ПОДНОЖНЫЙ КОРМ
ПОДНОЖНЫЙ КОРМ
Животрепещуще
/ЭХ, ДОРОГИ
ПОДНОЖНЫЙ КОРМ
МОЖНО ЛИ ПАСТИ Стальных Жеребцов НА АСФАЛЬТОВЫХ ЛУГАХ?
ТЕКСТ / ГЕННАДИЙ РЯБЦЕВ
Поводом к журналистскому расследованию стала реклама в одной из саратовских газет: "Компания покупает асфальт б/у. Оплата наличными сходу". Здесь же вспомнилась история восьмилетней давности - после первой волны подорожания бензина, когда народные умельцы стали делать жидкое горючее из кухонного газа, древесных чурок и битума, мы тоже перепробовали все эти способы. Заказав по почте брошюру анонимного создателя, сварили по чертежам установку для крекинга и вправду получили из 4 ведер асфальтовых обломков практически 10 л. хорошего бензина - специалисты НАМИ нашли в нем 94% изооктана С8H18. Они же подтвердили, что никакого чуда тут нет - высокотемпературное расщепление томных углеводородов описано в школьном учебнике по химии. Советовать сие читателям мы не отважились, ведь рядовой автовладелец навряд ли сумеет законно доставать тонны такового сырья, ну и жечь кубометры магистрального газа для нагрева реактора будет по копеечным "кухонным" расценкам, другими словами за счет всех нас... И вот, похоже, кто-то вновь взялся за старенькое - срочно выезжаем в Саратов!
Бетонный забор у 1-го из волжских затонов, ворота с вывеской "Прием асфальта", очередь небритых личностей с телегами и густой, валящий с ног запах кипящего битума... При слове "журналисты" приемщик повел себя очень неадекватно, и чтоб не вступать с ним врукопашную, пришлось ретироваться, ничего толком не выяснив. Ясно было только то, что из асфальта тут вправду гонят бензин и, судя по наколкам на пальцах, у "крекингмена" уже есть, как минимум, две "ходки"...
Куда радушнее повстречал столичную прессу начальник областного УВД Олег Самсонов. Угощая нас чаем, полковник, обыкновенно, пенял на несовершенство законов, мешающее милиции навести порядок.
- Откуда асфальт берут? С дорог, очевидно! Обычной столярной стамеской можно за час порубить центнер "вторсырья". По 30 копеек за кило сдал - как раз на пол-литра водки хватит. А мне что делать - посты на каждом километре выставить? Либо придавить коммерсантов? Но у всех таких компаний официальные лицензии на скупку асфальта - этот вид деятельности не запрещен. Дескать, "очищаем кюветы от строительного мусора". Это ж каким кретином нужно быть, чтоб разрешить прием чего-либо от населения?! Лицезрели, что у нас на опорах ЛЭП заместо проводов? Сваренный в стык арматурный прут. А весь алюминий, не говоря уже про медь, в области издавна сдан. Тем популяцией... Вот и на данный момент вылечиваем не болезнь, а симптомы. Раз в неделю докладываю Аяцкову (губернатор - ред.) о мерах по борьбе со "стамесочниками", сделаны спецотряды, за год задержано семьсот человек. Но СИЗО ведь не резиновый - приходится отпускать...
Потрясенные прогнозом саратовского шерифа о скором исчезновении дорожной сети Поволжья, мы, по его совету, поехали на "Крупу" - там, в скверике у известной пивной на площади Крупской обычно отдыхает интересующий нас контингент.
Сдружиться с завсегдатаем тусовки было делом техники и пары кружек за счет ЗР. И вот нас знакомят с одним из "шахтеров" - так именуют себя охотники за асфальтом. Валера (в прошлой жизни, кстати, уральский горняк) и впрямь похож на шахтера: черные веки, темные прожилки на ладонях и соответствующая речь. "Уйти в ночной забой", "до'быча" с ударением на "о" - это все про изнурительный труд до зари на отдаленных участках сельских шоссе. Под утро его старенькый "жигуленок", просев до земли, ползет на разгрузку - жаль машину, но ведь оплата сдельная... А безлошадных "шахтеры" за коллег не считают и именуют "крысами" - те, с ранцами и телегами, охотятся в пригородах и повдоль автобусных маршрутов.
