Как работает Абс?

Абс: Тормозя – тормози!
Абс: Тормозя – тормози!
Абс: Тормозя – тормози!

Комиссией по дорожному движению ООН предписано, что антиблокировочная система тормозов должна заходить в непременное оборудование хоть какого современного автомобиля. Такую систему сокращенно именуют Абс.

Она вооружена устройствами управления с оборотной связью, которые предупреждают блокировку колес во время торможения даже при сильном нажатии на педаль тормоза. Это улучшает маневренность и курсовую устойчивость автомобиля. Главные составляющие Абс – гидромодулятор (насос и соленоидные клапаны), датчики скорости вращения колес, электрический блок управления. Звучит прекрасно, но неясно. Что ж, давайте разбираться.

На скользкой дороге правила дорожного движения предписывают водителю использовать прерывающееся либо импульсное торможение. Шофер безпрерывно надавливает и отпускает тормозную педаль, и шина при каждом торможении проходит через лучшую зону сцепления с поверхностью дороги. Как раз тогда эффективность торможения резко возрастает. Приблизительно так же работает и Абс! Но нащупать величину тормозного усилия, обеспечивающего торможение шины с наибольшей эффективностью, не всегда под силу даже опытнейшему водителю. На скользком покрытии оно повсевременно изменяется, при этом для каждого колеса в отдельности. Вот и приходится водителю колдовать с тормозной педалью, подруливать в маленький миг отпускания тормоза, чтоб машину не развернуло. Не считая этого, для дополнительного антиблокировочного эффекта шофер включает (с перегазовкой, чтоб не заблокировать ведущие колеса) пониженную передачу.

Правильное выполнение этого комплекса действий просит определенных способностей. А вот на автомобиле, снабженном системой Абс, вы сможете получить тот же итог без труда! И при всем этом не придется суетливо крутить руль и «топтать» педаль, изображая прерывающееся торможение. Все это за вас сделает «антиблок». Благодаря системе Абс шофер может во время критического торможения объезжать препятствие либо смело тормозить в повороте. Другими словами независимо от усилия, прикладываемого к педали тормоза, сохраняется контроль над управляющим управлением. В США система Абс позволила уменьшить количество аварий со смертельным финалом в среднем на 15%.

Конструкторы системы автоматического управления торможением, должны были учитывать огромное количество причин: варианты сцепления меж шиной и дорогой, воздействие неровного покрытия, изменение давления в основном тормозном цилиндре при воздействии водителя на педаль тормоза и изменение радиуса колеса, к примеру, при установке запасного колеса. Как работает Абс, управляемая сложным электрическим блоком, подающим команды гидравлическому насосу и клапанам?

Объясню «на пальцах». Датчики подсчитывают обороты колес и безпрерывно определяют скорость их вращения. По сигналам этих датчиков электрический блок управления вычисляет среднюю скорость, которая близка к скорости автомобиля. Повсевременно сравнивая характеристики для каждого колеса и осредненную для всех колес скорость вращения, электроника определяет колесо, у которого скорость падает, что значит переход в предблокировочное состояние. Еще мгновение – и оно «пойдет на юз». Означает, в рабочем цилиндре этого колеса нужно понизить давление.

Под воздействием сигналов блока управления система гидравлических клапанов и насосов поддерживает давление тормозной воды хорошим в каждом цилиндре – даже при более сильном нажиме на педаль оно не возрастает. Если все таки обороты колеса, о котором речь идет, опять приближаются к точке юза, – раскроется клапан, снижающий давление так, чтоб колесо начало убыстрять вращение. А когда оно разгонится выше хорошей величины, включится насос и давление снова подымется, но при всем этом – не превышая давления в цилиндрах других колес. Период уменьшения давления продолжается около 20 миллисекунд, а период нарастания давления, чередующийся с фазами неизменного давления, обычно длится приблизительно 200 миллисекунд. Таковой цикл повторяется для каждого колеса, пока происходит критическое торможение. Закончится он только тогда, когда шофер отпустит педаль тормоза либо скорость свалится до 5–7 км/ч. Включение Абс выдает себя типичным похрустыванием под капотом – это работает насос и клапаны антиблокировочного блока – и неким «биением» тормозной педали.

