Чехия Колесим по притче
Чехия: Колесим по притче
Средневековые церкви, мосты и скульптуры присваивают провинциальной Чехии уникальный спектр (г.Бртнице)
Посетив Прагу в конце 2005 года мы сообразили, что обречены на любовь к Чехии на всю жизнь. Цель последующей поездки колебаний не вызывала: едем на автомобиле! Общение с чешскими прокатными организациями развеяло последние сомнения: наши водительские удостоверения там действительны, а условия применимые. Опаски, конечно были: не попадем ли мы в какую-нибудь кабалу к страховой компании либо прокатной конторе? Найдем ли общий язык с представителями власти на дорогах? Разберемся ли в правилах и знаках? Сможем ли, в конце концов, заправиться на европейской заправке? И все таки отважились.
Бронируем машинку мини-класса через Веб, согласовываем место ее доставки и время, уточняем, какие документы необходимы для заключения контракта. Раздельно переспрашиваем, необходимо ли снова за ранее позвонить, напомнить? Ответ сотрудника прокатной компании лаконичен: ничего не надо, до встречи в указанное время у отеля.
Эта краткость нас несколько волновала: ну, не привыкли мы к европейской пунктуальности и обязательности. Но представитель проката прибыл впору – кстати, русским языком он обладает идеально! Д евять дней проката без ограничения километража, потом сотрудник сам конфискует машину от отеля, минус скидка за Интернет-бронирование… Итого – 310 евро. Выдав нам документы и ключ на «Ниссан-Микру», представитель попрощался и удрал догонять трамвай…
По готическому замку Пернштейн до сего времени бродят привидения рыцарей и красивых дам. Нам никто из их не повстречался: наверняка, не подфартило
Машинка приглянулась с первых же минут. Комфортная, мягенькая, четкая в управлении и, как ни удивительно, просторная снутри. Некое время пригодилось, чтоб привыкнуть к тормозам: «Микра» становилась как вкопанная при мельчайшем касании педали. С учетом долголетней практики вождения «ВАЗов», у каких на педаль приходится давить от всего сердца, невзирая на вакуумный усилитель, я, видимо, не один раз вызывал конкретную реакцию у едущих сзади. Извините…
Маленькая пробка из пяти-шести машин, и мы выезжаем на объездную вокруг Праги. Указателей – море: никаких заморочек маленький рывок по городку не вызвал. Выезжаем на «Дорогу номер 1» Чешской республики – автостраду "Прага – Брно". Дорога – платная, о чем предупреждают таблички, но наше авто уже снабжено необходимыми наклейками на лобовом стекле.
Качество покрытия главных чешских автострад не понравилось: чувство такое, что дорога изготовлена из бетонных плит, достаточно неаккуратно подогнанных друг к другу. С приоткрытыми окнами грохот стоит таковой, что для разговора приходится практически орать. Вибрация, но, практически не чувствуется. Разгоняюсь для начала до сотки, при разрешенных 100 30, и привыкаю к машине. Заодно прислушиваюсь и к своим ощущениям. Приятно ощущать себя человеком, едущим по европейской автостраде на японской машине. А если короче, то – ощущать себя человеком…
Аккуратность и тщательность во всем – вот лозунг чешских дорожников! А ведь бывают еще больше подробные таблички… (г.Марквартице)
Дорога насыщена указателями. Заправки, стоянки, кафе и выезды с трассы заранее обозначаются информационными щитами, которые повторяются пару раз – за 1000 и 500 метров до объекта. На затяжных подъемах выделена особая полоса для медлительно передвигающегося транПодвескаа, куда безоговорочно сворачивают грузовики.
Правила дорожного движения не очень отличаются от русских. Главные отличия: обязателен ближний свет фар круглые сутки, в населенных пт скорость ограничена 50 км/ч, запрещен разворот на перекрестке со светофором. На зеленоватый сигнал можно поворачивать, даже если не пылает зеленоватая секция для данного направления. Кстати, это очень комфортно, почему у нас не изготовлено так же – неясно, в особенности с учетом того, как нередко эти секции в России просто не работают. Пешеходов принято пропускать независимо от того, идут они по переходу либо просто бросаются с обочины под колеса. Хоть Чехия и «пивная» страна, употребление алкоголя за рулем запрещено.