- Нужно же совесть иметь, - возмущается Валера. - Как можно колупать трассу федерального значения? Вот, скажем, тупиковую дорожку к заброшенной ферме - другое дело. Я, к примеру, на данный момент веткой к одному пионерлагерю занимаюсь, ну и то, ровненько по бокам снимаю. Для чего им четыре метра ширины - 3-х полностью довольно...
Равномерно хмелея, наш визави опустился в мемуары. Казалось, не так давно он с голодухи стучал по мостовой не стамеской, а каской, но не скатился, как многие, на дно, сохранил жилище и семью, всегда находя метод заработать. "На асфальте" всего два года, ранее длительно валялся по поликлиникам - чуть ли не уничтожили лопатами садоводы, когда выламывал медные обмотки из их трансформатора.
Деликатно меняем тему - расскажи, дескать, о "крысах".
- В главном, бомжи они да алконавты. В забой прогуливаются кодлом, человек по сто-триста. Шофера лютуют, видя, как они курочат дороги, а попробуй хоть 1-го задави - растерзают совместно с машиной... Да вы сами их увидите, если поедете в Москву не по "челябинке", а через Тамбов.
Ясной, морозной ночкой берем курс на Ртищево. Спустя час дорога круто пошла вниз к реке и взглядам открылась "Равнина факелов"... Впереди, в черноте широкой поймы Медведицы мелькают сотки огоньков, растянувшиеся лентой на хороший километр. Спустившись накатом к мосту, мы погружаемся в королевство сюрреализма - неестественный, как будто из кинофильма ужасов, антураж обездвиживает сознание... Жестокий стук молотков по стамескам, коптящее пламя солярки в жестяных банках и сероватые, шевелящиеся тени... Переваливаясь на ухабах того, что еще не так давно было дорогой, мы с опаской пробираемся через этот ужас и припавшие к земле существа, сверкая в лучах фар очами, нехотя отползают в стороны...
P. S. Через месяц, когда пережитое практически забылось как дурной сон, создатель этих строк проезжал по делам в округах подмосковного Подольска. Лужа с рваными краями на обочине показалась необычной - остановлюсь-ка, гляну. Прорези в асфальте шириной в пару см облегали бахромой заполненную водой яму - это были следы стамески...
Ночкой нас никто не повстречает!



Животрепещуще
/ЭХ, ДОРОГИ
ПОДНОЖНЫЙ КОРМ
МОЖНО ЛИ ПАСТИ Стальных Жеребцов НА АСФАЛЬТОВЫХ ЛУГАХ?
ТЕКСТ / ГЕННАДИЙ РЯБЦЕВ
Поводом к журналистскому расследованию стала реклама в одной из саратовских газет: "Компания покупает асфальт б/у. Оплата наличными сходу". Здесь же вспомнилась история восьмилетней давности - после первой волны подорожания бензина, когда народные умельцы стали делать жидкое горючее из кухонного газа, древесных чурок и битума, мы тоже перепробовали все эти способы. Заказав по почте брошюру анонимного создателя, сварили по чертежам установку для крекинга и вправду получили из 4 ведер асфальтовых обломков практически 10 л. хорошего бензина - специалисты НАМИ нашли в нем 94% изооктана С8H18. Они же подтвердили, что никакого чуда тут нет - высокотемпературное расщепление томных углеводородов описано в школьном учебнике по химии. Советовать сие читателям мы не отважились, ведь рядовой автовладелец навряд ли сумеет законно доставать тонны такового сырья, ну и жечь кубометры магистрального газа для нагрева реактора будет по копеечным "кухонным" расценкам, другими словами за счет всех нас... И вот, похоже, кто-то вновь взялся за старенькое - срочно выезжаем в Саратов!
Бетонный забор у 1-го из волжских затонов, ворота с вывеской "Прием асфальта", очередь небритых личностей с телегами и густой, валящий с ног запах кипящего битума... При слове "журналисты" приемщик повел себя очень неадекватно, и чтоб не вступать с ним врукопашную, пришлось ретироваться, ничего толком не выяснив. Ясно было только то, что из асфальта тут вправду гонят бензин и, судя по наколкам на пальцах, у "крекингмена" уже есть, как минимум, две "ходки"...
Куда радушнее повстречал столичную прессу начальник областного УВД Олег Самсонов. Угощая нас чаем, полковник, обыкновенно, пенял на несовершенство законов, мешающее милиции навести порядок.
