Невидимые помощники или разбираемся в работе Abs и компании
Все средства безопасности современного автомобиля можно поделить на пассивные (ремни и подушки безопасности, подголовники и т.д.) и активные (Abs, ESP и другие). Основная задача активных систем безопасности - помочь водителю избежать возможной трагедии, другими словами не допустить срабатывание средств пассивной безопасности. Тормозим Первой активной системой безопасности в автомобиле стала антиблокировочная система тормозов Abs (Anti-lock Brake System). Abs предутверждает блокировку колес в момент резкого торможения, и сохраняет маневренность автомобиля. Другими словами система позволяет при критичном торможении объехать препятствие, что при заблокированных колесах будет нереально. Невидимые помощники или разбираемся в работе Abs и компании С Помощью нескольких датчиков установленных на колесах, Abs чувствует момент блокировки и берет управление тормозами на себя. Работу Abs можно ощутить по вибрации педали тормоза, главное при всем этом держать в голове, что отпускать педаль нельзя. Нужно, напротив, сильнее на нее давить, чтобы торможение оставалось очень действующим. Для более эффективной работы Abs к ней добавили систему электронного распределения тормозного усилия EBD (Electronic Brake Distribution). EBD обеспечивает равномерное распределение тормозного усилия меж всеми 4-мя колесами. Система дает возможность каждому из колес получить лучшее сцепление с дорогой. Это позволяет автомобилю оставаться более устойчивым при резком торможении. Невидимые помощники или разбираемся в работе Abs и компании Эффективность критичного торможения очень зависит от силы нажатия на педаль тормоза. Чтобы посодейстовать водителю в аварийной ситуации резко затормозить к Abs прибавился очередной помощник - система при критичном торможении BA (Brake Assist). BA вступает в рабу, если шофер нажимает на педаль тормоза резко, но недостаточно очень. Система определяет, как быстро и с каким усилием происходит нажатие на педаль тормоза и по мере надобностиости, мгновенно наращивает давление в тормозной системе. BA позволяет уменьшить тормозной путь при критичном торможении, и помогает избежать возможного столкновения. Нужно держать в голове, что все вышеперечисленные средства активной безопасности могут помочь, только при нажатии на педаль тормоза. Стабилизируем Многие трагедии происходят из-за того, что шофер не успевает впору нажать на тормоз и теряет контроль над машиной. Чтобы подстраховать водителя от неправильных действий производители начали создавать системы, которые без помощи других определяют сложною ситуацию и мгновенно пробуют стабилизировать автомобиль. Сначаларедь речь идет об антипробуксовочой системе ASR и системе курсовой стойкости ESP. Антипробуксовочная система ASR (Anti-Slip Regulation), она же TRC (Traction control), создана для предотвращения пробуксовки ведущих колёс. Невидимые помощники или разбираемся в работе Abs и компании С Помощью датчиков Abs система чувствует пробуксовку колес и понижает обороты мотора, а при необходимости притормаживает нужные колеса. Другими словами, как бы очень шофер не давил на газ эффектной пробуксовке ему добиться не получится. Но временами раба системы может не дать автомобилю тронуться с места. Например, при старте с очень скользкого участка (лед, снег) колеса мгновенно срываются в пробуксовку и ASR должна их тормозить, при всем этом не позволяя машине тронуться с места. Чтобы избежать такой ситуации в автомобиле должна находиться кнопка отключения системы. Стоит Отметить, что эффективность антипробуксовочной системы узрели даже в гонках класса Формула-1. Несколько сезонов аналог этой системы успешно употреблялся на формульных болидах, но в 2008 году электронные помощники в Формуле-1 ли запрещены. Самой совершенной активной системой безопасности автомобиля считается система курсовой стойкости ESP (Electronic Stability Program). Невидимые помощники или разбираемся в работе Abs и компании Объединяя в своей работе возможности всех прошедших систем, ESP может не только исправлять, но предугадывать возникновение опасной ситуации. Для этого система употребляет к тому же целый ряд собственных датчиков. Главные из их это датчик скорости вращения колес, положения руля, угловой скорости и поперечного ускорения. Система вступает в действие, когда появляться опасность возникновения заноса (сноса) и утраты контроля над автомобилем. Постоянно контролируя все свои датчики, ESP за 20 миллисекунд определяет, какие колеса нужно притормозить и как необходимо снизить обороты мотора стабилизации движения автомобиля. Невидимые помощники или разбираемся в работе Abs и компании Чтобы водителю было проще сохранить над машиной самые современные системы стабилизации, к тому же помогают повернуть руль в подходящую сторону. Вмешиваясь в работу усилителя управляющего управления, «продвинутое» ESP позволяет крутить руль в подходящую ей сторону намного легче, чем в не подходящую. Невидимые помощники или разбираемся в работе Abs и компании Система курсовой стойкости появилась на автомобиле уже более 10 лет назад и за этот период не раз обновлялась, усовершенствовалась и дополнялась. Каждый производитель по-собственному старался ее улучшить, давал ей свое название, меняя местами буквы в аббревиатуре. Но до сих пор никто не смог придумать активную систему безопасности способную превзойти ESP. Значимость системы курсовой стойкости отметила даже авторитетная организация EuroNCAP, которая проводит тесты на безопасность автомобилей. С 2009 года без наличия ESP уже в базовой комплектации тестируемой модели наивысшую оценку получить не получится. Невидимые помощники или разбираемся в работе Abs и компании Совершенству нет предела Усовершенствование активных средств безопасности не стоит на месте. Производители уже делают системы, которые могут без других принимать решения, даже если шофер закрыл глаза и бросил руль. Автомобиль может полностью тормознуть или объехать препятствие без роли водителя (при низкой скорости движения). Но не стоит забывать, что все самые современные и навороченные системы безопасности берут начало с появления в далеких 80-х годах «обычной» Abs. И сейчас не одно из средств активной безопасности не сможет работать без помощи этой системы. Принципно держать в голове, что даже самые современные системы безопасности не в состоянии отменить законы физики или побороть опьянение водителя, поэтому полностью полагаться на их не стоит. Дмитрий Дзвонкевич, autoportal.ua
ремонт автомобиля