Этот малыш очень затрепан жизнью, но полностью трудоспособен! (г.Телч)
Знаки очень похожи на наши, но, обычно, исполнены с огромным художественным изяществом. Пешеходы представлены приличными мужиками в шляпах; на знаке «Дорожные работы» юноша со стильным чубчиком перекладывает грунт из одной кучи в другую; в местах, где нередко происходят ДТП, на предупреждающих щитах нарисована привлекательная Погибель с косой… Самый нередкий символ на чешских дорогах — «Прочие опасности». Но там он устанавливается с огромным смыслом и всегда с табличкой, поясняющей, какая же опасность подстерегает водителя. Отмечаются даже такие вещи, как «Смена типа покрытия дороги» и «Возможный выезд автомобиля со стоянки». А самый возлюбленный символ — «Направление движения главной дороги». Чехи так старательно вырисовывают на нем все второстепенные, что символ иногда становится похож на сломанную расческу либо раздавленную сороконожку.
Чехи вообщем не жалеют сил и средств на компанию неопасного движения. Если символ должен стоять — он будет стоять. Если должен быть повторен — будет повторен. Символ «Конец населенного пункта» никогда не отрисовывают на обратной обочине, на «изнанке» соответственного «Начала…», хотя Правила, кажется, это позволяют.
Социалистическим властям городка Оломоуца очевидно не давала покоя слава именитых пражских курантов. Вот они и решили на центральной площади родного городка сделать их современный вариант
На второстепенных дорогах часто встречался символ «Опасная обочина». Похоже, что он обозначает участки, на которых эта обочина вообщем есть, потому что очень нередко сходу повдоль асфальта росла достаточно густая и высочайшая травка.
В местах, где велосипедная дорожка прерывается выездом со стоянки шириной метра три, непременно стоит символ «Конец велосипедной дорожки». Через три метра дорожка опять начинается с установкой соответственного знака.
Вообщем, в Чехии есть три группы населения, которые окружены неописуемой заботой. Это велосипедисты, малыши и обладатели собак.
Фактически в каждом городке, в окрестностях которого есть что поглядеть, вы сможете взять напрокат велик. В книжных магазинах такое количество карт для велосипедистов, что они иногда занимают целые отделы. На авто дорогах обилие особых вело-указателей желтоватого цвета, с указанием километража и развязок. По ним, кстати, бывает комфортно ориентироваться и автомобилисту.
По брусчатке улочек Чески Крумлова бродить можно всю ночь напролет. Город, кажется, застыл в средневековой полудреме. Недаром он включен в перечень мирового культурного наследства ЮНЕСКО
Огромное количество семей путешествуют с детками. Детские сидения бывают авто, велосипедные и в виде ранца с крышей. В Пражском зоопарке, к примеру, есть даже особые «комнаты мамы и ребенка», где мать может покормить грудью свое чадо либо поменять ему памперс. На входе в зоопарк желающие могут взять напрокат детскую коляску.
Ну, про то, что обладатели собак прогуливаются за своими питомцами со особыми пакетиками и совочками, упоминать уже нет смысла, об этом европейском обычае наслышаны, пожалуй, уже все россияне. Но, к примеру, в том же зоопарке, куда полностью просто пускают с собаками, есть особые поилки и привязи, у каких можно бросить четырехногово друга, и сходить поглядеть, скажем, на обезьян. Собаки с наслаждением и энтузиазмом наблюдают за своими сородичами через сетки и стекла вольеров. Уж не знаю, какое наслаждение получают псы от посещения музеев, да и туда можно взять собственного любимца. Мелкие и огромные, они прогуливаются со своими хозяевами по замкам и дворцам… На Староместской площади – главном туристском «магните» Праги – мы лицезрели полицейский микроавтобус с приятной агитацией. Двое полицейских раздавали бесплатные брошюры о том, как не стать жертвой карманников и жуликов. При всем этом на борту автобуса висел плакат: «Здесь вы сможете напоить свою собаку», а снутри стояли канистра с водой и миски! Вы сможете для себя представить, чтоб столичный милиционер напоил вашу собаку?
Пражские полицейские уберегут туристов от грустных инцидентов, а их четырехногих питомцев выручат от жажды (Староместская площадь, г.Прага)
Качество обыденных, не магистральных дорог нас просто потрясло. За две с излишним тыщи км нам повстречались всего две ямы в асфальте, о которых нас не предупредили заблаговременно. Тех, о которых предупредили, вобщем, тоже было всего две, при этом все эти ямы были на дорогах, обозначенных на карте самым бледноватым сероватым цветом. Удостоверились мы и в пресловутой чистоте луж на дорогах во время дождика. Машина оставалась незапятанной даже после встреч с большими фурами, за которыми тянулся туманный шлейф.
Дороги бывают очень узенькие, в особенности в маленьких древних городах. Время от времени даже не верится, что полоса асфальта меж 2-мя домиками XVIII века – начало дороги, имеющей свой номер на карте, а не заезд в чей-то гараж. Все же, даже по таким дорогам можно неопасно ехать с разрешенной скоростью, и они все обустроены необходимыми указателями на перекрестках.
Заплутаться в Чехии можно только в двух случаях: если очень этого хочешь либо если сам не знаешь, куда едешь. GPS-навигатор оказался полностью никчемным и ненадобным. Для целенаправленного передвижения по Чехии нужно и довольно иметь карту масштаба 1:200000. На ней указаны все населенные пункты, номера выездов с автострад и даже многие достопримечательности, типа обзорных башен и раздельно стоящих замков и развалин.
Единственным объектом, который мы не отыскали, оказались развалины замка Лоужек. Сделав несколько безрезультативных кругов по близлежащим дорогам всех категорий и налюбовавшись девицами определенного поведения, поджидающими на обочинах австрийских туристов, мы решили закончить поиски. Несоответствие карты с реальностью мы растолковали постройкой дороги до Ческе-Будейовице, которая на нашей карте была обозначена как проектируемая.
Вопрос с заправками отважился тоже благополучно. Шофер заливает необходимое количество бензина, а позже идет в кассу его оплачивать. Колонка только обходительно припоминает ему по окончании заправки: «Не забудьте, пожалуйста, оплатить». Сомневаюсь, что такая система оплаты приживется на наших заправках.
К огорчению, не все крепости и замки удачно сопротивлялись завоевателям и времени. Дивчи Камен не выстоял, даже невзирая на прибыльное размещение – на верхушке холмика, окруженного водой (развалины замка Дивчи Камен в округах г.Тршисов)
На главных дорогах АЗС встречаются чуть не через каждые 10 км, большая часть – с кафе и стоянками. На второстепенных дорогах заправок значительно меньше, ну и сами дороги пустынные. Видимо, это, также стоимость бензина – более 1 евро за литр – обусловливает отсутствие очередей. Ожидать не приходится, всегда хотя бы одна колонка свободна.
Многих наших знакомых заинтересовывала неувязка языкового барьера. Познания 10-ка слов на чешском и школьном британском (ну, и на российском, естественно) полностью хватает в любой актуальной ситуации. В последнем случае, можно разъяснится на пальцах – показать число либо ткнуть куда нужно. К чужакам чехи относятся очень миролюбиво. В самом худшем случае – терпимо. Очень изредка нам сигналили в спину, когда мы вставали среди дороги перед столбом с веером указателей, пытаясь отыскать подходящий. Время от времени молчком объезжали по встречке, но почаще – просто стояли и ожидали, когда мы созреем для предстоящего движения.
Маршруты на хоть какой вкус – пешие и велосипедные, по дорогам и по лесу. Все обозначено и измерено, заплутаться очень трудно (верхушка горы Клеть).
Описанного в некоторых путеводителях негативного дела к русским мы не повстречали – ни в Праге, ни в крупных городках, ни в провинции. Русским обладают далековато не все (либо делают вид, что не обладают), молодежь обычно гласит по-английски, многие молвят по-немецки. Но уйти от разговора либо разъяснения не пробует никто. Даже если чех лицезреет, что вы его не осознаете, он будет повторять то же самое различными словами на всех узнаваемых ему языках и очень огорчится, когда беседа совсем зайдет в тупик. Язык – легкий, и уяснить несколько ключевиков и фраз труда не составляет, хотя следует быть внимательным: часто знакомые слова обозначают не совершенно то, а время от времени и совершенно не то, что по-русски. Можно додуматься, к примеру, что «парковиштэ» – это стоянка, а «возидло» – машина. Труднее: «вонявка» – духи, «овоце» – совсем даже фрукты, а «зеленина» – как раз таки овощи. Ну и классика: «Позор, милиция ворует» значит «Внимание, милиция предупреждает»… Вобщем, это, вероятнее всего – русский туристский фольклор: мы никогда не лицезрели таковой надписи. А вот «Позор, малыши – школа!» – везде. Нам очень приглянулся термин «друх возидла» из техпаПодвескаа, обозначающий, правда, не водителя (либо его друга-пассажира), а «тип транПодвесканого средства». А что такое «бесцельный обход» ни за что не осознать без словаря! Хотя это означает всего только «магазин дьюти-фри».
За 5 минут и 40 крон этот паром-малыш доставит вашего стального жеребца на другой сберегал озера Липно. А за буграми – уже Австрия.
Милиции на дорогах практически не видно. Мы лицезрели полицейских всего раза три либо четыре, плюс один раз пришлось конкретно пообщаться с представителем власти. Дорога была перекрыта из-за аварии, и, под проливным дождиком, полицейский с ухмылкой на 3-х языках (!!!), терпеливо разъяснял русским туристам маршрут объезда.
