Автоматические коробки

Автоматические коробки

Улучшение эксплуатационных свойств современного автомобиля привело к значительному усложнению его конструкции. А оснащение автомобилей автоматической коробкой позволило резко понизить объем нагрузки, возлагаемой на водителя во время движения.

Это также благоприятно отразилось на ходовой части, движке и высокоскоростных качествах автомобиля. Надежность и простота эксплуатации обусловили предстоящее обширное внедрение этого изобретения. В текущее время автоматические коробки используются и на легковых, и на вэдовых автомобилях, и даже на грузовом транспорте.

При использовании тс с ручным управлением, для поддержания нужной скорости, водителю нужно нередко воспользоваться рычагом переключения передач.

По этой причине он должен повсевременно смотреть за нагрузкой мотора и скоростью автомобиля.

Применение автоматической коробки исключает необходимость неизменного использования переключающим рычагом. Изменение скорости производится автоматом, зависимо от нагрузки мотора, скорости перемещения тс и желаний водителя.

Потому, по сопоставлению с ручной коробкой, автоматическая коробка имеет последующие бесспорные достоинства:

наращивает комфортность вождения автомобиля за счет освобождения водителя от контрольных функций; автоматом и плавненько производит переключения, согласовывая нагрузку мотора, скорость его движения, степень нажатия на педаль акселератора; защищает движок и ходовую часть автомобиля от перегрузок; допускает и ручное, и автоматическое переключение скоростей.

Все обилие автоматических трансмиссий, используемых сейчас, условно можно поделить на два типа. Основное различие этих типов заключается в системах управления и контроля за внедрением коробки. Для первого типа типично то, что функции управления и контроля производятся особым гидравлическим устройством. А во 2-м типе функции управления и контроля делает электрическое устройство. Составные части же и узлы автоматических трансмиссий обоих типов фактически схожи.

Есть некие различия в сборке и устройстве автоматической коробки переднеприводного и заднепрйводного автомобиля. Автоматическая коробка для передне-приводных автомобилей более малогабаритна и имеет снутри собственного корпуса отделение главной передачи - дифференциал. Невзирая на эти отличия, главные функции и принцип деяния всех автоматов схожи.

Для того чтоб обеспечить движение, также для выполнения других собственных функций, автоматическая коробка должна быть вооружена последующими узлами: механизмом выбора режима движения, гидротрансформатором, коробкой, узлом управления и контроля.

Механизм выбора режима движения представляет собой ручку, размещенную в салоне автомобиля и связанную с коробкой жесткой либо гибкой тягой. При помощи этого рычага шофер выбирает режим работы автомобиля: "вперед", "вспять", "нейтраль" либо "парковка". На большинстве автомобилей метод движения вперед состоит из 3-х стадий либо, можно сказать, 3-х режимов: режима низкой скорости, среднего режима и режима обычного движения. Зависимо от изготовителя эти режимы имеют различные обозначающие знаки. К примеру, режим низкой скорости обозначен знаками "L" либо "I", средний режим в большинстве случаев обозначается "2", "S" либо "*", а режим обычного движения - "D" либо "D-3", но используются и другие знаки.

Режим низкой скорости употребляется как 1-ая передача в случае, когда требуется большой вращающий момент при маленький скорости перемещения. К примеру, трогание с места в гору, преодоление крутых подъёмов на малой скорости, езда по дороге, изобилующей ямами и рытвинами.

Средний режим обычно имеет только две передачи, по другому говоря, одно переключение. При нажатой педали акселератора автомобиль движется на 2-ой передаче, а при отпускании, по истечении нескольких секунд, происходит торможение движком и переключение на первую передачу, что дает возможность пореже использовать тормоза. Более целенаправлено этот режим использовать при езде по скользкой дороге (снежный накат, гололед либо гололедь), по дороге с недостаточно неплохим покрытием (ямы, рытвины ) и т.п.

Если рычаг установлен в положение обычного режима движения, то коробка работает в трехскоростном режиме. Этот режим применяется при движении по дороге, имеющей не плохое покрытие, позволяющее развивать довольно высшую скорость, обеспечивает беспрепятственное трогание с места в маленький подъём и т.д.

Под рычагом также нанесены и другие знаки:

Р - подразумевает парковку автомобиля с неработающим движком; R- применяется при маневрировании; N- обеспечивает свободное качение автомобиля в любом направлении, также его стоянку с работающим движком.

Необходимо подчеркнуть, что в целях обеспечения безопасности автоматическая коробка разрешает запустить движок исключительно в положении "N" либо "Р".

