НОЛЬ ОЧКОВ В ВАШУ ПОЛЬЗУ
НОЛЬ ОЧКОВ В ВАШУ ПОЛЬЗУ
Производители этого чуда оптической техники как один обещают: повысить четкость и сделать лучше контрастность изображения; сделать лучше цветоразличение; уменьшить ослепление от света фар. И даже «улучшить восприятие наружной среды и настроения в нехорошую погоду методом сотворения эффекта «солнца»! За что им, естественно, отдельное спасибо! (Правда, мне всегда казалось, что для этого больше подходят розовые очки.)
Если вы хоть раз встречались с такими очками, то должны знать, что стекла у их желтоватые. Чтоб осознать, как работает это настолько многообещающее «волшебное» устройство, довольно легко окончить среднюю школу, где в 11-м, наверное, классе вам растолкуют, что желтоватый светофильтр вправду увеличивает контрастность изображения. За счет чего? Все просто. Белоснежный свет, как понятно, состоит из 7 цветов, и каждый определяется собственной длиной волны. Но лучи света собираются на сетчатке не в точку, а в маленькое пятно… Сейчас мы «отрезаем» другие цвета, не считая близкого к желтоватому. В этом и есть сущность светофильтра: стеклянная пластинка задерживает часть диапазона. В итоге на сетчатке лучи света собираются практически в точку – возрастает контрастность изображения. Это отлично употребляют горнолыжники и Подвескасмены – стрелки по тарелочкам. 1-ые благодаря желтоватым стеклам отлично лицезреют на фоне белоснежного снега все выпуклости трассы, а 2-ые – парящие на ярко-голубом небе мишени.
На границе меж деньком и ночкой, когда уже не светло, но еще не мрачно и все краски мира тускнеют, а образы расплываются перед очами, искусственно увеличенная контрастность вправду может посодействовать. Вспомним фотографов, делающих свои шедевры в облачную погоду при помощи желтоватого светофильтра. Ну а что все-таки лицезреют водители? Скорей всего, если в одном месте что-то стало лучше, то в другом, напротив, стало ужаснее.
Это как раз касается второго обещания производителей: сделать лучше различение цвета. Вообще-то говоря, это звучит удивительно, если учитывать, что мы лишились части диапазона. К тому же палитра цветов в поле зрения автомобилиста существенно более многообразна, ежели у горнолыжника либо стрелка по тарелочкам. Хоть какой светофильтр не только лишь ослабляет, да и преобразует обычные цвета. Мы, к примеру, не задумываемся над тем, что, смотря на светофор, нельзя здесь же осознать, зажегся зеленоватый либо нет, не зная его месторасположения. Ведь, строго говоря, зеленоватый уже смотрится совершенно не зеленоватым.
Так же очень трудно идентифицировать цвет машины. Голубий, зеленоватый, фиолетовый, вишневый – все это будет казаться темным цветом чего угодно, но только не настоящего цвета машины. Если средний шофер в желтоватых очках въедет на перекресток с перевернутым ввысь ногами светофором, у него есть шанс уехать оттуда ногами вперед.
Все произнесенное подтверждается окулистами и оптиками. Более того, восприятие среды через желтоватый фильтр людскому глазу не по привычке. Следя городские пейзажи в таком цвете, наш бедный глаз может утомиться. При всем этом фокусировать зрение на внезапно показавшемся объекте он будет малость медлительнее, чем обычно. А даже толики секунды на дороге могут привести к неприятностям.
Стоит сказать, что у людей после 40–45 лет зрение изменяется далековато не в наилучшую сторону, даже если результаты обследования у районного офтальмолога вас веселят. Это касается и сумеречного зрения, когда глаз плохо различает изображения в критериях недостаточной освещенности, и несчастной «куриной слепоты», и скорости фокусировки глаза на предмете. Последнее относится полностью ко всем людям старше 40 лет: с годами хрусталик глаза подольше «переключается» с близкого объекта на далекий. Добавим сюда тот факт, что в салоне редчайшего автомобиля стекла очков останутся незапятнанными, а если к тому же окна автомобиля тонированные…
Естественно, почти все находится в зависимости от личных особенностей глаза. Но не нужно питать иллюзий, даже при том, что из всех цветов желтоватый меньше всего ослабляет поток света. Сейчас перейдем к третьему пт обещаний – «уменьшают ослепление, снимают блики от света встречных фар». За счет чего? Трудно представить человека, решившего надеть такие очки ночкой, а ведь вот тогда нас ослепляют встречные фары. Приглушая дневной свет, ночкой они погружают нас в желтый мрак, и управлять машиной в таких критериях более чем проблемно. Означает, их необходимо надевать в момент приближения встречного авто, а потом здесь же снимать – не так ли? Вобщем, если за рулем больше нечем заняться, то, наверняка, такие манипуляции полезны – по последней мере не заснешь. Что касается утверждения «уменьшают ослепление за счет ослабления эффекта моторной зрительной памяти», то оставим его на совести создателей, может быть, они планируют произвести переворот в науке.
