Разборка и сборка узлов мотора

Разборка и сборка узлов мотора Чем и, главное, как разбирать и собирать шатунно-поршневую группу, головку блока цилиндров, водяной насос и почти все другое... Шатунно-поршневая группа

Разборка

Снимите поршневые кольца. Уложите поршень в опору с цилиндрической выемкой и при помощи оправки, центрируемой в отверстии поршневого пальца, выпрессуйте палец под прессом (усилием более 0,8 тс).

Применение молотка для выпрессовки — запрессовки неприемлимо: можно разрушить поршень.

Если некие детали шатунно-поршневой группы не повреждены и не достаточно изношены, то они могут быть опять применены. Потому при разборке помечайте их, чтоб в предстоящем собрать группу с теми же деталями и установить в прежний цилиндр мотора. Можно также сделать из пенопласта поддон с ячейками и ложить в него детали по цилиндрам.

Сборка

Перед сборкой подберите палец к поршню. Для правильного сопряжения нужно, чтоб поршневой палец, смазанный моторным маслом, заходил в отверстие поршня от обычного нажатия огромного пальца руки и не выпадал из него, если держать поршень с поршневым пальцем в вертикальном положении.

Выпадающий палец поменяйте другим, последующей категории. Если в поршне был палец третьей (высшей) категории, то поменяйте поршень с поршневым пальцем.

Потому что палец вставляется в верхнюю головку шатуна с натягом, нужно подогреть его для расширения верхней головки. Для этого расположите шатуны на 15 мин в электропечь либо в духовку, подогретую до 240 "С. Палец заблаговременно приготовьте к сборке, надев его на валик приспособления для запрессовки поршневого пальца (употребляется для всех автомобилей ВАЗ), и, установив меж пальцами и ручкой дистанционное кольцо шириной 4 мм, внешним поперечником 22 мм и внутренним 15 мм. На конце приспособления установите направляющую и закрепите винтом. Винт затяните неплотно, чтоб не вышло заклинивания при расширении пальца от контакта с нагретым шатуном.

Для правильного соединения пальца с шатуном запрессовку нужно делать как можно быстрее, потому что шатун стремительно охлаждается и после остывания нельзя будет поменять положение пальца.

Поршень с шатуном должен быть собран так, чтоб стрелка на днище поршня была ориентирована в сторону выхода отверстия для масла на нижней головке шатуна. Извлеченный из печи шатун стремительно зажмите в тисках. Наденьте поршень на шатун, следя, чтоб отверстие под палец совпадало с отверстием верхней головки шатуна. Закрепленный на приспособлении поршневой палец протолкните в отверстие поршня и в верхнюю головку шатуна до упора заплечика приспособления в поршень. Во время этой операции поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки пальца. Тогда палец займет правильное положение.

После остывания шатуна смажьте палец моторным маслом через отверстия в бобышках поршня. Установите поршневые кольца, располагая их замки через 120° по окружности поршня. Нижнее компрессионное кольцо установите выточкой вниз.

Головка блока цилиндров Разборка

Если требуется подмена только какой-нибудь одной детали, то можно не разбирать стопроцентно головку блока цилиндров и снять только то, что нужно для подмены.

Стопроцентно же головку цилиндров разбирайте в последующей последовательности. Удалив крышку с прокладкой, установите головку цилиндров на подставку, отверните гайки и снимите карбюратор с проставкой, теплоизолирующий экран карбюратора, а потом впускной и выпускной трубопроводы (сразу снимается заборник теплого воздуха). Снимите отводящий патрубок охлаждающей рубахи мотора. Выверните датчик термометра охлаждающей воды, масляный выключатель контрольной лампы давления масла и свечки зажигания. Открутите гайки и снимите топливный насос с прокладками, проставкой и толкателем. Отсоедините от головки цилиндров корпус вспомогательных агрегатов. Снимите крышки опор распределительного вала. Вытащите распределительный вал из постелей опор и снимите с него сальник. Вытащите из отверстий головки блока цилиндров толкатели клапанов с регулировочными шайбами. Высвободите клапаны от сухарей, сжимая пружины клапанов приспособлением для снятия и установки клапанов. Снимите пружины с тарелками. Поверните головку цилиндров и вытащите с нижней стороны клапаны. Снимите маслоотражательные колпачки с направляющих втулок и опорные шайбы пружин.