В процессе использования автомобиля могут появиться неверные переключения. Более нередкой и небезопасной ошибкой неопытного водителя является перемещение ручки в положение "R" придвижении вперед. Рычаг выбора режима движения сконструирован таким макаром, что обеспечивает разрешенные переключения без нажатия фиксатора как при трогании с места, так и во время движения. Потому, если вам нужно переместить ручку из положения "N" в положение "D", то это можно сделать, просто потянув ее к для себя. Но, если вы возжелаете перевести рычаг из положения "D" в положение "L" либо "R", то без нажатия фиксатора вам это не получится. Это изготовлено для предотвращения поломок и перегрузок коробки при неправильном/выборе режима движения. Установка рычага в положение, в которое его может быть установить только с нажатой фиксирующей кнопкой, осуществляется или после полной остановки (если необходимо установить "R"), или после замедления движения до минимума (если нужно установить "L").

Конструктивной особенностью автоматических трансмиссий является оборудование их специальной системой включения более низкой передачи. Она срабатывает при резком либо полном нажатии педали акселератора и позволяет резко прирастить скорость движения тс, к примеру, при обгоне.

Внедрение на больших скоростях трехступенчатой автоматической коробки тянет за собой некий перерасход горючего. Потому большая часть современных автоматических трансмиссий оборудованы четвертой передачей, обозначающейся знаками "0/D" либо "D4". Обычно внедрение четвертой передачи инициируется принудительно при помощи кнопочного тумблера, размещенного на панели управления либо на ручке выбора режима движения. Конструктивно коробка выполнена таким макаром, что подразумевает внедрение четвертой передачи лишь на скорости, превосходящей 40 км/час, в критериях движения, не требующего огромного вращающего момента.

В промежном кожухе, меж движком и коробкой, установлен гидротрансформатор, который делает функции обыденного сцепления. В процессе работы этот узел, заполненный трансмиссионной жидкостью, несет достаточно

высочайшие нагрузки и крутится с довольно большой скоростью. Он не только лишь передает вращающий момент, поглощает и сглаживает вибрации мотора, да и приводит в действие масляный насос, находящийся в корпусе коробки. Масляный насос заполняет трансмиссионной жидкостью гидротрансформатор и делает рабочее давление в системе управления и контроля. Потому является неправильным мировоззрение о том, что автомобиль, снаряженный автоматической коробкой, можно завести принудительно, не используя стартер, а разогнав его до высочайшей скорости. Шестеренчатый насос получает энергию только от мотора, и если движок не работает, то давление в системе управления и контроля не создается, в каком бы положении не находился рычаг выбора режима движения. Как следует, принудительное вращение карданного вала не обязует коробку работать, а движок - крутиться.

В корпусе самой коробки размещены несколько планетарных устройств, они и обеспечивают нужные передаточные дела. А передача вращающего момента от мотора через планетарные механизмы к колесам происходит при помощи фрикционных дисков, дифференциала и других сервисных устройств. Управление всеми этими устройствами осуществляется благодаря трансмиссионной воды через систему управления и контроля.

Повышенное внимание следует уделить узлу управления и контроля. Этот узел состоит из маслосборника (поддон коробки), шестеренчатого насоса и клапанной коробки. Клапанная коробка представляет собой систему каналов с расположенными в их клапанами и плунжерами, которые делают функции контроля и управления. Это устройство конвертирует скорость движения автомобиля, нагрузку мотора и степень нажатия на педаль акселератора в гидравлические сигналы. На базе этих сигналов, за счет поочередного включения и выхода из рабочего состояния фрикционных блоков, автоматом меняются передаточные дела в коробке.

Жидкостью, применяемой в автоматической коробки, производятся самые различные функции: передача вращающего момента в гидротрансформаторе от мотора в коробку, обеспечение функционирования системы управления и контроля, работа фрикционных блоков, смазка и остывание трущихся деталей и т.п. Потому в автоматической коробке применяется особое качественное минеральное масло, получаемое из нефти и смешанное с несколькими особенными добавками. Это масло именуется смазочной гидравлической трансмиссионной жидкостью. Внедрение других типов масел понижает эксплуатационные свойства и часто приводит к отказу автоматической коробки. Тип применяемой трансмиссионной воды, обычно, указан на масляном щупе коробки либо в сертификате свойства автомобиля.