Ездят чехи по своим европейским дорогам очень расслабленно и нерасторопно. Соблюдение высокоскоростного режима дает возможность сориентироваться в море указателей, которыми увешаны все мало-мальски важные перекрестки. В почти всех городках скорость контролируется радаром, о чем честно предупреждают при заезде. Нередко водителя встречают калоритные табло с указанием скорости.
Цистерцианский монастырь, любующийся своим отражением в пруду с карпами – визитная карточка городка Вышши Брод. Монастырь, меж иным, действующий
В каждом городке, представляющем хотя бы мельчайший туристский энтузиазм (а таких в Чехии – подавляющее большая часть), есть Информационные центры, в которых можно получить бесплатную карту исторической части городка, задать интересующие вас вопросы, время от времени – подключиться к Интернету. Обычно, они находятся на центральной площади городка, куда просто попасть, если следовать указателям с буковкой «I» либо «Centrum». Не считая Инфоцентров, на центральных площадях представлен «стандартный» набор: муниципалитет, городская милиция, колокольня с обзорной площадкой, куча кафе, пивных и ресторанов, фонтан и обычный Чумной столб — средневековая скульптурная композиция, воздвигнутая в знак избавления городка от чумы. На хоть какой центральной площади есть платная парковка, цены – от 10 до 40 крон за час. Свободные места есть фактически всегда, хотя время от времени приходится сделать пару кругов вокруг площади. Перед тем, как покинуть «возидло», необходимо кинуть несколько монет в парковочный автомат, получить «листэк» с отпечатанным временем стоянки и положить его под лобовое стекло. Игнорировать это требование не стоит, так же как не стоит парковаться в местах, отмеченных знаком «Инвалид», «Зарезервировано» либо просто белоснежным крестом на асфальте: местная милиция, окна которой выходят на эту же площадь, пристально смотрит за соблюдением этих правил. Естественно, когда оплаченное время завершится, необходимо или убрать машину со стоянки, или доплатить.
Перед таким знаком волей-неволей сбавишь скорость – хотя бы для того, чтоб им полюбоваться. Так в Чехии предупреждают об аварийно-опасных участках дорог
Если охото просто поглядеть город, побродить по его улицам, то вечер и ночь – самое подходящее для этого время: улицы пустые, стоянки бесплатные, древние дома ярко освещены, большая часть кафе и ресторанов работает чуть не всю ночь. Единственный минус – музеи и выставки, само собой, закрыты. Мы в таком «ночном» режиме посетили Йиглаву, Чески Будейовице и Чески Крумлов, в котором жили некоторое количество дней – максимум наслаждения получили конкретно от ночных прогулок по его улочкам.
Средневековые замки – Орлик, Пернштейн, Глубока-над-Влтавой – в сумерках создают неизменное воспоминание. Массивные башни и остроконечные шпили растворяются в ночном небе, крепостные стенки освещены только луной… На уровне мыслей переносишься на 4—5 веков в прошлое и представляешь себя рыцарем-пилигримом, заехавшим погостить к местному графу. Либо сказочным царевичем, который принес три ореха для собственной Золушки.
За девять дней наша «Микра» проехала 2015 км по автодорогам всех категорий, «скушала» 115 литров бензина (средний расход – 5,7 л. на 100 км), показала нам 25 городов Южной Чехии и 10 «отдельно стоящих» замков, Липенское озеро и пещеры Моравского красота. Расставание в Праге было печальным, но неминуемым. Как знать, может быть, нам повезет, и последующую поездку, к примеру, по Северной Чехии, мы совершим на этой же машинке, ставшей за эти деньки таковой обычной и родной.
ЧТО ПОЧЕМ?
Все цены (кроме обсужденных случаев) указаны в чешских кронах. 1 крона – это, приблизительно, 1,5 рубля. А 1 евро – приблизительно 24 кроны.
