Три шага становления российского рынка автокредитования
Автокредитование превратился в главный движок российского авто рынка. Фото Автокредитование превратился в главный движок российского авто рынка. Всего за четыре года. Создатели маркетингового отчета "Анализ спроса и цен на легковые авто в 1997-2006 годы", приготовленного компанией "Авто статистика", приводят три шаг становления этого рынка.

Ребенок, который так и не успел родиться

Первую попытку сделать в Рф цивилизованный рынок автокредитования предпринял инвестиционный фонд "США - Россия", изготовленный в 1995 году для финансирования предпринимательских проектов в Рф. Фонд начал финансировать российские банки для последующего кредитования ими физических лиц - в том числе и на покупку новых автомобилей забугорного производства. Тогда эта программа могла проходить по категории «спонсорство». Валютный кризис 1998 года положил конец этой героической истории.

Несколько банков, 50% цены

На втором шаге, который начался уже после 1998 года и продолжался до 2002 года, российские банки в конце концов поворачиваются к людям и делают 1-ые шаги по развитию рынка потребкредитования. На рынке автокредитов к этим шагам их понуждали нередко автодилеры забугорных производителей, которых, в свою очередь, подталкивали забугорные автоконцерны. Они добивались выполнения «универсальных стандартов» реализации собственных авто. Российские банки адаптировали эти образцы к русским условиям. Процентные ставки были заоблачными, а требования к исходному взносу достигали половины цены всего авто. Но даже на таких аспектах кредиты на покупку русских автомобилей можно было получить исключительно в нескольких банках Москы и в считанных единицах региональных банков.

Год великого перелома

Все поменялось в 2003 году. Начинается период бурного роста рынка автокредитования, который продолжается и на данный момент. Если поначалу 2002 года услугу автокредитования предоставляло всего около 10 банков, то в 2003 году только в Моске было уже более 30 реальных игроков этого сектора бизнеса. Тогда же началась реальная борьба за клиента. Процентные ставки начинают снижаться. Банки начинают кредитовать покупки русских автомобилей. Многие банки стали уменьшать пакет документов для получения кредитов и в целом упрощать схему взаимодействия с заемщиком. К началу 2004 года ставки по рублевым кредитам снизились до 18-20%, а по валютным - до 10-12%. Сроки кредитования возросли до 2-3 лет. Появилась возможность получать кредит сроком на четыре-5 лет. Согласно оценке "Автостата" в 2002 году с внедрением кредитных схем было продано всего около 70 тысяч автомобилей, а рынок автокредитов оценивался в $650 млн. В Дальнейшем году - 2003 - прирост рынка составил около 100 тысяч машин, что добавило к емкости этого рынка еще около $1 млрд. В 2004 году по кредитным схемам уже было продано порядка 350 тысяч автомобилей, а объем рынка составил порядка $3,6 млрд. Следующий год, 2005, показал более чем 40-процентный рост этого рынка. За год с внедрением кредитных средств было продано порядка 500 тысяч легковых автомобилей, а объем рынка возрос до $5,5 млрд. Тогда уже каждый 3-ий автомобиль продавался через кредитные схемы. В прошедшем 2006 году, по оценкам "Автостата", автокредитование обхватило более 40% рынка - 750 тысяч автомобилей при емкости рынка около $9 млрд. При сохранении нынешних тенденций в текущем 2007 году уже каждый 2-ой автомобиль будет продаваться с внедрением кредитных схем.

(с) gzt.ru/
ремонт автомобиля