Для обеспечения правильного функционирования коробки и ее долговечности нужно поддерживать лучший уровень и обновлять жидкость по мере ее использования. Срок эксплуатации трансмиссионной воды указан на упаковке либо в сертификате свойства на саму жидкость. Но опыт эксплуатации указывает, что средняя периодичность ее подмены составляет около 15 000 км. Это разъясняется к тому же тем, что старые авто очень изношены и эксплуатируются в жестких критериях. Не считая того, часть воды остается в гидротрансформаторе, клапанной коробке, насосе и других полостях, потому можно поменять только половину применяемого объема, т.е. происходит только обновление воды, а не подмена. В большинстве автомобилей, снаряженных автоматической коробкой, употребляется жидкость типа "Dexron", "Dexron-II", "Dexron-III". В текущее время в автоматических коробках на автосредствах типа 4WD употребляется более новенькая модификация смазывающей воды - тип "Т" либо "T-II". Обозначенные типы трансмиссионной воды специально покрашены в различные цвета, тип "Dexron" - красноватый, а тип "Т" - желтоватый. Этим подчеркивается, что соединять их не рекомендуется.

Нужно также отметить, что в автомобилях, снаряженных автоматическими трансмиссиями, блок главной передачи и сама коробка могут быть разбиты, и потому при подмене масла оба отсека должны заполняться раздельно. В отсеке главной передачи употребляется обыденное трансмиссионное масло "SAE 85W/90" либо российскее "ТАД 17", периодичность его подмены составляет 50 000 км пробега.

Процесс подмены трансмиссионной воды и оценка степени ее износа не совершенно ординарны, но, если воспользоваться нашими советами, могут быть выполнены без помощи других. Естественно, можно ограничиться и общеизвестным, простым методом, который заключается исключительно в выворачивании сливной пробки и возвращении ее на свое место после отекания воды, но мы безотступно советуем через каждые 3000 км пробега для подмены трансмиссионной воды пользоваться последующей технологией:

1. Организовать открытый доступ к поддону коробки, загнав автомобиль на эстакаду либо подняв домкратом (обеспечив, естественно, свою безопасность).

2. Выкрутить сливную пробку и слить трансмиссионную жидкость.

3. Завернуть сливную пробку на место и, не прилагая огромных усилий, подтянуть ее.

4. Выкрутить все болты, расположенные по периметру масляного поддона коробки, и аккуратненько, чтоб не разрушить прокладку, отделить поддон от корпуса коробки. Не сливая остатков воды, убрать его в сторону для анализа.

5. Отыскать на нижней части поверхности клапанной коробки фильтр для трансмиссионной воды, снять его для промывки и анализа товаров износа, накопившихся в нем. Сам фильтр представляет собой железную сетку, заключенную в металлической корпус.

6. Провести анализ товаров износа, находящихся в фильтре и поддоне. Продукты износа могут состоять из металлической, латунной и дюралевой стружки, темных пластинчатых чешуек и большой пластмассовой стружки. Дюралевая и латунная стружка появляется в итоге износа подшипников скольжения. При обычной степени износа она возникает в виде сероватого налета на внутренней поверхности поддона, корпуса фильтра, магнитах и находится в трансмиссионной воды в виде очень маленькой взвеси. Железная стружка появляется от износа железных подшипников качения, валов, шестерен и т.п. В норме она может находиться исключительно в очень маленьких количествах, как продукт, оставшийся еще со времени приработки узлов в коробке. Большее же ее количество свидетельствует об аварийном состоянии автомата. Наличие огромного числа темных пластинчатых частиц гласит о начале процесса резвого износа фрикционных дисков, по истечении некого времени неизбежно ведущего к поломке. Так же неприемлимо наличие большой пластмассовой стружки, которая появляется в связи с выходом из строя разных шестерен и подшипников скольжения, сделанных из полимерных материалов. В процессе использования продукты износа забивают отверстия в сеточке фильтра и резко понижают поступление трансмиссионной воды, в итоге коробка непременно выходит из строя.

7. Помыть в керосине бензине либо другой воды поддон и сеточку фильтра. Для удаления товаров износа можно пользоваться сжатым воздухом от компрессора либо насоса. Ветошь в этом случае использовать не рекомендуется, потому что она оставляет ворс на поверхности протираемых деталей. Смытый трансмиссионной жидкостью, он закупоривает фильтр. Если корпус поддона либо фильтр искорежен, и пропускная способность по воды уменьшена, это также может привести к поломке автомата, потому необходимо попробовать придать им первоначальное состояние либо поменять. Очищенные магниты ворачиваются в поддон коробки.

8. Промытый фильтр трансмиссионной воды устанавливается на свое место и кропотливо притягивается крепежными болтами.

9. Приготовленный поддон совместно с магнитами и прокладкой необходимо установить на штатное место. Если прокладка повреждена, то ее поверхность рекомендуется обработать герметиком. Усилие затяжки болтов не должно быть очень велико, потому что это может привести к повреждению прокладки, тогда и течь воды неминуема.

