Победа по очкам
Победа по очкам
Молвят, чтоб носить очки, не достаточно быть умным – необходимо еще плохо созидать… Доподлинно понятно, что большая часть водителей вправду лицезреет плохо – какая уж там безаварийность!
К тому же сами очкарики подливают масла в огнь – что, дескать, произойдет, если сработавшая подушка безопасности ударит меня по очкам? В общем, тема для разговора назрела…
ПОДУШКОЙ ПО ОЧКАМ
Насчет подушки скажем сходу: лупит она вправду достаточно очень – и не только лишь очкариков. Да, при всем этом очки могут разбиться либо сломаться, а их осколки… в общем, вероятны проблемы. В любом случае, внимайте советам профессионалов – пристегивайтесь! От подушки все равно достанется, но не так очень…
А какие очки необходимы очкарику? Если прислушиваться к моде, то сейчас она просит, чтоб, к примеру, оправа не закрывала брови… А вот у безопасности требования совершенно другие: очки должны обеспечить водителю очень вероятное поле зрения! Узкая оправа – обычный пример не самой умной моды, в угоду которой мы забываем об изначальном назначении очков. Пока смотришь впереди себя, все нормально, но стоит покоситься вправо-влево, также вверх-вниз, как глаз становится «невооруженным» – за рулем оказывается слепой… В особенности неприятно это ночкой, когда беглый взор через плечо не замечает ни примыкающей машины, ни пешехода при маневре. Опытные очкарики отлично это знают и активнее крутят головой, но при иных равных критериях маленькие очки все равно окажутся в проигрыше. И их владельцы – тоже…
«ХАМЕЛЕОНЧИКИ»
Оправа слева считается сейчас более престижной, но опытнейший шофер изберет ту, что справа: она не так сузивает поле зрения. А вот это – штука нужная. На ярчайшем солнце – темнеют, в помещении – светлеют. К таким очкам пожелание только одно: оптика должна быть высококачественной или, извините, никакой… Другими словами, фотохромные характеристики «хамелеончиков» должны как можно резвее подстраиваться под изменение наружных критерий – по другому при заезде в неосвещенный тоннель придется некое время двигаться «на ощупь».
Что касается обычных противосолнечных очков с затемненными стеклами – как для обычных глаз, так и для «близоруко-дальнозорких», то к ним отношение многозначное. Плюс – в защите от ослепления при ярчайшем солнечном свете, минус – в неминуемом искажении цветов. Не считая того, если при заезде в тот же неосвещенный тоннель обычный шофер может просто снять очки, очкарику придется конвульсивно поменять затемненные очки на «обыкновенные»…
Вобщем, что касается преломления цветов, то очевидное лидерство в этой подгруппе занимают так именуемые
ВОДИТЕЛЬСКИЕ ОЧКИ
С этими очками запутаться нехитро, в особенности когда их именуют «федоровскими». В прошедшем году ЗР уже писал (ЗР, 2005, № 8), что сами сотрудники МНТК «Микрохирургия глаза» ничего подобного не разрабатывали. Но отдельные компании продолжают утверждать, что выпускаемая ими продукция – поистине «федоровская». Что ж, официально заявляем снова – ЛЮБЫЕ очки, именуемые водительскими, не имеют к МНТК никакого дела. Изделия такового рода могут быть полезны горнолыжникам либо, скажем, стрелкам по тарелочкам, так как отсекают голубую часть диапазона и делают изображение отдельных предметов более контрастным. Но шофер должен созидать не только лишь летящую на фоне неба тарелочку, а полностью все, при этом в неискаженном виде! То же относится к оправам со сменными наборами стекол – «от дождя», «от тумана» и т.п. Может быть, в единичных случаях они могут дать полезный эффект, но советовать их как панацею решительно нельзя.
