ДОРОГАЯ МОЯ ДОРОГА .
ДОРОГАЯ МОЯ ДОРОГА...
Животрепещуще!
Энциклопедия грузовых автомобилей
ДОРОГАЯ МОЯ ДОРОГА...
Куда деваются млрд рублей дорожных налогов, собранные со всей Рф?
Игорь МОРЖАРЕТТО.
Фото Сергея Компанейченко
Проходил я в этом году техосмотр и, как законопослушный гражданин, исправно заплатил в Сбербанк налог с обладателя транПодвесканых средств в сумме 194 рубля. А попробуй не заплати - не видать священного желтенького талончика, как собственных ушей. Никто и не возражает: Энциклопедия грузовых автомобилей эти должны идти на благую цель - строительство и содержание дорог Рф. Только вот благими намерениями понятно, куда дорожка вымощена.
Мы решили поинтересоваться, как собираются Энциклопедия грузовых автомобилей в дорожные фонды и как они позже употребляются.
БЫЛИ СБОРЫ ТАК ДОЛГИ...
"Средства дорожных фондов образуются за счет: налога на реализацию горюче-смазочных материалов; налога на юзеров авто дорог; налога с хозяев транПодвесканых средств; налога на приобретение транПодвесканых средств; акцизов с реализации легковых автомобилей в личное использование людей" (ст. 3 Закона "О дорожных фондах РФ").
Как все точно прописано в законе! Покупаешь новейшую машину, ездишь на ней - плати налог. В жизни же реальной далековато не все так просто. Закон-то есть, а вот далее... Оказывается, создание средств фонда, их внедрение определяются почему-либо еще по Постановлению Верховного Совета РФ от 23 февраля 1992 года, в каком, естественно, не учтены бессчетные конфигурации и дополнения, внесенные в дорожное законодательство за последние семь лет. "Дыру" эту был должен закрыть новый Закон "Об авто дорогах и дорожной деятельности", но его, как досадно бы это не звучало, наша Дума никак принять не может. Так и живем по "заветам" Верховного Совета, которого издавна уже нет. И если б отлично жили, так хорошо, но ведь живем-то - не очень!
Начнем с первой части дорожных фондов. Ее должны пополнять предприятия нефтеперерабатывающего комплекса - как понятно, самые у нас "бедные". Задолженность их перед дорожными фондами - тяжело поверить - была 9,6 млн. рублей на 1 января 1999 года! В перечне самых злобных должников тогда считались "ЛУКойл", "ЮКОС", "Восточная нефтяная компания", "КомТЭК" и "Газпром". Принимались авральные меры по реструктуризации их задолженности перед фондами - в зачет долгов от их воспринимали ГСМ, битум, строительную и дорожную технику. Не помогает - долги пока не сокращаются. Зато налог на юзеров авто дорог в прошедшем году удалось собрать фактически стопроцентно и даже долги за прошлые годы кое-какие получить. Пусть не всюду рублями, а все теми же ГСМ и стройматериалами, но все таки лучше, чем ничего.
Есть в нашей стране налог, который всегда собирается на 100% - с хозяев транПодвесканых средств. И что броско, они все платят средствами - ни одной пробы поменять рубли соляркой либо щебенкой! На 100% выполнены и планы Родины по сбору налогов и акцизу с реализации транПодвесканых средств: 20-процентный налог аккуратненько перечисляют при регистрации автомобилей все юридические лица (можно, естественно, этого не делать, только машину на учет не поставят). А частник даже не подозревает, что, купив в личную собственность новейшую "шестерку", он некоторую сумму выложил к тому же в качестве налога. Какую конкретно, видимо, никогда и не выяснит. Вобщем, в Русском дорожном агентстве (это сейчас Федеральная дорожная служба так именуется) ее величину тоже именовать не могут: акциз с продаж транПодвесканых средств, вопреки Закону "О дорожных фондах", уходит прямиком... в бюджет. Согласно "Закону о бюджете".
Некие регионы Русской Федерации вообщем решили трактовать закон по-своему. Республики Татарстан и Башкортостан дорожные налоги собирают исправно, но полностью все оставляют у себя. От дотаций же из Москвы не отрешаются. Зато отказывают Москве в праве участвовать в управлении федеральными дорогами, проходящими через их местности.
А ПОТРАТИМ ИХ - Стремительно!
"Средства Федерального дорожного фонда РФ направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства авто дорог общего использования, также издержек на управление дорожным хозяйством" (ст. 1.3 Закона "О дорожных фондах").
В прошедшем году на лицевые счета ФДС Рф поступило 17,5 миллиардов. рублей. За этот период времени введено 917 км новых автодорог, практически 10 км новых мостов и путепроводов - втрое больше, чем в 1997 году.