Все же этот пункт обещаний производителей «водительских» очков, разумеется, больше всего тревожит водителей. Потому достоверность рекламы мы проверили при помощи фокус-группы. 5 испытуемых, не знакомых с целью опыта, по одному заходили в кабинет, где установлен прибор, способный имитировать различную степень освещенности, контрастности, также ослепление.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТАКОВЫ
Полностью все очки увеличивали контрастность. «Подопытные» смогли разглядеть на таблице строки, которых до этого не лицезрели никогда. Но при ослеплении оказались никчемны, зрение идиентично падало у всех – как и подразумевали специалисты.
Последние два пт в призывах брать «водительские» очки – из серии психологии и примитивной рекламы. Судите сами: как просто очками с желтоватым светофильтром (даже с дальной от законов гармонии оправой) можно «снять сонливость и утомляемость» и тем паче «повысить работоспособность»?
Резюмируя все вышеупомянутое, приходим к выводу. Такие очки имеют смысл в сумерках – деньком в этом необходимости нет. Когда солнце светит ярко, шофер всегда может опустить козырек либо пользоваться обыкновенными солнцезащитными очками, которые, наверное, уже есть и как вещь имиджевая подходят владельцу совершенно. Ночкой любые очки с затемненными стеклами – тупость в чистом виде. А если невозможность отличить один цвет от другого именуется улучшением цветоразличения, то кому-то точно пора к доктору, при этом не окулисту. Для увеличения настроения лучше съесть шоколадку либо вспомнить забавнй смешной рассказ.
Изготовитель – «Алис-96»
В рекламе сообщается, что это «Федоровские очки». Но в МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова сказали, что никогда ничего подобного не разрабатывали и не имеют никакого дела к хоть каким «водительским» очкам.
Изготовитель – «Интероптика»
Невзирая на кошмарную оправу «а-ля нездоровая муха цеце», эти очки приглянулись подопытным больше других. Оказалось, контрастность они увеличивают существенно лучше собственных братьев. К огорчению, ослепление не снимают и они. А жалко!
Изготовитель – «Спектр»
В рекламе также упоминается МНТК «Микрохирургия глаза», а означает, опять обман. Плюсом этого оптического прибора можно считать неплохую комплектацию и дизайн. Другими словами привлекательная коробка, сносная оправа, милая салфеточка для протирки стекол.
Изготовитель – BBGR
Наш зарубежный гость. Существенных различий от собственных российских соперников найдено не было. Кроме, может быть, того, что они не называли свои очки «Федоровскими» и не кивали на МНТК, как на ассистента в изготовлении.
Комменты Спеца
Малюгин Борис Эдуардович,
доктор мед наук, заместитель генерального директора по научной работе МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С. Н. Федорова
В том, что такие очки вправду делают лучше контрастность, колебаний нет. Другие же пункты обещаний, мягко говоря, очень спорны. Я как автовладелец просто не нахожу в их смысла. Маленький дождик навряд ли вызовет затруднения у водителей, а в сплошной ливень не посодействуют никакие очки. То же и с туманом. Ночкой использовать их скорей небезопасно, чем нужно, даже если временами слепят фары. Можно удачно разойтись со встречным, но не увидеть кого-либо на собственной полосе.
Естественно, все эти характеристики персональны. Наверное, Различное, сочинявшие рекламу, задумывались все-же о последствиях собственных обещаний. Не удивлюсь, если вдруг найдется человек, который со всеми этими формулировками согласен, и очки вправду оказывают на него положительное воздействие. Но для большинства людей это не так, а для отдельных групп схожее приобретение возможно окажется не просто никчемным, а небезопасным.
Комменты Спеца
Шпак Александр Анатольевич,
доктор мед наук, доктор, зав. отделением клиникофункциональной диагностики МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С. Н. Федорова
Если шофер считает, что ему нужно более контрастное зрение, он полностью может использовать эти очки. За счет желтоватого светофильтра эталоны способны отсекать вредный для глаза голубий диапазон, приводящий к катаракте. Но наш хрусталик с годами желтеет без помощи других, и эти порухи ему не жутки. От ослепления же нас защищает сужение зрачка, а такие светофильтры будут накалывать глаза и ослаблять эту нормальную реакцию, что наращивает попадание «плохого» солнечного излучения в глаза. Природа наделила нас достаточным количеством собственных защитных функций, и усердствовать в этом направлении не стоит. Обладателем же «автомобильных» очков могу представить для себя только безрассудно аккуратную даму, протирающую салон автомобиля и «свою оптику» на каждом светофоре. Для других же приобретение станет никчемным, заляпанные пыльные стекла мгновенно растеряют способность к увеличению контрастности.