Сборка

Смажьте моторным маслом клапаны и новые маслоотражательные колпачки (внедрение старенькых не допускается).

Установив опорные шайбы пружин, оправкой напрессуйте колпачки на направляющие втулки клапанов. Воткните клапаны в направляющие втулки, установите пружины и тарелки клапанов. Сжимая пружины приспособлением для снятия и установки клапанов, установите сухари клапанов. —-

Воткните в отверстия головки цилиндров толкатели клапанов с регулировочными шайбами. Проверьте, на месте ли установочные втулки опор распределительного вала, насаженые на шпильки.

Очистите сопрягающиеся поверхности головки блока цилиндров и корпусов подшипников от остатков старенькой прокладки, грязищи и масла. Смажьте моторным маслом опорные шеи и кулачки распределительного вала и уложите его в опоры головки цилиндров в таком положении, чтоб кулачки 1 -го (со стороны зубчатого ремня) цилиндра были ориентированы ввысь. На поверхности головки цилиндров, сопрягающиеся с корпусами последних опор распределительного вала, нанесите герметик.

Нужно подразумевать, что запускать движок разрешается не ранее чем через 1 час после нанесения герметика.

Установите крышки опор рассредотачивания и затяните гайки их крепления в два приема. Оправкой для запрессовки фронтального сальника коленчатого вала и сальника распределительного вала запрессуйте новый сальник распределительного вала, за ранее смазав его моторным маслом. Установите отводящий патрубок рубахи остывания с прокладкой и корпус вспомогательных агрегатов с уплотнительным кольцом. Установите теплоизоляционную проставку с прокладками, толкатель и топливный насос. Наденьте на шпильки головки цилиндров прокладки и установите выпускной коллектор, закрепите его центральной гайкой, а потом установите впускной трубопровод. Закрепите их совместно с заборником теплого воздуха. Установите теплоизолирующий экран карбюратора, проставку и карбюратор. Закрепите его гайками и закройте карбюратор технологической заглушкой либо тряпкой. Вкрутите свечки зажигания, датчик термометра охлаждающей воды и масляный выключатель контрольной лампы давления масла.

Водяной насос

Для разборки при помощи общеупотребительного съемника вы стянете с вала зубчатый шкив насоса. Открутите стопорный винт и выпрессуйте валик в сборе с крыльчаткой, подшипником и сальником. Снимите сальник. По мере надобности стяните с вала крыльчатку. При сборке насоса при помощи оправки установите без перекосов сальник в корпус насоса. Запрессуйте валик с подшипником так, чтоб гнездо стопорного винта совпало с отверстием в корпусе насоса. Закрутите стопорный винт подшипника и зачеканьте контуры гнезда для исключения ослабления винта. Потом напрессуйте крыльчатку и зубчатый шкив, выдерживая размеры 52+0,5 мм и 49,8 мм до верхнего края стакана корпуса.

Перед напрессовкой шкива нагрейте его до 150— 200 "С. После остывания шкива закрепите насос за крыльчатку и проверьте надежность соединения шкива на валике, приложив к шкиву момент 2,5 кгс • м. Шкив при всем этом не должен провернуться.

Масляный насос

Для разборки закрепите крышку насоса в тисках и выверните пробку редукционного клапана. Вытащите пружину и клапан. Выверните винты крепления корпуса насоса с крышкой; отсоедините их и вытащите ведомую и ведомую шестерни. Выпрессуйте с крышки самоподжимной сальник коленчатого вала. Перед сборкой насоса смажьте моторным маслом шестерни, корпус в зоне шестерен, уплотнительное резиновое кольцо трубки маслоприемника и редукционный клапан. Смажьте сальник по внешнему поперечнику моторным маслом и запрессуйте его до упора (чтоб уплотняющая кромка не прилегала к старенькому месту). Потом осторожно закрепите крышку в тисках, в корпус установите шестерни, на поверхность корпуса, сопрягаемую с крышкой, нанесите водянистый герметик и закрепите корпус с крышкой винтами. Установите на место редукционный клапан, пружину клапана и закрутите пробку.