Авиа-перелет Москва-Прага 18000 рублей
Проездной на все виды городского транПодвескаа в Праге на 7 дней — 280
Аренда автомобиля класса «Мини» более чем на 7 дней — 37 евро в сутки (включено: неограниченный километраж, страховка неотклонимая плюс на случай аварии либо угона, все налоги и платные магистрали Чехии)
Бензин Natural (95) — от 30 до 32 за литр, в зависимости от бренда и расположения заправки
Парковка в центре городка — от 10 до 40 в час
Парковка у стенок замков — 40—60 (некие замки – безвозмездно)
Музей средневековых пыток и музей восковых фигур в Чески Крумлове — 80—90
Концерт органной музыки в соборе в центре Праги — 300
Ужин на двоих с пивом — 400—500
Бутылка моравского красноватого вина — 170
Бокал пива — от 12
Бутылка пива в супермаркете — от 9
Атлас автодорог Чехии в масштабе 1:200000 со схемами городов — 180
Средневековые церкви, мосты и скульптуры присваивают провинциальной Чехии уникальный спектр (г.Бртнице)
Посетив Прагу в конце 2005 года мы сообразили, что обречены на любовь к Чехии на всю жизнь. Цель последующей поездки колебаний не вызывала: едем на автомобиле! Общение с чешскими прокатными организациями развеяло последние сомнения: наши водительские удостоверения там действительны, а условия применимые. Опаски, конечно были: не попадем ли мы в какую-нибудь кабалу к страховой компании либо прокатной конторе? Найдем ли общий язык с представителями власти на дорогах? Разберемся ли в правилах и знаках? Сможем ли, в конце концов, заправиться на европейской заправке? И все таки отважились.Бронируем машинку мини-класса через Веб, согласовываем место ее доставки и время, уточняем, какие документы необходимы для заключения контракта. Раздельно переспрашиваем, необходимо ли снова за ранее позвонить, напомнить? Ответ сотрудника прокатной компании лаконичен: ничего не надо, до встречи в указанное время у отеля.
Эта краткость нас несколько волновала: ну, не привыкли мы к европейской пунктуальности и обязательности. Но представитель проката прибыл впору – кстати, русским языком он обладает идеально! Д евять дней проката без ограничения километража, потом сотрудник сам конфискует машину от отеля, минус скидка за Интернет-бронирование… Итого – 310 евро. Выдав нам документы и ключ на «Ниссан-Микру», представитель попрощался и удрал догонять трамвай…
По готическому замку Пернштейн до сего времени бродят привидения рыцарей и красивых дам. Нам никто из их не повстречался: наверняка, не подфартило
Машинка приглянулась с первых же минут. Комфортная, мягенькая, четкая в управлении и, как ни удивительно, просторная снутри. Некое время пригодилось, чтоб привыкнуть к тормозам: «Микра» становилась как вкопанная при мельчайшем касании педали. С учетом долголетней практики вождения «ВАЗов», у каких на педаль приходится давить от всего сердца, невзирая на вакуумный усилитель, я, видимо, не один раз вызывал конкретную реакцию у едущих сзади. Извините…Маленькая пробка из пяти-шести машин, и мы выезжаем на объездную вокруг Праги. Указателей – море: никаких заморочек маленький рывок по городку не вызвал. Выезжаем на «Дорогу номер 1» Чешской республики – автостраду "Прага – Брно". Дорога – платная, о чем предупреждают таблички, но наше авто уже снабжено необходимыми наклейками на лобовом стекле.
Качество покрытия главных чешских автострад не понравилось: чувство такое, что дорога изготовлена из бетонных плит, достаточно неаккуратно подогнанных друг к другу. С приоткрытыми окнами грохот стоит таковой, что для разговора приходится практически орать. Вибрация, но, практически не чувствуется. Разгоняюсь для начала до сотки, при разрешенных 100 30, и привыкаю к машине. Заодно прислушиваюсь и к своим ощущениям. Приятно ощущать себя человеком, едущим по европейской автостраде на японской машине. А если короче, то – ощущать себя человеком…
Аккуратность и тщательность во всем – вот лозунг чешских дорожников! А ведь бывают еще больше подробные таблички… (г.Марквартице)
Дорога насыщена указателями. Заправки, стоянки, кафе и выезды с трассы заранее обозначаются информационными щитами, которые повторяются пару раз – за 1000 и 500 метров до объекта. На затяжных подъемах выделена особая полоса для медлительно передвигающегося транПодвескаа, куда безоговорочно сворачивают грузовики.Правила дорожного движения не очень отличаются от русских. Главные отличия: обязателен ближний свет фар круглые сутки, в населенных пт скорость ограничена 50 км/ч, запрещен разворот на перекрестке со светофором. На зеленоватый сигнал можно поворачивать, даже если не пылает зеленоватая секция для данного направления. Кстати, это очень комфортно, почему у нас не изготовлено так же – неясно, в особенности с учетом того, как нередко эти секции в России просто не работают. Пешеходов принято пропускать независимо от того, идут они по переходу либо просто бросаются с обочины под колеса. Хоть Чехия и «пивная» страна, употребление алкоголя за рулем запрещено.