При всем этом в 1998 году ФДС Рф по требованию председателя кабинета министров Чеченской республики перечислила выше 57 млн. руб. на ремонт федеральной дороги М-29 "Кавказ". Необходимо ли гласить, что эти суммы, составляющие часть собранных с законопослушных россиян дорожных налогов, безо всяких следов растворились кое-где в предгорьях Северного Кавказа. Заметим попутно, что и сам руководящий аппарат ФДС Рф тоже в расходах на себя не скупился, на 4 с излишним млн. руб. превысив собственный бюджет. Легкие арифметические деяния демонстрируют, что ровно столько занесли в виде налогов 28 тыщ автовладельцев. На их кровные закупили мебель, компы, холодильники и телеки для кабинетов управляющих фонда, оплачивалась сотовая связь, аренда автомобилей и т. д.
Энциклопедия грузовых автомобилей - НА БОЧКУ!
"Средства Федерального дорожного фонда РФ и территориальных дорожных фондов имеют особое предназначение и не подлежат изъятию либо расходованию на нужды, не связанные с содержанием и развитием авто дорог общего использования" (ст. 1.2 Закона "О дорожных фондах").
Дорожные налоги в стране, по уверениям управляющих Русского дорожного агентства, собираются сейчас всего на 50%. Но это - "живы" Энциклопедия грузовых автомобилей, а на их настолько не мало охотников! И перечень регионов, где средства территориального дорожного фонда пускались на другие, пусть и благие цели, фактически совпадает со перечнем регионов страны...
По данным Счетной палаты РФ, в Алтайском крае, Камчатской и Нижегородской областях на эти Энциклопедия грузовых автомобилей отремонтировали аэропорты, в Архангельской области - металлическую дорогу, в Красноярске строили метрополитен. И конечно, "дорожные Энциклопедия грузовых автомобилей" уходили на социальную сферу (в Липецкой, Воронежской, Курской областях, Приморском крае и т. д.).
Меж иным, существует порядок, по которому в случае нецелевого использования средств территориального дорожного фонда немедля прекращается перечисление дотаций, а ранее перечисленные - ворачиваются в федеральный фонд. Только вот норма эта не применялась никогда! И нехитро. Как наказать территориальный фонд, которому "вывернул руки" управляющий региона, заставив перечислить Энциклопедия грузовых автомобилей в социальную сферу, если часто "выламывают" руки и самому Российскому дорожному агентству?
- Пару лет вспять правительство через казначейскую систему изъяло из бюджета ФДС около 5 триллионов рублей ("старенькыми"), и практически два года Дума и Совет Федерации бились, чтоб эти Энциклопедия грузовых автомобилей возвратить, - вспоминает заместитель председателя Комитета Госдумы по индустрии и транПодвескау Юрий Тен. - Да и на данный момент из федерального бюджета 1999 года, более того, из проекта бюджета на 2000 год, Энциклопедия грузовых автомобилей дорожных фондов растаскиваются на другие цели! В этом году млрд рублей ушел на выплату пенсий. Особо - о проекте бюджета-2000. Поначалу правительство вообщем предложило устранить федеральный дорожный фонд (?!). Премьер-министр Путин очень возмущался, когда вызнал, что на Вооруженные Силы тратится средств меньше, чем собирается в дорожный фонд. Большая часть из нас - за то, чтоб больше средств выделялось на содержание армии, но не за счет же строительства дорог! Хоть какой мало-мальски грамотный экономист знает, что содержание армии - это пусть и нужные, но незапятнанные издержки, в то время как строительство и содержание автодорог - это долгая инвестиция, новые рабочие места, развитие малого и среднего бизнеса, всей инфраструктуры в районе, где они проходят. Но все равно в проекте бюджета-2000 предлагалось 5,5 миллиардов. руб. из дорожного фонда издержать на закупку вооружений. Одним словом, федеральный центр подает регионам пример, как следует нарушать собственные законы.
...Конечно, и в новеньком году я исправно заплачу эти 194 рубля в качестве "налога с обладателя технического средства" (если его не повысят). Куда денешься - по другому не видать желанного зеленоватого талончика. Только очень жалко, что Энциклопедия грузовых автомобилей мои и еще миллионов автолюбителей пойдут не на то, чтоб достроить, в конце концов, Транссибирскую автомагистраль, и не на ремонт раздолбанных дорог в русской глубинке, а совершенно на другие цели.
Этот снимок изготовлен 20 годов назад в деревне Москва Псковской области. А прошлой осенью там побывал наш корреспондент. О том, что он увидел, - читайте в последующем номере.