Перед установкой пробки следует непременно поставить под нее уплотнительное алюминиевое кольцо шириной 1,5+0,2 мм.

После сборки маслонасоса его шестерни при проворачивании рукою должны крутиться плавненько и без заеданий.

Топливный насос

При разборке насоса выкрутите болт крепления крышки, снимите крышку и вытащите топливный фильтр насоса. Потом выкрутите винты крепления верхнего корпуса насоса и нижнего корпуса и разъедините их. Повернув на 90° узел диафрагм, вытащите узел и пружину.

По мере надобности выпрессуйте ось и вытащите балансир, рычаг и пружину балансира. Отверните гайку штока и снимите диафрагмы насоса.

Сборку насоса осуществляйте в оборотном порядке. При установке диафрагм направьте внимание на корректность расположения отверстий относительно отверстий нижнего корпуса насоса.

Карбюратор

Выверните винты крепления крышки карбюратора и осторожно отсоедините ее от корпуса, чтоб не разрушить прокладку, поплавок, трубки эконостата и переходной системы 2-ой камеры.

Разбирайте высшую часть карбюратора в последующем порядке. Оправкой 3x24,5 мм осторожно вытолкните ось поплавка из стоек и, не повреждая язычков поплавка, отсоедините его от крышки. Снимите прокладку, выверните седло игловатого клапана. Выверните патрубок подачи горючего и вытащите топливный фильтр. Выверните корпус топливного жиклера холостого хода с электрическим запорным клапаном и вытащите жиклер. Открутите ось, вытащите шарик с пружиной, снимите рычаг управления воздушной заслонкой, отсоедините пружину рычага воздушной заслонки. По мере надобности открутите винты крепления воздушной заслонки, извлеките заслонку и ось. Разберите диафрагменное пусковое устройство, сняв крышку в сборе с регулировочным винтом. Вытащите пружину и диафрагму со штоком.

Разберите корпус карбюратора. Для этого снимите крышку ускорительного насоса с рычагом и диафрагму с пружиной. Вытащите распылители из ускорительного насоса и распылители первой и 2-ой камер.

Распылители ускорительного насоса вынимайте только за корпус распылителей.

Открутите гайку оси дроссельной заслонки первой камеры, снимите кулачок привода ускорительного насоса и шайбу. Выверните винт крепления и снимите электронный провод с концевым выключателем экономайзера принудительного холостого хода с регулировочного винта количества консистенции холостого хода.

По мере надобности выверните винт регулировки количества. Вытащите при помощи штопора либо самореза пластмассовую заглушку и открутите регулировочный винт свойства (состава) консистенции холостого хода. Снимите крышку экономайзера мощностных режимов, диафрагму и пружину. Выверните топливный жиклер экономайзера. Выверните главные воздушные жиклеры с эмульсионными трубками и главные топливные жиклеры основных дозирующих систем.

По мере надобности выверните винты крепления дроссельной заслонки первой камеры, снимите заслонку и вытащите ось в сборе с рычагами привода. Сняв стопорную шайбу и открутив винты крепления дроссельной заслонки 2-ой камеры, снимите заслонку и вытащите ось заслонки. Вытащите подшипники осей дроссельных заслонок первой и 2-ой камер.

Карбюратор собирайте в оборотной последовательности.

При всем этом направьте внимание на последующее:

поплавок должен свободно поворачиваться на собственной оси, не задевая стен камеры; игловатый клапан должен свободно скользить в собственном гнезде, без перекосов и заеданий. Чтоб при сборке не спутать местами жиклеры, нужно уделять свое внимание на их маркировку. После закручивания винтов крепления дроссельных заслонок зачеканивайте винты на особом приспособлении, не допускающем деформации осей заслонок. При сборке ускорительного насоса наживите винты крепления крышки, нажмите на рычаг привода насоса до упора, закрутите совсем винты крышки и отпустите рычаг.