Этот малыш очень затрепан жизнью, но полностью трудоспособен! (г.Телч)
Знаки очень похожи на наши, но, обычно, исполнены с огромным художественным изяществом. Пешеходы представлены приличными мужиками в шляпах; на знаке «Дорожные работы» юноша со стильным чубчиком перекладывает грунт из одной кучи в другую; в местах, где нередко происходят ДТП, на предупреждающих щитах нарисована привлекательная Погибель с косой… Самый нередкий символ на чешских дорогах — «Прочие опасности». Но там он устанавливается с огромным смыслом и всегда с табличкой, поясняющей, какая же опасность подстерегает водителя. Отмечаются даже такие вещи, как «Смена типа покрытия дороги» и «Возможный выезд автомобиля со стоянки». А самый возлюбленный символ — «Направление движения главной дороги». Чехи так старательно вырисовывают на нем все второстепенные, что символ иногда становится похож на сломанную расческу либо раздавленную сороконожку.Чехи вообщем не жалеют сил и средств на компанию неопасного движения. Если символ должен стоять — он будет стоять. Если должен быть повторен — будет повторен. Символ «Конец населенного пункта» никогда не отрисовывают на обратной обочине, на «изнанке» соответственного «Начала…», хотя Правила, кажется, это позволяют.
Социалистическим властям городка Оломоуца очевидно не давала покоя слава именитых пражских курантов. Вот они и решили на центральной площади родного городка сделать их современный вариант
На второстепенных дорогах часто встречался символ «Опасная обочина». Похоже, что он обозначает участки, на которых эта обочина вообщем есть, потому что очень нередко сходу повдоль асфальта росла достаточно густая и высочайшая травка.В местах, где велосипедная дорожка прерывается выездом со стоянки шириной метра три, непременно стоит символ «Конец велосипедной дорожки». Через три метра дорожка опять начинается с установкой соответственного знака.
Вообщем, в Чехии есть три группы населения, которые окружены неописуемой заботой. Это велосипедисты, малыши и обладатели собак.
Фактически в каждом городке, в окрестностях которого есть что поглядеть, вы сможете взять напрокат велик. В книжных магазинах такое количество карт для велосипедистов, что они иногда занимают целые отделы. На авто дорогах обилие особых вело-указателей желтоватого цвета, с указанием километража и развязок. По ним, кстати, бывает комфортно ориентироваться и автомобилисту.
По брусчатке улочек Чески Крумлова бродить можно всю ночь напролет. Город, кажется, застыл в средневековой полудреме. Недаром он включен в перечень мирового культурного наследства ЮНЕСКО
Огромное количество семей путешествуют с детками. Детские сидения бывают авто, велосипедные и в виде ранца с крышей. В Пражском зоопарке, к примеру, есть даже особые «комнаты мамы и ребенка», где мать может покормить грудью свое чадо либо поменять ему памперс. На входе в зоопарк желающие могут взять напрокат детскую коляску.Ну, про то, что обладатели собак прогуливаются за своими питомцами со особыми пакетиками и совочками, упоминать уже нет смысла, об этом европейском обычае наслышаны, пожалуй, уже все россияне. Но, к примеру, в том же зоопарке, куда полностью просто пускают с собаками, есть особые поилки и привязи, у каких можно бросить четырехногово друга, и сходить поглядеть, скажем, на обезьян. Собаки с наслаждением и энтузиазмом наблюдают за своими сородичами через сетки и стекла вольеров. Уж не знаю, какое наслаждение получают псы от посещения музеев, да и туда можно взять собственного любимца. Мелкие и огромные, они прогуливаются со своими хозяевами по замкам и дворцам… На Староместской площади – главном туристском «магните» Праги – мы лицезрели полицейский микроавтобус с приятной агитацией. Двое полицейских раздавали бесплатные брошюры о том, как не стать жертвой карманников и жуликов. При всем этом на борту автобуса висел плакат: «Здесь вы сможете напоить свою собаку», а снутри стояли канистра с водой и миски! Вы сможете для себя представить, чтоб столичный милиционер напоил вашу собаку?
Пражские полицейские уберегут туристов от грустных инцидентов, а их четырехногих питомцев выручат от жажды (Староместская площадь, г.Прага)
Качество обыденных, не магистральных дорог нас просто потрясло. За две с излишним тыщи км нам повстречались всего две ямы в асфальте, о которых нас не предупредили заблаговременно. Тех, о которых предупредили, вобщем, тоже было всего две, при этом все эти ямы были на дорогах, обозначенных на карте самым бледноватым сероватым цветом. Удостоверились мы и в пресловутой чистоте луж на дорогах во время дождика. Машина оставалась незапятанной даже после встреч с большими фурами, за которыми тянулся туманный шлейф.Дороги бывают очень узенькие, в особенности в маленьких древних городах. Время от времени даже не верится, что полоса асфальта меж 2-мя домиками XVIII века – начало дороги, имеющей свой номер на карте, а не заезд в чей-то гараж. Все же, даже по таким дорогам можно неопасно ехать с разрешенной скоростью, и они все обустроены необходимыми указателями на перекрестках.