- Откуда асфальт берут? С дорог, очевидно! Обычной столярной стамеской можно за час порубить центнер "вторсырья". По 30 копеек за кило сдал - как раз на пол-литра водки хватит. А мне что делать - посты на каждом километре выставить? Либо придавить коммерсантов? Но у всех таких компаний официальные лицензии на скупку асфальта - этот вид деятельности не запрещен. Дескать, "очищаем кюветы от строительного мусора". Это ж каким кретином нужно быть, чтоб разрешить прием чего-либо от населения?! Лицезрели, что у нас на опорах ЛЭП заместо проводов? Сваренный в стык арматурный прут. А весь алюминий, не говоря уже про медь, в области издавна сдан. Тем популяцией... Вот и на данный момент вылечиваем не болезнь, а симптомы. Раз в неделю докладываю Аяцкову (губернатор - ред.) о мерах по борьбе со "стамесочниками", сделаны спецотряды, за год задержано семьсот человек. Но СИЗО ведь не резиновый - приходится отпускать...
Потрясенные прогнозом саратовского шерифа о скором исчезновении дорожной сети Поволжья, мы, по его совету, поехали на "Крупу" - там, в скверике у известной пивной на площади Крупской обычно отдыхает интересующий нас контингент.
Сдружиться с завсегдатаем тусовки было делом техники и пары кружек за счет ЗР. И вот нас знакомят с одним из "шахтеров" - так именуют себя охотники за асфальтом. Валера (в прошлой жизни, кстати, уральский горняк) и впрямь похож на шахтера: черные веки, темные прожилки на ладонях и соответствующая речь. "Уйти в ночной забой", "до'быча" с ударением на "о" - это все про изнурительный труд до зари на отдаленных участках сельских шоссе. Под утро его старенькый "жигуленок", просев до земли, ползет на разгрузку - жаль машину, но ведь оплата сдельная... А безлошадных "шахтеры" за коллег не считают и именуют "крысами" - те, с ранцами и телегами, охотятся в пригородах и повдоль автобусных маршрутов.
- Нужно же совесть иметь, - возмущается Валера. - Как можно колупать трассу федерального значения? Вот, скажем, тупиковую дорожку к заброшенной ферме - другое дело. Я, к примеру, на данный момент веткой к одному пионерлагерю занимаюсь, ну и то, ровненько по бокам снимаю. Для чего им четыре метра ширины - 3-х полностью довольно...
Равномерно хмелея, наш визави опустился в мемуары. Казалось, не так давно он с голодухи стучал по мостовой не стамеской, а каской, но не скатился, как многие, на дно, сохранил жилище и семью, всегда находя метод заработать. "На асфальте" всего два года, ранее длительно валялся по поликлиникам - чуть ли не уничтожили лопатами садоводы, когда выламывал медные обмотки из их трансформатора.
Деликатно меняем тему - расскажи, дескать, о "крысах".
- В главном, бомжи они да алконавты. В забой прогуливаются кодлом, человек по сто-триста. Шофера лютуют, видя, как они курочат дороги, а попробуй хоть 1-го задави - растерзают совместно с машиной... Да вы сами их увидите, если поедете в Москву не по "челябинке", а через Тамбов.
Ясной, морозной ночкой берем курс на Ртищево. Спустя час дорога круто пошла вниз к реке и взглядам открылась "Равнина факелов"... Впереди, в черноте широкой поймы Медведицы мелькают сотки огоньков, растянувшиеся лентой на хороший километр. Спустившись накатом к мосту, мы погружаемся в королевство сюрреализма - неестественный, как будто из кинофильма ужасов, антураж обездвиживает сознание... Жестокий стук молотков по стамескам, коптящее пламя солярки в жестяных банках и сероватые, шевелящиеся тени... Переваливаясь на ухабах того, что еще не так давно было дорогой, мы с опаской пробираемся через этот ужас и припавшие к земле существа, сверкая в лучах фар очами, нехотя отползают в стороны...
P. S. Через месяц, когда пережитое практически забылось как дурной сон, создатель этих строк проезжал по делам в округах подмосковного Подольска. Лужа с рваными краями на обочине показалась необычной - остановлюсь-ка, гляну. Прорези в асфальте шириной в пару см облегали бахромой заполненную водой яму - это были следы стамески...
Ночкой нас никто не повстречает!