КОНТАКТНЫЕ ЛИНЗЫ
В отличие от очков, линзы неплохи тем, что вообщем не ограничивают поле зрения – при всем этом они комфортны и физиологичны. Современные линзы даже проницаемы для кислорода – глаз нормально «дышит»! Есть и минусы – линзы требуют кропотливого ухода, в особенности в дороге! Правда, сейчас предлагают модели, которые можно не снимать на ночь, но многие окулисты относятся к этому скептически – глаз должен отдыхать. А в пути может быть всякое – от очевидной утраты одной из линз до внезапного воспаления глаза: бывает и такое. Вывод обычный – владелец контактных линз должен возить с собой… запасные очки. На всякий случай.
Психический ТРИЛЛЕР
Психология – штука смешная. Недаром молвят, что близорукий встречает меньше знакомых, зато почаще раскланивается… Но есть и очередной факт – психологически хоть какой человек чувствует себя молодее, чем он есть по сути!
Казалось бы – ну и отлично. Неудача, но, если с годами человек от всей души продолжает считать, что его зрение не усугубилось, хотя по сути лицезреет, грубо говоря, только восемь придорожных столбов из 10… Многие аварии, участниками которых становятся водители с долголетним стажем, объясняются конкретно этим: человек не осознает, как он налетел на то, чего НЕ БЫЛО! А оно – БЫЛО, просто бедолага его не увидел… Так как НЕ МОГ узреть: подтверждение – в таблице.
На мед определениях зацикливаться не стоит – числа же молвят о том, что у многих водителей с годами перед очами временами начинают «плавать» какие-то нити, паутинки, звездочки… Эффект – как от грязного стекла, в особенности ночкой, да при встречном свете фар. Другая возрастная проблема: оказывается, полностью здоровый глаз старого человека часто не в состоянии разглядеть нижнюю строку таблицы – что в очках, что без!
Список «страшилок» дополняют, конечно, глаукома и катаракта. Появляются они по-разному – например, потрясающий баскетболист вдруг начинает размеренно кидать мяч мимо корзины! Это – глаукома 1-го глаза. А когда фары встречного автомобиля вдруг делают вас полностью слепым – как досадно бы это не звучало, готовьтесь вылечивать катаракту. Обращаю повышенное внимание водителей на тот противный факт, что катаракта стремительно молодеет – стрессы, компы и остальные излучения пакостят нам с вами все более уверенно. Возраст, при котором может встречаться такое болезнь, сейчас снизился до 45–50 лет.
БЕЗ ПАНИКИ!
Понятно, что «нашего человека» ничем не запугаешь – мы и не пытаемся. Тем паче что окулисты научились вылечивать если не все, то практически все. Но не запамятовывайте главное: понижение остроты и уменьшение поля зрения наступают неприметно, а поэтому с течением времени вы начинаете созидать еще ужаснее, чем вам кажется! А при таком раскладе до окулиста можно и не доехать… Потому не ленитесь временами инспектировать свое зрение – сначала это напоминание тем, у кого различные глаукомы-катаракты были в роду. Подобного рода заболевания обожают передаваться по наследию.
И последнее. Чем больше вам лет, тем медлительнее следует ездить – ничего досадного в этом нет. Просто на замену прыткости должна придти этакая степенность – не так ли?
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Упражнения можно делать, сидя в автомобиле (но лишь на стоянке!!!)
1. Глаза закрыты. Радиальными движениями обеих рук массировать глазные яблоки – 10 сек.
2. Взор прямо впереди себя, потом на право, на лево, ввысь, вниз – 10 сек.
3. С усилием зажмурить и открыть глаза – 10 сек.
4. Поворачивать глаза в стороны два-три раза, потом закрывать на 10 сек.
ВНИМАНИЕ! Долгое управление автомобилем – более 7 часов – чревато не только лишь общей вялостью и сонливостью: ЗАМЕДЛЯЕТСЯ зрительное восприятие изменяющейся обстановки. Человек непроизвольно начинает почаще моргать, закрывать веки. При всем этом глаза чувствуют облегчение: ведь при таковой нагрузке они подсыхают, а моргание восстанавливает слезливую пленку! Поначалу глаза запираются всего только на секунду, но в конечном итоге это время растет до 15–20 секунд… О результатах гласит статистика: понятно, что после 7 часов управления автомобилем риск аварийности возрастает вдвое, а при управлении выше 12 часов – в девять раз.