Заплутаться в Чехии можно только в двух случаях: если очень этого хочешь либо если сам не знаешь, куда едешь. GPS-навигатор оказался полностью никчемным и ненадобным. Для целенаправленного передвижения по Чехии нужно и довольно иметь карту масштаба 1:200000. На ней указаны все населенные пункты, номера выездов с автострад и даже многие достопримечательности, типа обзорных башен и раздельно стоящих замков и развалин.Единственным объектом, который мы не отыскали, оказались развалины замка Лоужек. Сделав несколько безрезультативных кругов по близлежащим дорогам всех категорий и налюбовавшись девицами определенного поведения, поджидающими на обочинах австрийских туристов, мы решили закончить поиски. Несоответствие карты с реальностью мы растолковали постройкой дороги до Ческе-Будейовице, которая на нашей карте была обозначена как проектируемая.
Вопрос с заправками отважился тоже благополучно. Шофер заливает необходимое количество бензина, а позже идет в кассу его оплачивать. Колонка только обходительно припоминает ему по окончании заправки: «Не забудьте, пожалуйста, оплатить». Сомневаюсь, что такая система оплаты приживется на наших заправках.
К огорчению, не все крепости и замки удачно сопротивлялись завоевателям и времени. Дивчи Камен не выстоял, даже невзирая на прибыльное размещение – на верхушке холмика, окруженного водой (развалины замка Дивчи Камен в округах г.Тршисов)
На главных дорогах АЗС встречаются чуть не через каждые 10 км, большая часть – с кафе и стоянками. На второстепенных дорогах заправок значительно меньше, ну и сами дороги пустынные. Видимо, это, также стоимость бензина – более 1 евро за литр – обусловливает отсутствие очередей. Ожидать не приходится, всегда хотя бы одна колонка свободна.Многих наших знакомых заинтересовывала неувязка языкового барьера. Познания 10-ка слов на чешском и школьном британском (ну, и на российском, естественно) полностью хватает в любой актуальной ситуации. В последнем случае, можно разъяснится на пальцах – показать число либо ткнуть куда нужно. К чужакам чехи относятся очень миролюбиво. В самом худшем случае – терпимо. Очень изредка нам сигналили в спину, когда мы вставали среди дороги перед столбом с веером указателей, пытаясь отыскать подходящий. Время от времени молчком объезжали по встречке, но почаще – просто стояли и ожидали, когда мы созреем для предстоящего движения.
Маршруты на хоть какой вкус – пешие и велосипедные, по дорогам и по лесу. Все обозначено и измерено, заплутаться очень трудно (верхушка горы Клеть).
Описанного в некоторых путеводителях негативного дела к русским мы не повстречали – ни в Праге, ни в крупных городках, ни в провинции. Русским обладают далековато не все (либо делают вид, что не обладают), молодежь обычно гласит по-английски, многие молвят по-немецки. Но уйти от разговора либо разъяснения не пробует никто. Даже если чех лицезреет, что вы его не осознаете, он будет повторять то же самое различными словами на всех узнаваемых ему языках и очень огорчится, когда беседа совсем зайдет в тупик. Язык – легкий, и уяснить несколько ключевиков и фраз труда не составляет, хотя следует быть внимательным: часто знакомые слова обозначают не совершенно то, а время от времени и совершенно не то, что по-русски. Можно додуматься, к примеру, что «парковиштэ» – это стоянка, а «возидло» – машина. Труднее: «вонявка» – духи, «овоце» – совсем даже фрукты, а «зеленина» – как раз таки овощи. Ну и классика: «Позор, милиция ворует» значит «Внимание, милиция предупреждает»… Вобщем, это, вероятнее всего – русский туристский фольклор: мы никогда не лицезрели таковой надписи. А вот «Позор, малыши – школа!» – везде. Нам очень приглянулся термин «друх возидла» из техпаПодвескаа, обозначающий, правда, не водителя (либо его друга-пассажира), а «тип транПодвесканого средства». А что такое «бесцельный обход» ни за что не осознать без словаря! Хотя это означает всего только «магазин дьюти-фри».
За 5 минут и 40 крон этот паром-малыш доставит вашего стального жеребца на другой сберегал озера Липно. А за буграми – уже Австрия.
Милиции на дорогах практически не видно. Мы лицезрели полицейских всего раза три либо четыре, плюс один раз пришлось конкретно пообщаться с представителем власти. Дорога была перекрыта из-за аварии, и, под проливным дождиком, полицейский с ухмылкой на 3-х языках (!!!), терпеливо разъяснял русским туристам маршрут объезда.Ездят чехи по своим европейским дорогам очень расслабленно и нерасторопно. Соблюдение высокоскоростного режима дает возможность сориентироваться в море указателей, которыми увешаны все мало-мальски важные перекрестки. В почти всех городках скорость контролируется радаром, о чем честно предупреждают при заезде. Нередко водителя встречают калоритные табло с указанием скорости.