10. Заливка трансмиссионной воды в коробку осуществляется через шахту щупа. Уровень должен соответствовать меткам, обозначенным на щупе. В момент замера движок автомобиля должен работать, а рычаг выбора режима движения нужно установить в положение "N", это разъясняется тем, что в этом положении ко всем трущимся деталям подается смазка и заполняются все обвоздушенные полости коробки. Объем обновляемого масла колеблется в границах от 3-х до 5 л. зависимо от марки автомобиля.

Для более ранешнего и поболее четкого определения неисправности есть несколько операций и проверочных тестов. Но мы безотступно советуем не злоупотреблять ими и, во избежание поломок, соблюдать меры безопасности.

Более обычным является "Тест задержки во времени".

Во время работы мотора, на холостом ходу, при установке рычага выбора режима движения в положение "D" либо "R" с нейтральной позиции, до того как почувствуется срабатывание, должна происходить задержка во времени. Целью проведения данного теста является проверка работоспособности узлов и устройств коробки. В целях безопасности и предотвращения поломок нужно:

перед проведением теста отлично прогреть коробку, температура автоматической коробки должна составлять более 50-80°С; для заслуги высочайшего свойства проверки необходимо сделать более 3-х измерений и найти их среднюю величину; для сохранения высочайшей работоспособности автоматической коробки меж измерениями непременно должны делаться минутные перерывы.

"Тест задержки во времени" проводится последующим образом:

1. Стопроцентно вытяните рычаг ручного тормоза.
2. Запустите движок.
3. Проверьте частоту вращения мотора на холостом ходу в спектре "N". К примеру, частота холостых оборотов для мотора 3S-F должна составлять 800 об/мин, для 3S-FE находиться в границах от 700 до 750 об/мин, а для мотора 4A-F соответствовать 800-900 об/мин. Если холостые обороты мотора не соответствуют норме, то результаты измерения тоже будут неверны, и тест придется повторить.
4. Переведите рычаг выбора режима движения из позиции "N" в спектр "D".
5. Используя секундомер, определите время от начала передвижения ручки до момента срабатывания коробки. Измерения рекомендуется провести более 3-х раз и найти их среднее значение. В этом случае задержка во времени должна составлять менее 1,2 секунды.
6. Используя тот же метод, проведите измерения при переключении из спектра "N" в "R". В данном случае задержка во времени не должна превосходить 1,5 секунды.

Оценивая результаты проведенного теста, вы должны исходить из того, что при наличии какой-нибудь поломки время срабатывания может только возрастать. Узнать причину и убрать неисправность может только специалист. Потому вам нужно срочно обратиться в соответственное сервисное предприятие.

Также достаточно прост "Стояночный тест". Его цель - проверка рабочих свойств мотора, гидротрансформатора и коробки в целом.

Для обеспечения безопасности и исключения поломок нужно:

проводить тест на довольно светлом и широком участке; тест должен проводиться 2-мя мастерами, работающими в паре: какой-то из них должен следить за колесами либо их стопорами и немедля предупредить о провороте колес либо сдвигании стопоров, тогда как 2-ой мастер проводит тесты и записывает измерения; продолжительность проведения теста не должна превосходить 5 секунд.

Проведение теста и оценка его результатов:

1. Непременно закрепите фронтальные и задние колеса.
2. Если нужно, установите тахометр.
3. Стопроцентно вытяните рычаг парковочного тормоза.
4. Надавите на педаль тормоза левой ногой и удерживайте её в этом положении в течение всего теста.
5. Заведите движок.
6. Установите рычаг выбора режима движения в спектр "D".
7. Нажимая на педаль акселератора правой ногой до упора, замерьте показания тахометра.
8. Сделайте перерыв длительностью более одной минутки.

Повторите тест, установив рычаг выбора режима движения в спектр "R".

При оценке этого теста необходимо знать, что при каждом нажатии педали акселератора стрелка тахометра должна плавненько подняться и тормознуть на определенных оборотах. К примеру, для движков 4A-F, 3S-F и 3S-FE частота оборотов должна находиться в границах от 1950 до 2350 об/мин. При всем этом не должно появляться никаких сторонних шумов, вибраций и ударов, а автомобиль должен оставаться на месте.

Если показания тахометра не соответствуют норме:

меньше номинала, но схожи в обоих спектрах ("D" и "R"), - в большинстве случаев причина заключена в недостаточной мощности мотора; выше номинала в обоих спектрах - причина, вероятнее всего, кроется в неисправности гидротрансформатора либо коробки; выше номинала в одном из диапазонов - более возможно, что неисправность сосредоточена исключительно в коробке.

