Бензин и автомобиль

Всё о бензине

Каждый денек ваш автомобиль съедает несколько л. бензина. Так может стоит ближе познакомиться с тем, без чего он не двинется с места и на сантиметр.

Главным эксплуатационным свойством бензинов является детонационная стойкость. Детонация — это процесс очень резвого сгорания рабочей консистенции (взрывной) с образованием в камере сгорания ударных волн.

Детонация приводит к прогоранию поршней и выпускных клапанов. Наружные признаки детонации — соответствующий железный стук и вибрация, темный цвет отработавших газов (дым), неровная работа мотора.

Основным признаком детонации служит резкий гулкий стук в движке, который отлично слышен с места водителя. Многие водители считают, что это стучат поршневые пальцы. В реальности источником этих звуков являются вибрации деталей мотора от деяния детонационной (ударной) волны.

Главные предпосылки появления детонации последующие: несоответствие сорта бензина степени сжатия мотора (очень низкое октановое число), преждевременное зажигание, огромное количество нагара в камере сгорания, работа мотора при стопроцентно открытой дроссельной заслонке и низкой частоте вращения коленчатого вала, что бывает, к примеру, при движении на подъеме «внатяг», когда шофер вовремя не перебежал на низшую передачу. Долгая работа мотора с насыщенной детонацией недопустима, потому что это может привести к повреждению прокладки головки блока цилиндров, прогоранию поршней и клапанов. Но малозначительная детонация, которая сопровождается краткосрочным, стремительно исчезающим стуком сначала разгона автомобиля при полном нажатии на педаль дроссельной заслонки, считается обычным явлением и не представляет угрозы для мотора.

Детонационные характеристики оцениваются октановым числом, которое в свою очередь определяется 2-мя способами — исследовательским и моторным. Обычно, в обозначении бензина совместно с октановым числом указывается и способ, по которому оно определено (буковка И — исследовательский). Чем выше октановое число, тем больше стойкость к детонации, тем больше и вероятная степень сжатия мотора, а как следует, и больше мощность и экономичность.

Высокооктановые бензины получают 2-мя методами:

сложным технологическим — наращивают долю высокооктановых компонент при производстве (неэтилированный бензин); более обычный и дешевенький метод — добавка к бензину тетраэтилсвинца (этилированный бензин).

В продвинутых странах этилированные бензины не употребляются.

Этиловая жидкость — это концентрат хим соединений свинца, и она, как и этилированный бензин, очень ядовита, оказывает отравляющее действие на человека.

Используя этилированный бензин, будьте очень аккуратны. Тетраэтилсвинец (а за границей к тому же тетраметилсвинец) значительно увеличивает детанационную стойкость. Его для этого и добавляют, но на автомобилях, снаряженных лямбдазондом и каталитическим нейтрализатором отработанных газов (катализатором), этилированный бензин использовать нельзя — свинец стремительно выводит их из строя.

Маркировка

В СНГ в текущее время создают бензины: А-72, А-76, А-80, АИ-91, АИ-92, АИ-93, АИ-95 и АИ-98. Они выпускаются этилированными, малоэтилированными и неэтилированными, летних и зимних видов.

Все этилированные бензины окрашивают: А-72 — розовый; А-76 — желтоватый; АИ-93 — оранжево-красный; АИ-98 — голубий.

За рубежом основными являются две марки бензина: «Премиум» (1-й сорт, октановое число 97—98) и «Регуляр» (2-й сорт, октановое число 90—94). В Великобритании, США и неких других странах выпускается также бензин «Супер» (октановое число 99—102).

Применение

Для легковых автомобилей забугорного производства используйте бензин с октановым числом более 91 —92, для автомобилей 90-х годов рекомендуется использовать бензин с октановым числом более 94.

Качество бензина, не считая фактического значения октанового числа, определяется степенью загрязнения механическими примесями, содержанием кислот, щелочей, органических соединений, сернистых соединений. К огорчению, производимые в СНГ бензины на АЗС нередко имеют пониженное качество по обозначенным выше показателям. В итоге при сгорании горючего появляются детонационные процессы (заниженное фактическое октановое число); увеличивается интенсивность износа мотора (механические примеси), усиливается смолообразование и нагарообразование, коррозионное воздействие на детали.

Топливная система должна быть непременно оборудована фильтром узкой чистки, за состоянием которого нужно смотреть и временами подменять. Беря во внимание низкое качество бензина, период подмены фильтра узкой чистки — 10000—15000 км. Полезно 1 раз в год промывать топливный бак. Для движков с впрыском и катализатором используйте бензин не ужаснее АИ—95 неэтилированный либо малоэтилированный.

Хранение

При продолжительном хранении бензина его качество понижается. Обычно на одну-две единицы миниатюризируется октановое число и растет количество смол за счет окисления углеводородов, которые входят в состав бензина. Смолы, находящиеся в бензине, образуют вязкие, липкие соединения кофейного цвета, которые оседают на всех деталях, соприкасающихся с бензином либо его парами (на стержнях впускных клапанов, деталях карбюратора, внутренних стенах топливного бака и т. п.), что нарушает взаимодействие деталей и систем мотора.

На процессы окисления бензина влияет ряд причин. Медь и ее сплавы очень ускоряют окисление, потому бензин в баке автомобиля, где имеются латунные заборная трубка и фильтрующая сетка, окисляется резвее, чем в стальной канистре. Содействует окислению и открытый доступ воздуха в емкость с бензином. В теплое время года процессы окисления протекают существенно лучше, чем зимой.

При продолжительном хранении этилированного бензина в неплотно закрытой емкости пропадает легколетучий бромистый этил — вещество, которое заходит в состав этиловой воды и «выносит» оксиды свинца из камеры сгорания. Через некое время бромистого этила может остаться в бензине так не достаточно, что он не сумеет «связывать и выносить» весь свинец. При использовании такового бензина может очень возрасти нагарообразование в движке. Таким макаром, бензин идеальнее всего сохраняется в плотно закрытой таре и в холодном месте. Для этой цели применимы канистры и подобные им емкости.

В средней климатической зоне бензин может храниться в плотно закрытых канистрах без значимой утраты свойства до 12 месяцев, а в баке автомобиля — менее 6 месяцев. Для северных районов сроки растут в 1,5—2 раза, а для южных — сокращаются в два раза.

Качество бензина, снизившееся в итоге долгого хранения, можно сделать лучше, перемешав бензин с двойным, тройным либо огромным количеством свежайшего бензина того же сорта. Приобретенная смесь по качеству близка к свежайшему бензину.

Внедрение бензина другого сорта

Некие автовладельцы желают модернизировать собственный автомобиль с таким расчетом, чтоб заместо бензина АИ-93 можно было использовать более доступное горючее — А-76.

Для этого в конструкцию мотора нужно внести конфигурации, которые обеспечат нормальную (бездетонационную) его работу на новеньком, низкооктановом бензине.

Посреди автовладельцев обширно всераспространено мировоззрение, что достигнуть хотимого можно, применив один из последующих методов: установка позднего зажигания, подача воды во впускной трубопровод либо уменьшение степени сжатия. Коротко разглядим эти методы, не углубляясь в вопросы теории.

Необходимо подчеркнуть, что 1-ый и более обычный из их — установку позднего зажигания методом соответственного поворота корпуса распределителя — нельзя советовать для неизменной эксплуатации автомобиля. При довольно позднем зажигании движок вправду работает без детонации, но в данном случае из-за позднего и длительного сгорания термический режим его становится чрезвычайно высочайшим: перенагреваются поршни, поршневые кольца, выпускные клапаны и движок в целом. Долгая эксплуатация мотора при позднем зажигании безизбежно уменьшит срок его службы, при этом возможны аварийные поломки из-за прогорания клапанов и по другим причинам.

Работа мотора с подачей воды во впускной трубопровод детально и серьезно изучена учеными и инженерами. Был изготовлен последующий вывод: подача определенного количества распыленной воды позволяет движку работать без детонации на бензине с пониженным октановым числом. Но практическому применению этого метода препятствуют последующие происшествия.

