Кончается завод
alt

Сейчас в Рф тяжело найти огромное создание, которое не пострадало бы от кризиса. В авто промышленности "ужиматься" приходится всем - кто-то уменьшает производственные мощности, кто-то увольняет несколько тысяч служащих, а кто-то отменяет огромные сделки. А обещания правительства РФ предоставить автопроизводителям кредиты на пополнение оборотных средств пока так и остаются обещаниями.

Вобщем, некоторым компаниям удалось даже малость заработать на общей беде и поддерживать рост продаж на фоне кризиса.

Производственный отпуск

Одной из наибольших жертв кризиса среди российских автопроизводителей стал "КамАЗ". Сначала все смотрелось безобидно - поначалу октября на заводе была введена укороченная четырехдневная рабочая неделя сроком до 6 мая 2009 года. Тогда управление предприятия заявляло, что по итогам года предприятие снизит создание на 20 процентов.

Но чуть позже - среди ноября - управление пригрозило уволить 5 тысяч служащих до конца 2008 года в рамках программы по оптимизации производства и в три раза уменьшить финансирование инвестпроектов на следующий год. К Примеру, была частично приостановлена разработка нового семейства грузовиков, которые должны прийти на смену нынешним "Камазам".

Позже, фактически, сорвалась сделка по покупке 42-процентного пакета акций завода концерном Daimler - опять же, из-за воздействия кризиса. И на немцы ведут речь о покупке только 10 процентов акций.

Последний аккорд был взят в пн - из-за резкого падения спроса на заводе на две недели остановили конвейер, в конечном итоге чего 35000 человек направились в отпуск с сохранением 2/3 заработной платы. Во время простоя сборочного а завода "недовыпустит" около 2000 автомобилей.

Падение спроса на иномарки

alt

По данным Ассоциации евро бизнеса, в октябре 2008 года реализации новых привезенных из других стран машин в Рф впервой снизились на 5,7 процента по сравнению с предыдущим месяцев. Ранее момента рынок демонстрировал меренный рост - к примеру, в сентябре было зафиксировано 2,2-процентное увеличение продаж, а всего с начала года спрос на машины вырос на 36 процентов.

Больше всех от кризиса в октябре пострадали компании, занимающие фаворитные позиции на рынке -Хэндэ (минус 27 процентов продаж), Nissan (минус 24 процента), Форд (минус 18 процентов).

Дайте ГАЗу!

Сопоставимый по тяжести с "КамАЗом" урон был нанесен и "Группе ГАЗ". Поначалу октября управление приняло решение о приостановке на неделю производства "ГАЗелей" (за это время было недовыпущено около 2-ух тысяч автомобилей). Позже, как и на заводе в Набережных челнах, на Нижегородском и Ярославском заводах "Группы ГАЗ" ввели сокращенную до 3-х дней рабочую неделю. Новый трудовой график начнет действовать с 19 января 2009 года.

А к ноябрю выяснилось, что ГАЗ задолжал Новолипецкому металлургическому комбинату около 800 миллионов рублей, из-за чего в хоть какой момент могут окончиться поставки сырья. Примерно в то же время "Группа ГАЗ" разослала своим поставщикам письма с просьбой предоставить отсрочку по платежам, а председатель правления группы Сергей Занозин заявил о снижении планов по производству модели Volga Siber в 2009 году, на которую завод ложил большие надежды, - с 45 до 30 тысяч автомобилей.

Трудности в Таганроге

Серьезно пострадал от кризиса и авто завод в Таганроге. Управление "ТагАЗа" среди ноября объявило о сокращении 3000 рабочих мест, что составляет более трети всех служащих завода. Причина увольнений - падение спроса на продукцию предприятия.

Для роста рентабельности производства "ТагАЗ" в октябре предпринял отчаянные меры - прирастил цены на свои авто в среднем на 30 тысяч рублей. Но результат оказался прямо оборотным - реализации упали на 40 процентов, а модель Accent вообще стали брать вдвое ужаснее, чем в сентябре. Правда, по некоторым сведениям, падение производства на "ТагАЗе" может быть обусловлено к тому же нехваткой машинокомплектов, поставляемых из Южной Кореи...

Верным курсом!

Зато у головного игрока российскей автопромышленности - "АвтоВАЗа" - дела, как ни умопомрачительно, по-прежнему дут отлично. Даже несмотря на бушующий кризис.

Во-1-х, ВАЗ решил не отказываться от собственных планов по покупке автозавода "Иж-Авто". Правда, владеющая созданием группа СОК запросила за это предприятие 357 миллионов баксов, которых у "АвтоВАЗа" пока нет. Поэтому управление Волжского автозавода рассматривает варианта финансирования сделки - в рассрочку или в обмен на активы дилерской сети "Лада-сервис" (119 центров в 78 городах Рф).

Во-2-х, в октябре спрос на авто Lada в Тольятти вырос на 16 процентов по сравнению с сентябрем. Аналитики тут же заявили о большем потенциале "Лад" по сравнению с ввезенными машинами: по их мнению, повышение спроса на русские авто связано с отказом банков в выдаче кредитов покупателям привезенных из других стран машин, и те, опасаясь дефолта, получают продукцию "АвтоВАЗа", пытаясь как-то защитить свои средства от обесценивания.

Не Стоит Забывать и о другом нюансе - из-за падения рубля цены на многие "валютные" авто растут (например, Мазда поначалу ноября прирастила цены на 8-10 процентов), в то время как на продукцию "АвтоВАЗа", напротив, снижаются. К Примеру, "АвтоВАЗ" несколько недель назад объявил о снижении цен на все модификации на 15 тысяч рублей.

Последний раз похожий бум спроса на российские машины, как отмечают спецы, наблюдался во время кризиса 1998 года.

Иван Буранов, auto.lenta.ru
ремонт автомобиля