Системы Абс совершенствуются. Шофер выяснит об этом сначала по уменьшению пульсации тормозной педали системы и по понижению громкости знакомого «стрекота». Исполнительные механизмы становятся тише. 1-ые системы были двухканальными с 3-мя датчиками (задний считывал обороты с пары колес заднего моста). Сейчас употребляются уже четырехканальные системы с 4-мя датчиками, по одному на каждое колесо, и 4-мя соленоидными клапанами. Такая система позволяет уверенно тормозить даже на покрытии типа «микст», другими словами с различным коэффициентом сцепления справа и слева. Она умеет предотвращать вращение машины, снимая момент относительно вертикальной оси автомобиля.

Современные системы Абс могут стремительно поменять тормозные моменты для различных коэффициентов сцепления – к примеру, когда тормозной путь автомобиля проходит через маленькие участки льда на асфальте. Блок управления Абс, клапаны и насосы с середины 90-х годов объединяют в модуль управления. Модуль управляет величиной давления в системе тормозов, руководствуясь информацией, приобретенной с датчиков скорости каждого колеса.

Не достаточно того, антиблокировочную систему на многих автомобилях соединили с антипробуксовочной системой ASR либо системой управления динамикой автомобиля VDC. Какое отношение торможение может иметь к разгону? Чтоб стремительно и без утрат разогнаться, ни одно из ведущих колес автомобиля не должно чрезвычайно буксовать. Пробуксовку можно нейтрализовать подтормаживанием 1-го из колес, а это отлично умеет делать система Абс!

При определенных критериях и состоянии дорожного покрытия на вэдовых автомобилях, имеющих блокировку дифференциала, нередко сталкиваются с неувязкой использования Абс. Эту делему можно решить просто – отключать по мере надобности Абс специальной кнопкой. А можно прибегнуть к особым мерам определения скорости движения, более низким пороговым величинам замедления колес и уменьшению вращающего момента мотора, другими словами применить более сложную новейшую систему управления.

Как тормозить с Абс?

Массивным бескомпромиссным нажатием на тормозную педаль! При легком притормаживании система может не включиться. А от лишнего нажатия на тормоз ужаснее не будет: антиблокировочная система все равно не даст шинам пойти на «юз», и автомобиль будет тормозить размеренно, другими словами не развернется вокруг своей оси.

Более того, даже если педаль тормоза нажата «в пол», шофер может поменять направление тормозящего автомобиля, повернув руль в подходящую сторону. Означает, тормозить можно и в повороте! Это, пожалуй, основное преимущество системы Абс.

Есть ли у системы недочеты? К огорчению, да! При торможении на неровностях, вызывающих колебания колес и осей, система включится очень рано и машину «понесет». То же происходит и при торможении на асфальте с рассыпанным по нему гравием. При съезде с дорожного полотна на травку (к примеру, чтоб избежать лобового удара) стремительно тормознуть помешает, как это ни удивительно, работа системы Абс. Дело в том, что намертво заблокированные в «юз» колеса зароются в почву, нагребут впереди себя валики из грунта, очень сокращая тормозной путь. А система Абс способна уменьшить тормозной путь только при безупречных критериях, другими словами когда шины имеют хорошее сцепление с дорожным покрытием. Это значит, что при несоблюдении дистанции «антиблок» не уберет опасность наезда на тормозящий впереди автомобиль.

При торможении на льду водители сетуют, что «раздался знакомый стрекот и машину практически понесло вперед». Это тоже вариант ранешнего срабатывания системы. Что делать в таковой ситуации? Направлять колеса на снег, на полоску асфальта – короче, искать менее скользкие места на дороге. Во всяком случае нужно держать в голове – Абс против гололеда бессильна! Точно так же система не может посодействовать водителю в аварийной ситуации, к примеру, при аквапланировании либо при прохождении поворота с чрезвычайно высочайшей скоростью.

Наглядно узреть плюсы и недочеты системы Абс можно на этом видео: