Дорогой до Дубны Ретроспектива с колес
От Конакова до Дубны через леса, Волгу и канал

Неким кажется, что осень – не очень подходящее время для вылазок за МКАД. Дождики, слякоть, серость. Но ведь под окном стоит автомобиль, а в нем всегда тепло и сухо, потому для нас нехороший погоды нет и быть не может. Куда едем? Не достаточно нам воды с неба, отправиться решили к Волге. Как? А прямо по Ленинградке, куда глаза глядят…
Глаза утомились глядеть кое-где после сотого километра. Потому было решено срочно свернуть с федеральной трассы, пока не уперлись в Тверь, и проехать по дороге районного масштаба. Повернули на Конаково, километре на 116-м.
 Дорога, нужно сказать, лучше Ленинградки оказалась – или ямки тут ровнее заделывают, или машин еще меньше ездит. Путь холмистый, вдали видны деревеньки, купола церквей, лепота… Заглянули влес, который потянулся повдоль обочин. Густой, сосновый, под ногами ковер из иголок – реальный бор. Это позже уже, в Конакове, мы узнали, что Конаковский бор – отдельное место в ряду достопримечательностей района, и именуют его музеем природы под открытым небом. Погуляли, подышали, поглядели карту и сообразили, что рукою подать уже до Конаковской ГРЭС, этого чуда русской энергетики, наикрупнейшей теплоэлектростанции в центральном регионе Рф.
 Конаково
Двинулись далее, как-то неприметно лес кончился, и началась... пробка. Вот оно, губительное воздействие цивилизации. Это город Конаково. У станции на расстеленной на земле клеенке идет бойкая торговля различным фаянсом. Горки из тарелок и салатников, чашей и блюд всех видов – похоже, снова работникам местной фабрики заработную плату «натурой» выдают… Торговцы ужасной потаенны не открыли, но поведали, что их фаянсовой фабрике аж двести лет!
Проверили позже – и правда, открыта она была в августе 1809 года недалеко, в деревне Домкино аптекарем Фридрихом-Христианом Бриннером. Потом другим обладателем – помещиком Ауэрбахом – создание было перенесено в село Кузнецово.
Так в те годы именовался населенный пункт, в 1929 году получивший заглавие поселок Конаково. Любопытно, что имя поселку выбирали по результатам конкурса. И в конечном итоге по предложению работницы фабрики окрестили, что логично, в честь революционера Порфирия Конакова.
Очередной любознательный момент: в 1870 году фабрика в селе Кузнецово была приобретена Матвеем Сидоровичем Кузнецовым (совпадение случаем), известным купцом-старообрядцем и обладателем, вроде бы произнесли сейчас, сети фарфоровых фабрик, производящих высококачественную продукцию (тот кузнецовский фарфор). Только фаянса ему и не хватало. Вот и прикупил…
На заводе стали выпускать ампирную фаянсовую посуду с печатным рисунком и ручной росписью. Фабрика, естественно, зазвучала на всю Россию, только этого было недостаточно для того, чтоб село стало городом.
Вышло это уже при русской власти, во время строительства канала Москва – Волга. Дело в том, что центром Конаковского района был город Корчева. Но в 1937 году его не стало. На Волге выстроили плотину, которая сделала подпор воды, распространяющейся ввысь по Волге на 120 км. Уровень поднялся на 11 м, образовав Иваньковское водохранилище.
Обширно узнаваемый факт: водохранилище погребло под своими водами город Калязин, оставив на поверхности только колокольню. Малоизвестный факт: ушел под иваньковскую воду и город Корчева. На незатопленной местности остались кладбище с заросшим фундаментом Казанской церкви и одно-единственное каменное здание – дом негоциантов Рождественских.
И вот 2 марта 1937 года было решено перенести райцентр из городка Корчевы в рабочий поселок Конаково и конвертировать последний в город, а обитателей переселить. Старая Корчева, основанная кое-где в XV веке, официально исключается из списков городов…
 На ГРЭС полюбовались издалека, с берега. Молвят, станция сбрасывает теплую воду, поэтому у воды и не холодно. Небо хмурилось, но дождиком не проливалось. Даже удалось маленький пикник устроить.
 Дубна

В согласовании с машрутом «куда глаза…» тронулись далее. Пока блуждали по конаковским улочкам, увидели указатель на Дубну. Почему бы и нет? Карту поглядеть не удосужились, но ехать пришлось недолго – внезапно уперлись в пробку. Могли бы, естественно, представить…

Меж тем пробка образовалась у канала. И была она длинная-длинная. Ведь паром (!), который перевозил люд на дубнинский сберегал, брал на борт всего 7–9 машин. Череда медлительно продвигалась к переправе, пассажиров было велено посадить, и мы с подругой поднялись на паром пешком. На преодоление 50 м канала ушло минут 5 и 120 рублей (с одной машины и 1-го пешехода).

После переправы на дороге никаких препятствий к предстоящему передвижению не было, но ехать стремительно не хотелось: водные системы Волжского узла зачаровывали. Тоннель под одним из рукавов канала – и мы в Большой Волге.

Место историческое. В 1937-м кроме большой стройки канала тут шла суета вокруг более принципиального строительства. По идее наркома НКВД Ягоды над водохранилищем должны были установить огромные памятники Ленину и Сталину. Заказ получил узнаваемый архитектор Меркуров.

Для того чтоб поставить эти монументы, вырыли котлован в 11 м, построили 10-метровый постамент. Сами фигуры вождей были 15-метровыми. На строительство монументов направляли сознательных ударников, отмеченных знаками «Москва-Волгострой». Различное трудились денек и ночь. Двенадцать камнетесов, по 6 на каждого вождя, работали над памятниками. Первой была изготовлена фигура Сталина, потом Ленина. Так было прописано. Для того чтоб высечь голову вождя, Меркуров сделал 5-метровый макет. И уже по макетам камнетесы снимали размеры и переносили их на камень. Архитектор избрал для монументов гранит серого цвета с крапинками. Его привезли с Украины. Головы высекали из единой глыбы камня. Вес головы Ленина – 20т, а Сталина – 21 т. Это были наикрупнейшие в мире памятники из естественного камня цельных гранитов.
Так в маленьком поселке Большая Волга появились две превосходные фигуры. Сталин по известным причинам простоял недолго, а вот под Лениным мы ощутили всю мощь совдеповской машины… Возвышается над водой, глядит далековато…

С Большой Волги, поселка гидростроителей, и началась история Дубны. После войны в 1946 году было принято решение строить протонный ускоритель… подальше от Москвы, поблизости деревни Иваньково. В 1954 году поселок, в каком жили физики, получил заглавие Дубно, а в 1956-м сотворен Объединенный институт ядерных исследовательских работ, где и был построен наикрупнейший в то время синхрофазотрон.
Дубно стал Дубной, и сейчас это ухоженный, осторожный, размеренный городок. Людей малость, во всяком случае в выходной на улицах мы повстречали немногих прохожих. На короткий срок выглянуло солнце, и как-то сходу захотелось домой. Осмыслить увиденное, пересмотреть фото…
Дмитровское шоссе от Дубны до родного порога не затормозило нас ни на минутку. Уникальность, но такое случается.