Цистерцианский монастырь, любующийся своим отражением в пруду с карпами – визитная карточка городка Вышши Брод. Монастырь, меж иным, действующий
В каждом городке, представляющем хотя бы мельчайший туристский энтузиазм (а таких в Чехии – подавляющее большая часть), есть Информационные центры, в которых можно получить бесплатную карту исторической части городка, задать интересующие вас вопросы, время от времени – подключиться к Интернету. Обычно, они находятся на центральной площади городка, куда просто попасть, если следовать указателям с буковкой «I» либо «Centrum». Не считая Инфоцентров, на центральных площадях представлен «стандартный» набор: муниципалитет, городская милиция, колокольня с обзорной площадкой, куча кафе, пивных и ресторанов, фонтан и обычный Чумной столб — средневековая скульптурная композиция, воздвигнутая в знак избавления городка от чумы. На хоть какой центральной площади есть платная парковка, цены – от 10 до 40 крон за час. Свободные места есть фактически всегда, хотя время от времени приходится сделать пару кругов вокруг площади. Перед тем, как покинуть «возидло», необходимо кинуть несколько монет в парковочный автомат, получить «листэк» с отпечатанным временем стоянки и положить его под лобовое стекло. Игнорировать это требование не стоит, так же как не стоит парковаться в местах, отмеченных знаком «Инвалид», «Зарезервировано» либо просто белоснежным крестом на асфальте: местная милиция, окна которой выходят на эту же площадь, пристально смотрит за соблюдением этих правил. Естественно, когда оплаченное время завершится, необходимо или убрать машину со стоянки, или доплатить.
Перед таким знаком волей-неволей сбавишь скорость – хотя бы для того, чтоб им полюбоваться. Так в Чехии предупреждают об аварийно-опасных участках дорог
Если охото просто поглядеть город, побродить по его улицам, то вечер и ночь – самое подходящее для этого время: улицы пустые, стоянки бесплатные, древние дома ярко освещены, большая часть кафе и ресторанов работает чуть не всю ночь. Единственный минус – музеи и выставки, само собой, закрыты. Мы в таком «ночном» режиме посетили Йиглаву, Чески Будейовице и Чески Крумлов, в котором жили некоторое количество дней – максимум наслаждения получили конкретно от ночных прогулок по его улочкам.Средневековые замки – Орлик, Пернштейн, Глубока-над-Влтавой – в сумерках создают неизменное воспоминание. Массивные башни и остроконечные шпили растворяются в ночном небе, крепостные стенки освещены только луной… На уровне мыслей переносишься на 4—5 веков в прошлое и представляешь себя рыцарем-пилигримом, заехавшим погостить к местному графу. Либо сказочным царевичем, который принес три ореха для собственной Золушки.
За девять дней наша «Микра» проехала 2015 км по автодорогам всех категорий, «скушала» 115 литров бензина (средний расход – 5,7 л. на 100 км), показала нам 25 городов Южной Чехии и 10 «отдельно стоящих» замков, Липенское озеро и пещеры Моравского красота. Расставание в Праге было печальным, но неминуемым. Как знать, может быть, нам повезет, и последующую поездку, к примеру, по Северной Чехии, мы совершим на этой же машинке, ставшей за эти деньки таковой обычной и родной.
ЧТО ПОЧЕМ?
Все цены (кроме обсужденных случаев) указаны в чешских кронах. 1 крона – это, приблизительно, 1,5 рубля. А 1 евро – приблизительно 24 кроны.
Авиа-перелет Москва-Прага 18000 рублей
Проездной на все виды городского транПодвескаа в Праге на 7 дней — 280
Аренда автомобиля класса «Мини» более чем на 7 дней — 37 евро в сутки (включено: неограниченный километраж, страховка неотклонимая плюс на случай аварии либо угона, все налоги и платные магистрали Чехии)
Бензин Natural (95) — от 30 до 32 за литр, в зависимости от бренда и расположения заправки
Парковка в центре городка — от 10 до 40 в час
Парковка у стенок замков — 40—60 (некие замки – безвозмездно)
Музей средневековых пыток и музей восковых фигур в Чески Крумлове — 80—90
Концерт органной музыки в соборе в центре Праги — 300
Ужин на двоих с пивом — 400—500
Бутылка моравского красноватого вина — 170
Бокал пива — от 12
Бутылка пива в супермаркете — от 9
Атлас автодорог Чехии в масштабе 1:200000 со схемами городов — 180