Во-1-х, приметный полезный эффект можно получить только при большенном количестве подаваемой воды. К примеру, для того чтоб движок, рассчитанный на бензин АИ-93, мог нормально работать на бензине с октановым числом 76, расход воды должен составлять более 15—20 % расхода горючего. Другими словами, за время использования полного бака бензина (около 50 л) в движок должно быть подано около 7,5—10 л воды. Как следует, в автомобиле нужно иметь огромные емкости для воды, что, очевидно, неприемлемо с практической точки зрения. Во - вторых, для получения удовлетворительных результатов количество подаваемой воды непременно следует дозировать и изменять в серьезном согласовании с конфигурацией режима движения автомобиля (его скорости, нагрузки, профиля дороги и т. д.), чего реально можно достигнуть только при помощи сложной автоматической системы регулирования. Никакие методы «ручного» регулирования (разными кранами и т. п.) тут неприменимы, потому что они не обеспечат нужной точности. В-3-х, при работе с подачей воды значительно понижается долговечность мотора. Как следует, и этот метод нельзя советовать для практического использования.

3-ий метод может быть с фуррором реализован автовладельцами. Он заключается в понижении степени сжатия мотора. Для этого нужно прирастить объем камеры сгорания, поставив дополнительную прокладку под головку блока цилиндров.

Толщина дополнительной прокладки должна быть для автомобилей строго персональной, к примеру, для ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 — 1.3— 1.5мм, для ВАЗ-2105 — 1 — 1.2 мм. Прокладку изготавливают из листа дюралевого сплава АМ-5 (либо аналогичного) и устанавливают меж головкой блока цилиндров и штатной уплотнительной прокладкой (конфигурация ее такая же).

В качестве дополнительной прокладки заместо специально сделанной железной неприемлимо использовать штатную, т. е. ставить под головку две штатные прокладки. Таковой набор из 2-ух металлоасбестовых уплотнительных прокладок недолговечен: железная окантовка отверстий для цилиндров, лишенная тесноватого контакта с громоздкой головкой блока, чрезвычайно греется и через куцее время разрушается. Прямо за этим прокладки прогорают, а движок выходит из строя.

Автовладельцам необходимо знать, что при переходе на бензин А-76 мощность мотора из-за понижения степени сжатия несколько миниатюризируется, а расход горючего увеличивается на 7—10%, т.е. примерно на 0,6— 1,0 л на 100 км пробега автомобиля. Для понижения степени сжатия не допускается использовать дополнительные переходники хоть какой конструкции, которые вворачивают в отверстия для свеч зажигания. Практика показала, что эти детали при работе мотора перенагреваются, возникает калильное зажигание, смесь заблаговременно воспламеняется в цилиндрах.

Применение этила для увеличения октанового числа бензина очень не нужно. К такому методу можно прибегнуть только в последнем случае, потому что очень можно высчитать точную дозу этила для того, чтоб октановое число 76-го бензина повысить до 92-го либо 5-го.

Применение таковой «суррогатной» консистенции в движках современных импортных машин может привести к грустным последствиям (выход из строя топливной аппаратуры и прогар поршней). При сегодняшних расценках на услуги автосервиса экономия на бензине может обернуться вам дорогостоящим ремонтом мотора.

Если вы залили неподходящий для машины бензин, прислушайтесь к работе мотора. Если машина на нештатном горючем стала ужаснее тянуть — не жутко. Не давите до пола, чтоб перегрузкой не спровоцировать детонацию. Если движок резко теряет мощность и стремительно перегревается, слышен сторонний стук, из выхлопной трубы валит темный дым, это серьезно. Вы имеете дело с детонацией, при которой эксплуатировать движок нельзя.

Есть так именуемые стабилизаторы октанового числа. Они малость увеличивают детонационную стойкость бензина, стабилизируют процесс сгорания и, кстати, очищают систему питания. Пузырек таковой «химии» обычно рассчитан на одну заправку. Время от времени это помогает. Многие современные авто оборудованы особыми устройствами, которые при первых признаках детонации изменяют угол опережения зажигания и выводят движок в относительно обычный режим. Такие машины безболезненно реагируют на нештатный бензин (но только «слегка» нештатный), хотя мощность понижается, и расход горючего растет.