Снова обращаем ваше внимание, что при получении непонятного либо отрицательного (из вышеперечисленных) результата вам идеальнее всего обратиться к спецам.

Более трудно провести и оценить"Дорожный тест", который проводится для определения наличия точек переключения, обнаружения сторонних шумов, вибраций и пробуксовок в коробке.

Для обеспечения безопасности проведение теста должно осуществляться на довольно широком, светлом, ровненьком и пустом участке дороги; перед выездом нужно отлично прогреть движок и коробку.

Проведение "Дорожного теста" и его оценка:

1. Установите рычаг выбора режима движения в положение "D" и, равномерно нажимая педаль акселератора, проверьте наличие переключении 1-2, 2-3 и 3-4 (после нажатия кнопки "0/D"). Если нет какого-нибудь из переключении, то неисправна автоматическая коробка либо ее узел управления и контроля;

если моменты переключения затянуты, то ошибочно отрегулирован дроссельный тросик (о его проверке и регулировке побеседуем позднее).

2. Зафиксируйте скорость 70 км/час в режиме "D" на передаче "0/D" и произведите маленькое нажатие на педаль акселератора. Обороты мотора не должны изменяться резко. Если же на тахометре наблюдается резкий скачок оборотов мотора, то можно утверждать, что поломка находится в гидротрансформаторе, и он скоро стопроцентно выйдет из строя.

3. Остановитесь и переведите рычаг выбора режима движения в спектр "2". Равномерно нажимая педаль акселератора, проверьте наличие переключения 1-2.. Двигаясь на 2-ой передаче,, .отпустите педаль газа и направьте внимание на наличие торможения движком. Повторив пару раз эту операцию, убедитесь, что переключения 1-2, 2-1 не сопровождаются вибрацией, ударами либо проскальзыванием. Если отрицательных явлений нет, то коробка находится в неплохом состоянии.

4. Стопроцентно остановитесь и, переместив рычаг в положение "L", плавненько нажимая педаль акселератора, удостоверьтесь в отсутствии переключения на вторую ступень, также проверьте наличие торможения движком при отпускании педали акселератора. При неоднократном нажатии и отпускании педали акселератора послушайте работу коробки для выявления сторонних шумов и вибраций. Если происходит переключение на вторую ступень либо нет торможения движком, то неисправен узел управления и контроля.

5. Остановитесь и, переключившись в спектр "R", резко нажмите на педаль акселератора. Убедившись в отсутствии пробуксовок, вибраций и сторонних шумов, продолжайте тестирование.

6. Установив автомобиль на наклонном участке, с уклоном около 5°, переместите рычаг выбора режима движения в положение "Р" и отпуститe тормоз. Автомобиль должен зафиксироваться на месте; если автомобиль скатывается, то причину следует находить в неисправности механизма парковки автомата.

Напоминаем, что при проведении теста необходимо направить повышенное внимание на наличие сторонних шумов и вибраций. Отнестись к ним необходимо с подабающей ответственностью, потому что эти шумы и вибрации могут быть вызваны разбалансировкой гидротрансформатора, ведущего вала и т.п., что может привести к созданию аварийной ситуации.

Принципиальная деталь в управлении автоматом - дроссельный тросик. Он соединяет механизм управления и контроля автоматической коробки с сектором дроссельной заслонки мотора, которая приводится в движение от педали акселератора. Эта деталь и есть средство, отражающее желание водителя. Она представляет собой железный тросик, заключенный в пластмассовый кожух, агрессивно закрепленный с обеих сторон. При долговременной эксплуатации пластмассовый кожух сохнет, укорачивается и вылезает из собственных посадочных мест в итоге конфигурации его длины. Управление автоматом становится неправильным, и он отвечает водителю неправильными действиями. Для устранения этой неисправности необходимо убедиться в отсутствии разрывов, мест оплавления и резких перегибов, а отремонтировав посадочные места пластмассового кожуха, поновой его отрегулировать:

1. После ремонта проверить легкость вытягивания, а главное, возврата дроссельного тросика снутри кожуха.
2. Ослабить регулировочные гайки.
3. Стопроцентно надавить педаль акселератора и регулировочными гайками установить тросик в такое положение, при котором стопор будет выходить из защитного резинового кожуха менее чем на мм.
4. Аккуратненько затянуть регулировочные гайки и только после чего отпустить педаль акселератора.
5. Неоднократно нажимая педаль акселератора, проверить качество регулировки.

Проделав все перечисленные выше испытания, можно довольно точно найти состояние автоматической коробки, ранее выявить возникающие неисправности и убрать их.