, что последствия заноса фатальны. Вправду, если автомобиль "внесет" - неудачи часто не миновать, в особенности неопытному автомобилисту, склонному впадать в панику. Но аварии избежать можно и необходимо. Как? Только одним методом: завладеть техникой контролируемого заноса. Другого не дано. Кто-то произнесет: "Ну-у-у! Контролируемый занос для дамы... Это нереально". Не веруйте! Если вы по-настоящему возжелаете, этот прием можно освоить.
Для начала разберемся, что такое занос. Это исходная стадия вращения автомобиля вокруг вертикальной оси. Управлять этим движением и, если нужно, стремительно приостановить его на самом деле не сверхсложно. Автогонщики нередко употребляют контролируемый занос на скользкой дороге, что позволяет вести автомобиль с большой скоростью и не утрачивать весь контроль над управлением.
Недостаточно опытнейший шофер располагает только одним приемом против появления заноса - значимым понижением скорости. Вы, естественно, не автогонщики, да и неопытными оставаться как-то грустно. Потому, милые дамы, не поленитесь - изберите время и выезжайте на площадку подходящих размеров, покрытую утрамбованным снегом. Очевидно, на ней не должно быть ни пешеходов, ни транПодвескаа. Сходу оговорюсь, что приемы вождения переднеприводных машин и "классиков" с задним приводом очень различаются. Потому, до того как приступать к тренировке, пристально прочитайте урок и удостоверьтесь, что сообразили все верно. Сейчас - об автомобилях с задним приводом.
Двигаясь по окружности поперечником около 12 метров, равномерно прибавим газ. Растущая скорость прирастит центробежную силу - и когда та превзойдет сцепление колес с дорогой, ваш автомобиль покинет желаемую траекторию перемещения. Таким макаром, мы с вами "смоделировали" появление заноса и не вписались в воображаемый поворот. Сейчас повторим все поначалу, но с той только различием, что вызовем занос специально, чтоб повстречать его во всеоружии. Для этого нужно резко прибавить газ. Заднюю ось начнет вносить. Немедля среагируйте резким поворотом руля в сторону заноса. Я не обмолвился, конкретно резким движением. Это идет вразрез с советами учебников по вождению автомобиля, где черным по белоснежному сказано: "на скользком покрытии никаких резких движений". Резких действий - рулем, газом, тормозом - вправду нужно избегать, пока вы едете по скользкому покрытию, чтоб не спровоцировать занос. Но если он уже начался, нужно повернуть руль энергично, верно и стремительно.
Запомните: чем резче вы повернете фронтальные колеса, тем резвее автомобиль "выдаст" оборотную реакцию, а вам в критичной ситуации дорога любая секунда. При всем этом не страшитесь повернуть руль на больший угол, чем нужно, так как тут принципиально не фиксировать руль в этом положении и ожидать ответной реакции автомобиля, а снова резко повернуть его назад, в положение, когда колеса стоят прямо. Найти это положение вам поможет полоса из цветной изоленты, наклеенная посредине управляющего колеса. Здесь вы почувствуете ответную реакцию автомобиля - он начнет выравниваться. Не давайте ему стопроцентно сделать это - опять резко поверните руль в сторону заноса и, если будет нужно, прибавьте газ. Поворачивайте руль сейчас на наименьший угол, вы уже почувствуете его! Продолжая резко и энергично работать рулем, делая недлинные, но четкие вращения влево-вправо, пытайтесь вести автомобиль далее по окружности, сохраняя заднюю ось в заносе, подыгрывая для себя педалью газа. Как необходимо поворачивать руль и когда возвращать его, в какой момент добавлять либо убавлять газ, вы очень скоро почувствуете сами. Для этого вы и выехали на импровизированную "тренировку". Если вам получится сделать несколько кругов с заносом задней оси в одну сторону, то попытайтесь то же самое в оборотном направлении.
Естественно, для дамских, более ласковых рук это большая нагрузка. В особенности на машинах без гидроусилителя руля. Тем паче, что трениться на площадке вам придется не один раз и, не считая того, повторять свои "уроки" на различных покрытиях. Но, поверьте, игра стоит свеч. Ведь освоив это и другие упражнения, вы смело сможете ездить зимой: овладев техникой контролируемого заноса задней оси, больше не бояться льда и снега. Правда, для этого необходимо выяснить и отработать еще много приемов. К примеру, как быть, если в повороте все четыре колеса "сорвет" и автомобиль начнет сдвигаться на встречную полосу. Либо... Вобщем, об этом и многом другом - в наших последующих уроках.